Негодование Дмитрия Медведева медленным расходованием средств по линии нацпроектов оправдано – ситуация влияет на экономику всей России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников.
"Озабоченность главы правительства медленным расходованием средств на национальные проекты обоснована. 2018 год показал экономический рост в 2,3%, хотя многие позитивные факторы носили разовый характер. В этом году с января по апрель показывает лишь 0,8%. Официальный прогноз по году – 1,3%, но для этого нужно хорошо прибавить во втором полугодии. К примеру, вернуть в экономику изъятые из нее 630 млрд рублей, поступившие от повышения налога на добавленную стоимость.
Эти деньги придут в виде госинвестиций и бюджетных вливаний, процесс уже идет. Сыграет роль ослабление денежно-кредитной политики Нацбанком – вероятно, уже завтра будет снижена ключевая ставка. Но этого мало. Серьезные надежды руководство страны связывает с вливаниями в нацпроекты – это может приблизить рост ВВП к оптимистичным 1,5%. В этом году в экономику этим путем придут 1,7 трлн рублей – вливания очень серьезные, он скажутся на экономике и доходах россиян", - отмечает аналитик.
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что по ряду направлений средства бюджета расходуют медленно, это касается и финансирования национальных проектов. В связи с этим уже к 14 июня премьер ждет от министерства финансов и ответственных исполнителей доклады по реализации мер для исправления ситуации. Глава правительства заявил, что средства осваиваются "недопустимо медленно" и анонсировал: окончательные выводы будут сделаны позже.
"Нацпроекты не только главная надежда на ускорение роста во втором полугодии, но и острая болевая точка для правительства. Ведь реализация проектов наткнулась на проблемы финансирования – оно явно отстает от начисляемых бюджетных ассигнований. Говоря проще, деньги государством выделяет вовремя, однако Минфин не может давать их абы на что. Каждое перечисление должно быть подтверждено грамотным обоснованием – на какой проект пойдут деньги, в каком объеме, какие результаты в итоге принесут.
Однако далеко не все органы исполнительной власти способны проработать проект, грамотно обосновать его, вовремя составить заявку. В итоге "хромает" кассовое исполнение – на конец апреля из 1,7 трлн рублей перечислены бюджетополучателям лишь 400 млрд. Судя по озабоченности Медведева, существенно ситуация к лучшему не изменилась. Скоро закончится полугодие, а финансирование нацпроектов сильно отстает от графика", - подчеркивает специалист.
Проблемы в регионах
Всего в 2019–2024 реализуются 13 нацпроектов, стоимостью в 25,7 трлн рублей, из которых 13,2 трлн рублей возьмет на себя федеральный бюджет. Кураторами проектов выступают вице-премьеры, а руководителями - министры. Счетная палата РФ в мае обращала внимание, что на исполнение нацпроектов в I квартале 2019 года было потрачено 12,8% от запланированных средств. В отсете уточняется, что на 1 апреля расходы на нацпроекты были исполнены в сумме 220,9 млрд рублей, это лишь 12,8% от годового объема.
Аудиторы обнаружили, что вообще не осуществлялось финансирование 37 из 75 федеральных проектов (входят в нацпроекты). При этом самый большой уровень исполнения расходов в первом квартале показали нацпроекты "Здравоохранение" (44,1%), "Наука" (20,6%), "Демография" (19,4%) и "Международная кооперация и экспорт" (19,3%). На заседании 8 мая президент РФ Владимир Путин потребовал от кабмина в кратчайшие сроки дооформить нормативную базу нацпроектов и устранить сбои в их финансировании.
"Нацпроекты напрямую увязаны с бюджетным финансированием, а значит, требуют повышенного контроля и внимания. Но из-за этого движение средств в их рамках выглядит крайне запутанно – на это не раз указывала и Счетная палата. Она указывала, что мониторинг за финансированием затруднен и из-за этого возникают риски, что поставленные цели к 2024 году не будут достигнуты.
Сейчас ситуация переходит критическую черту, что вызывает у руководства правительством вопросы. Требуется прямое вмешательство премьер-министра: отчитайтесь, чтобы можно было выявить и устранить проблемы. Либо Минфин требует слишком многого, либо получатели не способны обосновать проекты – придется разбираться. И выявлять "слабые звенья" всей цепочки.
Нацпроекты – это вызов для всей финансовой системы госуправления, они требуют новых подходов, компетенций и уровня мышления. Это не просто освоение денег, а соизмерение затрат и результатов. Но это традиционно слабое место многих ведомств в России. И Минфин, и Минэкономразвития часто указывают на неэффективность инвестиций - то проект недостаточно эффективен, то его исполнение не на высоте. Эту ситуацию нужно менять, причем достаточно быстро", - заключает Никита Масленников.