К пятой годовщине аннексии украинского полуострова Крым Кремль придумал кое-что особенное. Президент Владимир Путин в понедельник открыл две ТЭС общей мощностью 940 МВт — одну в Севастополе и вторую в Симферополе. Таким способом Кремль празднует «присоединение» и демонстрирует, как полуостров якобы процветает, и в этом ему помогла в том числе и немецкая компания «Сименс» (Siemens). ТЭС работают благодаря газовым турбинам ее производства. Россия пытается самостоятельно производить турбины такой мощности, но пока безуспешно. Тем не менее «Сименс» вряд ли рад церемонии, ведь она напоминает о скандале, скомпрометировавшем и концерн, и федеральное правительство.
Вследствие санкций ЕС европейские компании не должны поставлять в Крым технологии и товары, которые могут быть задействованы в транспортном, телекоммуникационном и энергетическом секторе или для добычи ресурсов. Штрафные меры призваны предотвратить то, что отмечали в понедельник, — закрепление противоречащей международному праву аннексии.
Договор о поставке четырех турбин был заключен весной 2015 года между дочерней компанией российского государственного концерна «Ростех» и находящимся под контролем «Сименс» совместным предприятием из Санкт-Петербурга. Согласно договору, турбины предназначались для ТЭС в Тамани на юге России, что не противоречит санкциям. Но вскоре российские и немецкие СМИ сообщили, что первоначально планируется поставить турбины в Тамань, чтобы обойти санкции, а затем перенаправить на две ТЭС в Крыму, о строительстве которых было известно с 2014 года. Также сообщили, что на площадке в Тамани еще ничего не построено, а в Крыму, напротив, давно ведется строительство. Турбины были поставлены в Россию в августе 2016 года. Вскоре после этого Путин лично заверил тогдашнего министра экономики ФРГ Зигмара Габриэля, что Россия будет придерживаться договора. Однако полгода спустя, летом 2017 года, турбины оказались в Крыму.
«Сименс» тогда возмутился, но заявил о своей невиновности. Глава концерна Джо Кэзер сказал, что вплоть до момента передачи турбин «очень детально анализировались слухи о якобы планировавшемся использовании в Крыму, но не было найдено никаких доказательств». Лишь после поставки появились «указания на потенциальное изменение назначения». Учитывая, что тревожные сообщения поступали уже давно, это кажется крайне наивным. «Сименс» подал в российский суд иск о возврате турбин, но, как и следовало ожидать, ничего не добился.
Концерн на некоторое время приостановил деловые отношения с государственными российскими клиентами, заявил о новых контрольных мерах и сетовал об утерянном доверии. Но все размолвки давно забыты. Президент «Сименс» в России Александр Либеров сообщил в декабре изданию «Ведомости» о планах компании расширить присутствие в России. Концерн ведет переговоры с российской компанией РЖД о поставках скоростных поездов. Также концерн планирует инвестировать в энергетическую технику. Так, доля локализации производства турбин, которые теперь работают в Крыму, должна быть увеличена с 62 до 70% к 2020 году, а затем станет и еще больше. Этого российское правительство требует от компаний, которые хотят участвовать в модернизации российских ТЭС. По словам Либерова, новые контрольные механизмы нужны, чтобы заказанная техника устанавливалась на местах, согласованных в договорах. Отрицательных последствий для компании в связи со скандалом вокруг крымских турбин он не видит.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.