Завершение строительства «Турецкого потока» изменит европейский газовый рынок – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
«Турецкий поток» изменит газовый рынок Евросоюза
Дело в том, что в рамках сегодняшнего визита в Россию президента Турции Реджепа Эрдогана президент РФ Владимир Путин прояснил ситуацию вокруг «Турецкого потока» и отметил, что поставки российского газа начнутся здесь уже в текущем году.
Естественно, какое-то время проект будет выходить на проектную мощность, но в отличие от «Северного потока-2», где имеются проблемы со строительством его европейского продолжения, а именно газопровода EUGAL, у «Турецкого потока» все готово, из-за чего его выход на объем поставок в 15,75 млн кубов трубопроводного газа произойдет на протяжении 2020 календарного года.
В результате, первая нитка «Турецкого потока» насытит турецкий национальный рынок, что позволит Венгрии и Болгарии развернуть свои мощности, по которым газ раньше поступал в Турцию через Украину, в обратном направлении для нового газового маршрута.
Этим маршрутом должна стать вторая нитка «Турецкого потока», которая будет поставлять российский газ в государства Южной Европы, минуя Украину, что вместе с «Северным потоком-2» должно кардинальным образом изменить европейский газовый рынок.
«Действительно, первая нитка «Турецкого потока» точно заработает до конца текущего года, но она не будет экспортной, а начнет поставлять газ для нужд самой Турции без транзитной наценки Украины и других задействованных государств», - заключает Юшков.
Для России, в любом случае, это важное событие, поскольку Турция является вторым после Германии импортером российского газа в Европе, поэтому данный проект гарантирует нашей стране турецкий национальный рынок, что дает много дополнительных преимуществ.
«Что касается второй нитки «Турецкого потока», то там существует несколько вариантов – классический, т.е. через Болгарию в Сербию и Венгрию и дальше в Австрию, а также «реверсный» – опять же, через Болгарию, но на этот раз в Румынию и Венгрию», - резюмирует Юшков.
Украина убыстряет проработку альтернативных вариантов
Второй вариант возможен по той причине, что для этого не нужно будет достраивать интерконнекторы, а нужно будет просто воспользоваться теми газопроводами, которые уже есть, и адаптировать их на поставки в обратном направлении. Также это связано с тем, что Киев в лице «Нафтогаза» сегодня торпедирует подписание нового транзитного соглашения по поставкам природного газа через Украину.
«Транзит действительно может быть остановлен по причине отсутствия договора между «Газпромом» и «Нафтогазом», и в рамках этого сценария возможна переориентация балканских газопроводов в обратном направлении», - констатирует Юшков.
Впрочем, если это и случится, то вряд ли в долгосрочном порядке, поскольку Украина подписала Третий энергопакет, а там имеется положение, что Киев не может мешать энергетическому обмену, который происходит в Евросоюзе. Таким образом, Киев, в любом случае, подпишет новое соглашение с Москвой, а вопрос только в его условиях, сроках действия и в обязательных объемах на газовый транзит.
Например, Россия не против того, чтобы пролонгировать соглашение от 2009 года на один календарный год, поскольку очевидно, что «Северный поток-2» немного запаздывает и Москве было бы выгодно ничего не менять в существующем договорном раскладе.
«Что касается второй нитки «Турецкого потока», то гарантированно по ней будут получать газ только Болгария, Румыния и Молдавия. С Венгрией и Сербией все намного сложнее – им для этого нужны интерконнекторы в Болгарии», - заключает Юшков.
Интересно, что работы в Сербии уже ведутся, а вот в Болгарии с этим существуют большие проблемы, что заставляет постоянно вспоминать ситуацию с «Южным потоком», где София дала свое согласие, но забрала его сразу после начала давления со стороны США.
«Перемычка «Сербия-Венгрия» и «Болгария-Сербия» пока не достроены и поэтому существуют определенные риски, а сможем ли мы набрать все те транзитные мощности в случае, если Украина пойдет на радикальный саботаж газового транзита», - резюмирует Юшков.
Другой вопрос, что даже в случае реализации всей инфраструктуры по «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку» определенные объемы транзита все равно останутся на Украину. Разговор здесь идет об объеме от 15 до 40 млрд кубов, причем это в том случае, если потребление в Евросоюзе не вырастит в ближайшие годы, а к этому существуют серьезные предпосылки.
«Впрочем, когда все российские газотранспортные проекты будут в 2020 году достроены, европейский газовый рынок значительно поменяется. Если раньше все шло с востока на запад, то теперь будет трубопроводное огибание Украины с севера и юга», - констатирует Юшков.
По словам Игоря Валерьевича, реализация этих проектов имеет для «Газпрома» стратегическое значение, поскольку у российской компании есть твердые контракты на поставку газа европейским государствам, причем мы должны их выполнить любым способом.
«Маршруты здесь никого не интересуют, как и фактор Украины, поэтому остановка газового транзита создаст «Газпрому» серьезные проблемы, хотя, учитывая фактор новых газопроводов, они носят решаемый характер», - заключает Юшков.