За 27 лет Россия смогла изменить свою позицию в МВФ от крупнейшего заемщика до влиятельного кредитора. О том, что представляет из себя эта организация и как складывались отношения нашей страны с МВФ, рассказывает Софья Главина, руководитель программы "Цифровая экономика" ИМЭБ РУДН.
Международный валютный фонд (МВФ) был создан 27 декабря 1945 г. и подотчетен 189 странам, входящим в его почти глобальное членство. Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютной системы. Это достигается тремя способами: отслеживанием глобальной экономики и экономики стран-членов; кредитованием стран, поддержкой положительного платежного баланса; оказанием консультационных услуг членам.
Финансовая организация МВФ построена на долевой основе стран-членов: большая часть финансовых ресурсов для кредитования предоставляется в основном за счет квот. Каждой стране-члену МВФ назначается квота, в целом основанная на ее относительном положении в мировой экономике. По сути, квота определяет влияние страны на МВФ, количество "доступных" голосов и объемы доступного кредитования. Кроме того, квота влияет на размер взносов в фонд – все взносы формируются исходя из валютных пропорций: ¼ в иностранной валюте (на выбор: доллар США, евро, японская иена, юань, фунт стерлингов) и ¾ в национальной валюте. На данный момент проходит 15-й пересмотр квот, который планируется завершить в 2019 г. и перейти к 16-му. Формула расчета квоты страны основана на четырех показателях: объемы международных резервов, ВВП, степень открытости экономики и ее изменчивость.
Финансовая емкость МВФ после последнего пересмотра квот составляет около 467 млрд СДР ($650 млрд). При этом МВФ имеет возможность привлекать средства для пополнения квотных ресурсов, основанную на двухсторонних соглашениях о заимствованиях между странами-членами и МВФ (на данный момент соглашения действуют примерно на 280 млрд СДР (около $387 млрд)).
Финансовую мощь МВФ составляют:
- Специальные права заимствования (SDR, Special Drawing Rights) - международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 г. для пополнения официальных резервов стран-членов. Именно СДР является внутренним платежным средством МВФ, был введен с целью унификации (поскольку все страны-члены введут расчет в разных валютах). С формальной точки зрения СДР не является ни долговым обязательством, ни валютой. Совокупные накопления составляют примерно 204 млрд СДР (около $283 млрд). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой. Курс SDR с 2016 г. привязан к корзине из 5 валют. На момент статьи курс SDR равен $1,45.
- Золото - важный актив в резервных фондах нескольких стран, и МВФ по-прежнему является одним из крупнейших в мире официальных держателей золота.
- Заемные средства. Несмотря на то что квоты для стран-членов является основным источником финансирования МВФ, фонд может пополнять свои квотные ресурсы за счет внешних заимствований.
МВФ и Россия
Несмотря на то что делегация Советского Союза участвовала в 1944 году в Бреттон-Вудской конференции, в рамках которой было принято решение в том числе о создании МВФ, по окончании конференции правительство СССР объявило о неприсоединении к работе Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Фактически Россия стала членом МВФ только в 1992 г. Именно с данного момента организация оказывает влияние на внутреннюю экономическую политику России в формате рекомендаций правительству и Центральному банку. В сферу контроля МВФ входит установление рекомендуемого уровня национального бюджета, определение уровня инфляции, контроль уровня процентных ставок в стране, валютный курс и др.
С момента вступления России в МВФ сотрудничество осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.
1992-1993 гг. Начало кредитной истории России в МВФ
В течение апреля-мая 1992 г. исполнительным советом МВФ было утверждено членство многих государств бывшего Советского Союза. Первая программа МВФ была опубликована уже 1 апреля 1992 г. В рамках данной программы предполагалось создание фонда по стабилизации рубля общим объемом $6 млрд и предоставление резервного кредита объемом $3 млрд. Предполагалось проведение двух траншей в рамках одобренного кредита объемом 719 млн СДР (около $1 млрд). 5 августа был проведен первый транш кредита, однако его использование требовало удерживания дефицита госбюджета на уровне до 5% ВВП и до 10% темпа инфляции. Однако дальнейшее экономическое состояние России не удовлетворяло требованиям МВФ, что привело к отказу в проведении второго транша.
Вторая программа стимуляции российской экономики была опубликована в апреле и утверждена в июле 1993 г. Основной целью кредитования была стабилизация финансового и макроэкономического климатов, а также поддержка России как страны с переходной экономикой. При этом условия кредитования были упрощены: сокращение дефицита госбюджета до 10% ВВП и снижение среднемесячного темпа инфляции до уровня 7-9%.
Данная программа привела к получению двух траншей 6 июля 1993 г. и 25 апреля 1994 г. – по 1 млрд СДР (около $1,5 млрд.). Однако проводимая в реальности политика не оказывала значительного влияния, что и стало отказом от дальнейшего кредитования.
1994-1997 гг. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ
В апреле 1994 г. также последовал транш объемом $1,5 млрд. В связи с несоблюдением условий МВФ уже в октябре 1994 г. было принято решение об ужесточении денежно-кредитной политики в стране, а также попытках снижения инфляции.
Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 г. был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4,3 млрд СДР - $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования: сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др. Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 г. получить еще один кредит, объемом 6,9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.
1998 г. Россия – самый большой заемщик МВФ
В данный период политика МВФ заключается в кредитовании в обмен на экономические реформы, политику либерализация экономики, снижение дефицита госдолга до 2% ВВП, снижение инфляции до 6,9% в год. Данный подход был обусловлен результативностью указанных методов в промышленно развитых странах. Однако реформы были незначительными, и вмешательство в денежно-кредитную политику и экономику страны оставалось минимальным. После каждого транша создавалось впечатление "предотвращения" кризиса и возобновления функционирования экономики России и отсутствия необходимости проведения реформ. Это привело к тому, что Россия стала крупнейшим должником МВФ на тот период, и возврат ссуд был невозможен без дальнейшего увеличения кредитования.
Новый кредитный транш МВФ стал крупнейшим в истории России - $11,2 млрд. 20 июля 1998 г. МВФ принимает решение профинансировать увеличение кредитной договоренности для России на 6,3 млрд СДР. Предполагалось предоставление кредита тремя траншами (20 июля, 15 сентября, 15 декабря) в рамках 1998 г.
Однако в связи с тем, что 17 августа 1998 г. в России был объявлен дефолт по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля, транш от 20 июля был остановлен. В это время Россия являлась крупнейшим заемщиком МВФ за всю историю, а на сегодняшний день уступает только Аргентине.
1999-2004 гг. Погашение задолженности
В июле 1999 г. со стороны МВФ было принято решение о дальнейшем кредитовании России в течение 1999-2000 гг. в размере 3,3 млрд СДР ($4,5 млрд), разделенном на несколько траншей. Первый перевод был осуществлен в размере 3,3 млрд СДР ($4,5 млрд). Однако в дальнейшем Россия по собственной инициативе отказалась от кредитования, чему способствовало улучшение макроэкономических условий – вырос мировой уровень цен на нефть. Общее улучшение конъюнктуры рынка и экономический рост позволили производить погашение долгов перед МВФ.
2005 г. Изменение статуса на кредитора МВФ
К январю 2005 г. Россия успешно погасила все задолженности, полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией, и впоследствии получила статус кредитора МВФ. В связи с этим решением совета директоров МВФ Россия была включена в "План финансовых операций" (ПФО) фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
Современное участие России в МВФ
На сегодняшний день квота России составляет 2,7% — 12 903 млн СДР ($17 млрд). Однако до 2010 г. квота была незначительно меньше – 2,5% (9 945 млн СДР). При этом Россия является восьмой по размерам квот страной-участницей МВФ. Крупнейшими на данный момент являются США, Япония, Китай, Германия. Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссий экспертов фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
На сегодняшний день Россия участвует во множествах программах МВФ в качестве кредитора. В то же время Россия прибегает к консалтинговым услугам со стороны фонда, в частности в 2018 г. наша страна получила новые рекомендации по "восстановлению" экономики на фоне геополитической ситуации, связанной с Украиной. Основными преградами на пути экономического развития были выделены медленный процесс приватизации, растущая доля стареющего населения, геополитическая ситуация и санкции.
Стоит также отметить, что рекомендации МВФ учитываются Россией при корректировке национального экономического развития. Перспективы экономического роста в России будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ. В последние три года рост ВВП составлял в среднем 1,4%, и прогнозируется сохранение подобных темпов и в 2019 г. согласно прогнозу МВФ.
|