Непрекращающийся рост государственного долга США является следствием глобального кризиса американской цивилизации, решить который на данный момент практически невозможно. Такую точку зрения высказал профессор Цюрихского университета Джордан Баллор. Перевод его материала, опубликованного на сайте Института Актона, предоставляет своим читателям «ПолитРоссия».
Ежегодный доклад Бюджетного бюро Конгресса США, опубликованный в конце января, дал старт очередному витку обсуждений относительно американского долгового кризиса. По мнению Джордана Баллора, проблема госдолга США является настоящим кризисом, важным не только для государственной политики и политической культуры, но и для жизни каждого американца.
И размер, и масштаб этого кризиса являются поистине значительными. Так, государственный долг – это накопление неоплаченных обязательств федерального правительства. И за октябрь 2018 года дефицит (отрицательная разница между расходами и доходами за определенный период) превысил уже отметку в сто миллиардов долларов, что в два раза больше показателей за октябрь 2017 года. Что же касается профицита, то в последний раз он был зафиксирован еще в 2001 году.
Основной причиной таких финансовых потерь, без сомнения, является проводимая Вашингтоном «война с террором»: к ней относятся вторжение в Ирак и Афганистан, а также ряд других сопутствующих кампаний. В общей сложности на них было потрачено почти шесть триллионов долларов. К этой цифре можно добавить и будущие обязательства и обещания правительства в отношении предоставления социальных прав (Medicare и тому подобное) гражданам, что также потребует больших расходов в ближайшем будущем.
Возможно, как предполагает Баллор, имеет смысл сравнивать эти цифры с показателями экономики страны в целом. Действительно, американская экономика настолько велика, что показатели национальной задолженности как части валового внутреннего продукта (ВВП) выглядят не столь впечатляющими. Но, уверен профессор, это не делает их менее тревожными. В последнее десятилетие наблюдался всплеск дефицитных расходов как доли ВВП после Великой рецессии в 2009 году. Тогда дефицитные расходы федерального правительства по отношению к ВВП составляли почти десять процентов, в то время как общие расходы федерального правительства достигли почти четверти ВВП. За этим пиком последовало устойчивое снижение, в то время как в последние три года наблюдается медленный рост дефицитных расходов – в 2018 году он снизился почти на четыре процента от ВВП. За последние же пять лет общие государственные расходы составили чуть выше 20 процентов от ВВП.
Но эти цифры не включают в себя задолженности на других уровнях управления. А, между тем, многие населенные пункты и муниципалитеты сталкиваются со значительным дефицитом средств для финансирования пенсий и других программ в ближайшие годы. С серьезными проблемами сталкиваются и целые штаты, поскольку они получают средства через федеральные программы. В итоге мы приходим к тому, что, согласно оценкам, общий государственный долг, включая местные, региональные и федеральные правительства, неуклонно приближается к отметке в 25 триллионов долларов.
Помимо этого уже совсем скоро все большая доля федеральных расходов будет уходить на выплату процентов, которые успели накопиться в настоящему времени. Так, последний отчет The Wall Street Journal гласит: если текущее повышение процентных ставок продолжится, то в 2020 году правительство будет тратить на проценты больше, чем тратит на Медикейд, в 2023 году – больше чем на национальную оборону.
Что касается решений и источников проблем, то несколько лет назад Институт Актона разработал несколько «принципов бюджетной реформы», которые по-прежнему имеют важное значение. Во-первых, реформа федеральных расходов должна соотносить обязанности с нынешним и будущими поколениями. Во-вторых, необходима всеобъемлющая бюджетная реформа, поскольку нынешнее поколение американцев имеет ряд обязательств перед своими потомками. Основой же для оказания помощи нуждающимся должно стать гражданское общество, а не госинституты. При этом роль федерального правительства не должна выходить за пределы, обозначенные в Конституции США.
Определенный сдвиг в американской политической культуре, направленный на решение этих проблем, произошел еще в 80-х годах прошлого столетия. Тогда доминирующей темой администрации Рейгана было то, что снижение налогов обязательно приведет к ограниченному правительству. И эти рассуждения предполагали, что дефицит расходов будет постоянно корректироваться благодаря так называемым культурным нормам. Однако, как мы можем судить сейчас, такие предположения не оправдались. Это обосновано тем, что снижение налогов без соразмерного сокращения расходов автоматически открывает новую эру бюджетной безответственности.
За прошедшие годы, резюмирует Баллор, мало что поменялось. Долговой кризис, с которым Америка сталкивается сегодня, на самом деле является лишь одним из аспектов гораздо более масштабного кризиса, который не является просто политическим, экономическим, социальным, культурным или личным. Это всеобъемлющий кризис, который охватывает все институты и всех граждан страны. Иными словами, речь идет о проблеме, которая не сводится только к техническим решениям в одной области жизни. В некотором смысле этот кризис является последним проявлением коррупции, которая ознаменовала состояние человека с момента грехопадения, и когда-либо будет полностью разрешена только при достижении всех иных целей.
Автор: Константин Липавский