Китай согласился снизить импортную пошлину на американские автомобили, возобновить закупки соевых бобов в США и сократить финансирование программы «Сделано в Китае — 2025». Почему это не означает победу Трампа в торговой войне и как Пекин под видом уступок решает собственные проблемы?
Кто победил?
Американские СМИ на прошлой неделе пестрели заголовками типа «Трамп выиграл торговую войну с Китаем». Поводом для ликования послужили состоявшиеся в среду телефонные переговоры министра финансов США Стивена Мнучина с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ, в ходе которых китайский представитель сообщил о трех важных уступках Вашингтону.
Пекин пообещал, во-первых, снизить импортные пошлины на американские автомобили с 40% до 15%, во-вторых, возобновить закупки сои в Соединенных Штатах и, в-третьих, сократить финансирование программы развития высоких технологий «Сделано в Китае — 2025».
На этих новостях фондовые индексы США в среду утром подскочили на два-три процента, но уже к концу дня растеряли большую часть прироста. До конца недели рынок так и торговался, несмотря на впечатляющую победу Белого дома, что выглядит очень странно. Но только на первый взгляд. Потому что на самом деле больше похоже, что китайцы опять обвели Трампа вокруг пальца.
В первую очередь это касается соевых бобов. По данным американского Совета по экспорту сои, китайские компании на прошлой неделе заключили контракты на покупку до двух миллионов тонн соевых бобов с поставкой в первом квартале 2019 года.
Напомним, Китай в последние годы был крупнейшим покупателем американской сои — до торговой войны на эти бобы приходилось без малого 60% поставок агропродукции из США. Но с июля, в ответ на новые американские импортные тарифы, Пекин обложил импорт сои пошлиной в размере 25%. В результате рентабельность экспорта сельхозкультуры для американских фермеров упала практически до нуля, поставки в КНР сократились на 98%.
Параллельно в Штатах резко вырос спрос на услуги зернохранилищ, что привело к повышению тарифов на хранение злаков почти вдвое. Большинству фермеров такие расценки не по карману, и они были вынуждены просто уничтожить львиную долю урожая.
Возобновление закупок сои Пекином дает американским аграриям шанс спастись от банкротства, однако объемы закупок пока слишком малы. Неудивительно, что биржевые цены на соевые бобы остаются примерно на десять процентов ниже майских уровней.
Это, в частности, означает, что, купив американскую сою сегодня, Пекин сэкономит миллиарды долларов по сравнению с закупками «мирного времени». Так что пока Трамп пишет твиты о победах в торговой войне, в Китае спокойно подсчитывают прибыли.
Кстати, до торговой войны китайцы импортировали из США не только сою, но и свинину, пшеницу, а также молочные продукты, которых только в прошлом году закупили на 576 миллионов долларов. О возобновлении импорта этих товаров Пекин не заикается, потому что уже нашел альтернативных поставщиков.
С соевыми бобами это сложнее. Так что, возобновляя закупки в США, китайцы прежде всего стремятся удовлетворить собственные потребности в кормах для животных, а не осчастливить Трампа.
Защита от перегрева
Похожая ситуация складывается и вокруг стратегии «Сделано в Китае — 2025», направленной на обеспечение КНР лидерских позиций в самых перспективных высоких технологиях — от робототехники до искусственного интеллекта.
Вашингтон критикует эту программу за то, что китайское правительство выделяет крупные субсидии национальным компаниям на разработку высокотехнологичной продукции. По мнению Белого дома, это нарушает принципы честной конкуренции, а главное — создает для США перспективу проигрыша в технологической гонке.
На минувшей неделе Пекин пообещал сократить субсидии своим высокотехнологичным предприятиям, а также продлить основные этапы реализации программы. Так, если раньше предусматривалось, что доля компонентов собственного производства в электронной продукции должна вырасти до 70% к 2025 году, то теперь Китай готов отсрочить это на десять лет.
Однако эксперты отмечают, что и здесь Пекин прежде всего решает свои проблемы. Дело в том, что вице-премьер Лю Хэ и другие высокопоставленные чиновники в последнее время неоднократно критиковали программу «Сделано в Китае — 2025» за неэффективное расходование средств. В частности, дешевые кредиты и субсидии привели к появлению избыточных мощностей в производстве аккумуляторов для электромобилей. Притормозив реализацию высокотехнологичной стратегии, китайцы выровняют образовавшиеся перекосы и диспропорции.
Уехал — не вернешься
С машинами ситуация для американцев еще сложнее. Китайский автомобильный рынок переживает кризис: продажи снижаются впервые за последние 30 лет. Похоже, одна из главных причин этого — проблемы с топливом. В августе практически во всех крупнейших городах Китая наблюдался дефицит бензина и дизеля.
Вернуться на китайский рынок в условиях сжимающегося спроса американским автопроизводителям будет очень непросто, несмотря на снижение пошлин. Тем более что за последние месяцы в стране укрепили позиции конкуренты.
Немецкие компании вытеснили американцев с первого места. «Раньше США были крупнейшим поставщиком автомобилей в Китай, но теперь лидирует Германия. Импорт японских, германских автомобилей на китайском рынке растет, а американских — падает», — сообщил в сентябре заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь.
А японская Toyota Motor Corporation договорилась с китайской Geely Automobile Holdings о совместном производстве гибридных (бензин-электрических) автомобилей, согласившись поделиться с китайцами технологиями и таким образом обеспечив себе режим наибольшего благоприятствования.
Между тем штатовские автостроители продолжают страдать от американских же импортных пошлин. Как утверждает глава отдела глобальных операций Ford Джон Хинрикс, из-за введенных Трампом весной тарифов сталь в стране стала самой дорогой в мире: воспользовавшись исчезновением конкурентов, металлурги подняли цены почти на 30% за полгода. В результате сталь в США сейчас стоит примерно на 260 долларов за тонну дороже, чем в Китае, и Ford из-за дороговизны металла уже потерял порядка миллиарда долларов.
«Введенные Трампом тарифы на импортные алюминий и сталь добавили около 240 долларов к стоимости производства нового автомобиля в США», — подсчитал старший экономист аналитического агентства IHS Markit Питер Нагель. Конкурировать с таким ценовым довеском на китайском рынке очень сложно.
Выходит, от новых «уступок» Пекин однозначно выигрывает сам, а что в итоге получит Вашингтон — большой вопрос. При этом в глазах мировой общественности КНР предстает в качестве разумного, умеренного и готового к компромиссам переговорщика, что помогает расширять круг союзников в противостоянии США.