Торговые войны и санкции являются экономическим оружием против неугодных режимов, и как и в случае обычной войны, часто приводят к неожиданным и иногда разрушительным ответным ударам от режимов, на которые они направлены.
Ярким примером был президент Обама, наложивший на Россию санкции за присоединение Крыма. Санкции были призваны блокировать для России доступ к финансированию на Западе, и должны были вызвать тяжелый финансовый и экономический кризис, который вынудил бы отказаться от Крыма и прекратить поддержку других отколовшихся частей Украины.
На самом деле санкции действительно обернулись для России короткой рецессией. Но также обернулись для Запада другими, гораздо более радикальными последствиями. Это вынудило Россию сблизиться с Китаем и Москва стала рассматривать Пекин в качестве лучшей альтернативы для финансирования, чем Запад.
В то же время западные компании были вынуждены отказаться от мега-сделок с русскими из-за санкций. Самым известным примером является Exxon, вынужденный выйти из совместного с Роснефтью арктического предприятия, куда он инвестировал $3,2 миллиарда.
Однако упущенные возможности для Exxon, вероятно, будут намного выше. Долгосрочная сделка с Роснефтью, которая должна была длиться десятилетия, включала разведку нефтерождений в Черном море, огромные сланцевые ресурсы в Западной Сибири и разработку трех крупных месторождений в Арктике (Карское море).
Торговая война с Китаем привела к введению тарифов на китайский экспорт в США, что еще больше сблизило Китай с Россией. Остается совершенной загадкой, почему никто на Западе не предвидел, что экономические ограничения приведут к альянсу между двумя самыми мощными конкурентами Запада.
Основные государственные нефтяные компании Китая и его фонд «Шелковый путь» каждый стал 10-процентным совладельцем первого в России крупного арктического проекта сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал, осуществляемого совместно с крупнейшим независимым производителем газа в России — компанией «Новатэк». Этот проект предлагает отличные перспективы для еще большего расширения.
США поступают так, как будто не видят действия России и Китая, хотя еще за несколько лет до торговых войн Китай договорился с соседней Россией о финансировании нефте- и газопроводов к себе в страну. Теперь Россия стала крупнейшим поставщиком энергии в Китай, сравнившись или даже превзойдя свои энергопоставки в Европу.
Похожий сценарий имеет место и в Персидском заливе, где США вышли из ядерной сделки с Ираном и наложили санкции на экспорт его нефти. Французский энергетический гигант Total, который в последние годы был главной международной нефтяной компанией, представленной в Иране, был вынужден уйти из-за санкций, так же, как и в свое время Exxon из российской Арктики, тоже потеряв миллиарды долларов.
В Иран устремились Китай и Россия. Китай заменил Total, подписав 25-летний договор, по некоторым оценкам, стоимостью около $400 миллиардов. Таким образом Китай предоставил финансирование и технологии отчаянно нуждающейся в этом стране, которая в какой-то момент снова может стать главным мировым поставщиком энергоресурсов. Китай намеревается инвестировать $280 миллиардов в разработку иранской газо- нефте- и нефтехимической промышленности, а также $120 миллиардов в транспортную и производственную отрасли, что сделает Иран ключевым партнером в китайской программе «Одна дорога и один путь».
Бросая открытый вызов американским санкциям против Ирана, Китай увеличил объем закупок нефти у Ирана, одновременно став основным иранским торговым и финансовым партнером. Как и Россия, Иран, похоже, движется в сторону военного альянса с Китаем. Если Запад обеспокоен экспансией Китая в Южно-Китайском море вдоль своих собственных границ, то что же тогда делать с Китаем, если он окажется в Ормузском проливе, через который ежедневно проходит около 30% мировой нефти?
Если Запад считает это выигрышной политикой, то что же тогда считать проигрышной?
Запад медленно начинает осознавать то, какими побочными эффектами оборачивается его разрушительная политика.
Доказательства тому можно увидеть в попытках Макрона убедить Трампа мирно урегулировать отношения с Ираном. Хорошо известно что США тайно встречались с иранскими представителями, к вящему расстройству Саудовской Аравии и Израиля.
Точно так же администрации Трампа крайне необходимо двигаться в направлении прекращения торговой войны с Китаем, чтобы успокоить мировые рынки. Недавнее объявление о возобновлении торговых переговоров между США и Китаем в октябре может предоставить возможность для смягчения тарифов и пути к дальнейшему урегулированию.
Хотя эти действия и смогут помочь ослабить глобальную напряженность, может быть уже поздно обратить вспять тот серьёзный ущерб, что был вызван проводимыми США экономическими войнами. Закрепившись в Иране, Китай вряд ли захочет покидать свою стратегическую позицию на Ближнем Востоке, которую заполучил благодаря близорукой внешней политики Соединенных Штатов.
Перед президентскими выборами в США мы можем увидеть прорыв в торговой войне, и ослабление санкций против России, Ирана, Китая, и даже возможно Северной Кореи, однако почти наверняка США еще увидят негативные последствия от противников, которых сами усиливали и помогали укреплять.