Долговой кризис Европы никуда в ближайшее время не денется, что означает, что кризис вокруг Европейского валютного союза тоже никуда не денется. Как оказалось, Европейская комиссия занимается этим вопросом, предлагая вещи вроде "процедур чрезмерного дефицита" и тому подобного.
Сработает ли это? Ну ... давайте обратимся к объяснению "Economist" (ведущее экономическое издание - прим. perevodika.ru) того, почему предыдущий набор правил не смог этого предотвратить:
"Пакт стабильности и роста" должен был ограничить дефицит бюджета каждой страны до 3% ВВП, а государственный долг до 60% от ВВП. Он не смог, отчасти потому, что Франция и Германия отказались его соблюдать - и даже переписали правила, когда нарушили лимит дефицита.
Напротив, проблемы, которые возникли потому, что различные экономики ответили по-разному на общую денежно-кредитную политику зоны, были недооценены. Резкое падение реальных процентных ставок при присоединении к евро в Греции, Ирландии и Испании вызвало огромный бум расходов. (Португалия наслаждалась всплеском роста в конце 1990-х годов в преддверии вступления в зону евро.) Буйный внутренний спрос толкал вверх расходы на оплату труда на единицу продукции по сравнению с остальной частью зоны евро, особенно в Германии, нанося ущерб конкурентоспособности экспорта и производя большой дефицит текущего счёта.
Евро позволило этим внутренним дисбалансам расти без проверки, и сейчас мешает скорейшей перестройке, потому что страны еврозоны, чья заработная плата не соответствует зарплате их коллег, не могут девальвировать.
Итак, что же делать? В прошлом европейские интеграционисты были весьма ловкими в использовании периодов кризисов и недомоганий, чтобы придать импульс дальнейшим усилиям интеграции. Вполне возможно, что это может произойти снова.
В этом случае, однако, интеграционные усилия будут очень дорогостоящими. "Economist" объясняет:
[Е]сть три способа, как стране восстановить конкурентоспособность: девальвации (которая уменьшает заработную плату по сравнению с зарплатой в других странах-экспортерах), сокращения заработной платы или более высокая производительность. В зоне евро первый вариант отпадает. Два других полагаются на ослабление правил рынка труда так, чтобы зарплата соответствовала эффективности рабочих более тесно, и рабочие могли свободно перемещаться из умирающих отраслей и фирм в растущие.
Я думаю, что профсоюзы не будут большими фанатами этого второго варианта. Третий вариант кажется идеальной политической мечтой, за исключением того, что он включает в себя устранение положений, которые, вероятно, выгодны многим укоренившимся интересам групп.
Другая возможность состоит в большей финансовой централизации. "Economist"у она не нравится, но это неважно - как указала Мэри Саротте в "Foreign Affairs", есть одна Очень Важная Страна, которая не собирается соглашаться с этой политикой:
Сейчас задача состоит в реформе управления, а не изгнании государств-членов. Возвращение к национальным валютам понизит стоимость перевыпущенных южных валют до нуля, а немецкой марки - до небес, что подорвёт конкурентоспособность экспорта Германии и рынок труда, не говоря уже о побочном ущербе для Европейского союза и единого рынка. Кризис еврозоны не должен означать конец евро, а скорее начало давно назревшего капитального ремонта. Идея европейского валютного фонда, одобренная Вольфгангом Шойбле (опытным государственным деятелем со времён объединения Германии, а теперь подчиненным Меркель), ослабла после того, как её отклонила Меркель, но заслуживает более широкой поддержки. Германия также должна пересмотреть свои призывы к болезненной финансовой дисциплине по отношению к самым слабым странам, до тех пор, пока их экономика не восстановится. В идеале, но, возможно, не реалистично, Меркель должна вернуться к предыдущей немецкой форме и возглавить пересмотр Маастрихтского договора, возглавив свежие усилия сделать для политического союза то, что Коль и Миттеран сделали для валютного союза.
Маловероятность такого шага является примером фундаментальной проблемы в рамках всего Европейского Союза: существует встроенная напряжённость в отношениях между высокими целями интеграции и коллективной неготовностью государств-членов продумать последствия своего амбициозного проекта. Большое достижение прошлого было в том, чтобы примирить эти противоречивые импульсы, сосредоточив внимание на практических соглашениях. Пора сделать это ещё раз и понять, что необходимым следствием валютного союза является более тесный политический союз.
В некотором смысле, что будет происходить дальше, будет отличным тестом того, действительно ли экономическая взаимозависимость меняет национальные стимулы. Как я писал в своём блоге несколько месяцев назад, "когда откат назад невозможен, а продирание более не является жизнеспособным, то единственное, что остаётся сделать, - это двигаться дальше, соглано проекту интеграции".
Конечно, европейцы провели последние несколько месяцев, ещё немного продравшись через неразбериху. С учетом нынешних тенденций, однако, этот вариант исчезнет скорее раньше, чем позже.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+