Германия больше не модель для подражания
Германия всегда представляла собой образец для подражания как модель экономики. Уже забыто, что её ВВП пошёл на спад. И уже в течение 10 лет наблюдается его довольно слабый прирост. Это объясняет Лоран Пенсоль, политический обозреватель «Marianne2», член ассоциации политблоггеров Франции.
Единственной мыслью, хорошо проиллюстрированной в редакционной статье Акселя де Тарле, экономического обозревателя радиостанции «Европа 1», было то, что Германия должна была бы стать экономической моделью, целью которой является экспорт, и именно эту цель должна определить для себя любая экономика. Однако, торговая анархия в данный момент разрушает потенциал роста ВВП западных стран.
Контр-пример Германии.
Многие аналитики страдают короткой памятью. Достаточно сказать, что Германия, показывая мощный прирост ВВП в 2010 году, и это даёт им право утверждать без малейшего отступления, что это модель для подражания. Какая глупость! Они забывают, что в 2009 г эта «модель» снизила свой ВВП на 5%, что означает, что в период с 2009 по 2010 гг. прирост национального продукта Франции снизился меньше, чем ВВП его доблестной зарейнской соседки.
Но вот исследование статистики за более продолжительный период показывает совершенно другую перспективу. С 2000 по 2009 г. прирост ВВП Германии составлял 0,8% в год (1,5% во Франции…). Только Италия отстала в приросте, достигнув едва 0,5%. И если безработица определённо менее ощутима в Германии, её нужно рассматривать как следствие развития экономики, и она приблизительно на 20% больше, чем во Франции, и уровень рождаемости уступает ей так же на 20%. Демография играет свою роль.
Германия – не модель для подражания, как подчёркивает известнейший экономист Жак Сапир, она стала проблемой для Европы. Её модель экономического роста, основанная на экспорте, сдерживает рост заработной платы, которая сейчас стагнирует. Хуже то, что этот образец развития экономики сохраняется только потому, что другие европейские страны его не приняли. Если все последуют примеру Германии, европейский континент впадёт в депрессию. И потом, как можно утверждать, что отсутствие социального прогресса для 90% населения - это образец?
Последствия коммерческой анархии
Контр-пример Германии показывает гибельные последствия модели прироста ВВП, основанной на торговле. Даже если я не разделяю полностью его заключений, Малакин подготовил очень интересные, на мой взгляд, документы о занятости. Он различает 4 типа секторов экономики: государственный сектор, внутренний сектор услуг, не подверженный конкуренции, неконкурентоспособная внутренняя производительная экономика (строительный комплекс в том числе) и производительная экономика, способная конкурировать.
Вся проблема состоит в том, что разница в уровне заработной платы в развивающихся и в развитых странах не пропорциональна расхождениям в уровне производительности, что противоречит неолиберальной мифологии (иначе говоря, не видно, почему происходит делокализация производства, учитывая транспортные расходы). Существование огромной разницы в размере заработной платы (от 1 до 20) без регулирующего механизма неизбежно приводит к переводу рабочих мест в регионы с низкой заработной платой.
Кроме того, это оказывает сильное давление на рост заработной платы (как показывает опыт Германии), обрекая эту часть экономики развитых стран на спад. Более того, часть экономики, открытой к конкуренции, испытывает быстрый рост, как показывает делокализация некоторых сфер услуг (центры телефонного обслуживания, банковские услуги...). Спад этих секторов приводит к бюджетному дефициту, который заставляет государство сокращать расходы, ещё больше уменьшая при этом наш потенциал экономического роста.
Конечно, неолибералы используют понижение цен на некоторые продукты, чтобы показать преимущества свободной торговли. Но это умозаключение неверно: сокращение заработной платы было более существенным, чем сдерживание цен, как это показывает понижение покупательской способности среднего класса почти повсюду. В Соединённых Штатах и в Великобритании домохозяйства смогли сохранить свою покупательскую способность лишь ценой массового использования кредитов.
Реальность торговой анархии - это снижение цен на некоторые продукты, но при этом массовый вывод производств в другие регионы, безработица, сокращение заработной платы, и в итоге это ставит под угрозу саму возможность экономического роста так называемых «развитых» стран. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|