Глава Минэкономразвития пообещал российской экономике рывок, который к 2024 году выведет страну в топ-5 стран мира по размеру ВВП. Рывок начнется не сразу, однако главное, что по мнению министра для него есть все основания и преждве всего - наконец-то совершены структурные макроэкономические реформы. С этими оценками и прогнозом можно дискутировать. Хотя хочется согласиться.
Историческое заявление
«Уж сколько раз твердили миру», что в России необходимо провести «структурные реформы». Иван Андреевич Крылов столько басен не написал, сколько раз это повторялось, а басен у него весьма много. Реформы были где-то впереди, они никак не осуществлялись, их ждали и боялись… Что это за реформы, реформаторы предпочитали не распространяться.
И вот, оказалось, что они уже позади! «Реализованные за последние годы структурные макроэкономические реформы», — эти слова министр экономики Максим Орешкин произнес на заседании правительства в четверг, в докладе о прогнозе социально-экономического развития на 2019—2021 годы и на период до 2024 года. Он сказал и другие важные вещи, о них ниже пойдет речь, но вот это — «реализованные структурные» — это же сенсация побольше, чем обещанный экономический рост.
Структурные реформы это то, что всегда было где-то впереди, и о содержании чего было мало известно. При большом упорстве можно было получить ответ, что главных структурных реформ, в сущности, две: судебная и пенсионная. На втором плане маячили образовательная, и медицинская, которые уже шли. Но вдруг мы о чем-то не знали?
И вот теперь, как выясняется — все. Перечисленными реформами дело обещает ограничиться, во всяком случае в области экономической и социально-экономической. Судебная реформа не из области экономики (не говоря о том, что с ее содержанием нет никакой ясности) и Максим Орешкин справедливо считает, что, по крайней мере по его ведомству, непреодолимых препятствий к экономическому росту больше нет.
Теперь о том, что в докладе является программным. Упомянутые исторические слова были сказаны не сами по себе. Итак: «В отличие от прошлых эпизодов, реализованные за последние годы структурные макроэкономические реформы позволяют нам уверенно прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики». И хотя: «Следующий год во многом будет переходным, с непростым I кварталом. Связано это будет с тем фактом, что повышение НДС произойдёт в I квартале, а активная фаза реализации национальных проектов начнётся ближе к середине года. Также на I квартал, по нашей оценке, придётся максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках». Но: «Начиная с 2020 года восстановление экономического роста будет основываться на результатах реализуемых реформ и успешной реализации национальных проектов. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки 3%».
В докладе министр сказал, что мы впервые рассматриваем прогноз на «шестилетку». Действительно впервые. Дело даже не в том, что имеется в виду, а именно, что прежде бюджетное планирование шло на 3 года. В советское время планировали, как многие помнят, пятилетками, а при Хрущеве попробовали семилетками. А вот шестилетка, действительно, появилась только сейчас и привязана она, очевидно, к 6-летнему мандату президента.
В числе позитивных факторов министр прямо назвал изменения в пенсионном законодательстве, а также в налоговом, и законодательную реализацию плана по повышению инвестиционной активности. Наконец упомянем, чтобы дать полное представление о позитивном, что по словам министра, рост продолжительности жизни до 78 лет и соответствующий рост активной жизни будет одним из важных факторов преодоления негативных демографических трендов, а цифровизация экономики позволит добиться бóльших темпов роста производительности труда.
Важно, поскольку сейчас все внимание — к обменному курсу, что по мнению Максима Орешкина, эффективность работающих институтов позволяет прогнозировать долгосрочную устойчивость ключевых индикаторов и ожидать возвращения в том числе таких показателей, как обменный курс, к фундаментальным значениям. Он отметил, что с начала прошлой недели курс существенно укрепился: был выше отметки 70 рублей за доллар, а сейчас. Собственно, к этому прогнозу непосредственно относятся и слова о структурных реформах, так как имеется в виду, что «в отличие от предыдущих эпизодов» в этот раз стабильность восстановится быстро, да и уже восстанавливается.
«В целом по текущему году мы ожидаем, что экономика покажет рост на уровне 1,8%, а инфляция закончит год на отметке 3,4%. В предстоящие годы мы ожидаем умеренного ухудшения внешних условий: это и постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке 3%, и плавное снижение нефтяных цен до уровня 54 доллара за баррель к 2024 году», — предостерег министр экономики. Но, как уже говорилось, финал доклада оптимистичный. Дам было сказано также: «Прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятёрку самых крупных экономик мира, преодолев текущее (около 4%) отставание от Германии».
«И невозможное возможно, дорога долгая легка…»
Вообще, ничего невозможного нет, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский: все зависит от того, о каком именно методе расчета ВВП идет речь. Если посмотреть на рейтинг МВФ по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, то в нем наша страна по итогам прошлого года находится на прочном 6 месте с 4 трлн 8 млрд долларов, то есть с небольшим, по меркам мировой экономики, отставанием от Германии (4 трлн 171 млрд долларов).
Соответственно, делает вывод эксперт, если в указанной перспективе, до 2024 года покупательная способность рубля вырастет, а у евро, в том числе и в результате проводимой ЕЦБ политики по стимулированию инфляции, наоборот снизится, то обогнать Германию (по показателю ВВП по ППС) можно даже без проведения глубинной перестройки отечественной экономики.
А вот если посмотреть на рейтинги МВФ по ВВП в расчёте на душу населения, то здесь, достижение пятой строчки даже в перспективе шести лет выглядит несколько сказочным: по итогам прошлого года мы находимся на 62-м месте, а Германия — на 17-м. Между нами — большая часть цивилизованного мира, несколько островных государств и даже бывшие республики СССР. В лучшем случае, за такой сжатый срок удастся обогнать Чили или Экваториальную Гвинею, считает Илья Жарский.
И, продолжает аналитик, согласиться с Максимом Орешкиным относительно наличия неких оснований для рывка очень сложно, тем более, что ни одного из таких оснований он не приводит. Если здраво оценить ситуацию в экономике на текущий момент, говорит он, то можно заключить, что она по-прежнему является сырьевой. Причем если посмотреть на то, как менялась структура ВВП страны с начала кризиса, то можно с уверенностью сказать, что весь позитив, полученный обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством и наукоемкими отраслями на волне обесценивания нефти в 2015 и 2016 годах, когда правительство действительно работало на стимулирование альтернативного роста экономики за счет не связанных с добычей и экспортом энергоресурсов отраслей, на текущий момент , в основном растерян.
Мы снова вернулись к ситуации роста сверхдоходов от экспорта нефти, «благодаря» чему все остальные отрасли резко ушли обратно на второй план, указывает Илья Жарский. Прибавьте к этому, говорит он, рост ставки НДС, снижение объемов субсидирования сельского хозяйства, снижение потребления, высокие санкционные риски и рост участия государства во всех без исключения отраслях экономики и останется ключевой вопрос — а где они, причины для ускорения экономического роста, что за экономическое чудо предрекает нам господин министр?
Ну и к реалиям: по итогам августа рост ВВП в годовом выражении оценивается всего в 1%, с начала года показатель вырос на 1,6%, то есть все еще далек даже от 2%. Снизились объемы производства сельскохозяйственной продукции на 10,8% к прошлому году, грузооборот, один из ключевых показателей, характеризующих состояние экономики, в августе, несмотря на влияние сезонного фактора составил всего 2,5% (и это после 4,1% роста в июле), рост обрабатывающей промышленности замедлился в августе до 2,2%. Ну и, конечно, нельзя не отметить, что показатель чистого оттока капитала из экономики за восемь месяцев 2018 года вырос почти в три раза к уровням аналогичного периода 2017 года, до 26,5 млрд долларов, замечает Илья Жарский.
Больше оптимизма!
В условиях санкционного давления экономика и бизнес демонстрируют успешные результаты, правительство идет на поддержку в проблемах, которые появились по причине внешней политики России еще с 2014 года, указывает ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова. Коллаборация с азиатскими партнерами и активный переход на импортозамещение – демонстрация отсутствия зависимости страны только лишь от внешних займов и сотрудничества с Западом.
За 2018 год регулярно появляются инициативы по формированию и развитию проектов высокотехнологического сектора. Создан российский оффшор. Налицо готовность правительства приступать к снижению уровня долларизации экономики. Эти шаги в условиях санкционного давления, слабости развивающихся экономик и турецкого кризиса, торговой войны США и Китая, старта мировой валютной войны вселяют уверенность в перспективность амбициозных планов президента выйти в топ-5 экономик, считает аналитик.
Фактические изменения и устойчивость экономики даже при условии девальвации национальной валюты за 2017-2018 года формируют образ реалистичности ожиданий, что уже через три года темпы роста экономики ускорятся до 3% в год. Возможно, говорит Мария Сальникова, оценка роста на 7-8%, считая с текущего года, слишком оптимистична, но, приближение к целевым показателям за 6 лет возможно при условии, что ослабнут другие экономики.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 97
Рейтинг поста:
“В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!”
“А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?” –
“Да разве там он?” – “Там”.- “Ну, братец, виноват:
"В прошлом году, когда мы и наши союзники тяжело трудились над тем, чтобы наложить санкции, некоторые предполагали, что агрессия господина Путина была примером мастерской стратегии и силы.
Ну а сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а ее экономика — в клочьях", — заявил Обама.
https://ria.ru/world/20150121/1043501146.html
Как бы ни оправдывали различные эксперты девальвацию рубля, говоря, что на самом деле проблема не в структуре нашей экономики, проблема действительно кроется в ней.
Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на 2013 год: тогда умы россиян занимала девальвация, которая «шла полным ходом». Уже было понятно, что стимулировать экономику России и ее экспорт правительство и Центробанк, иначе как через девальвацию, не могут.
Заметим, что именно с 2012 на 2013 год платежный баланс буквально рухнул с $71,3 млрд до $34,8 млрд – первый звоночек рядущей девальвации, более масштабной по размеру, чем понижение до 33 рублей за доллар.
Именно тогда ЦБ РФ начал прощупывать почву для значительного проседания национальной валюты, и именно тогда было принято решение о возвращении с 2015 года к плавающему курсу.
Таким образом, скорее винить в девальвации рубля стоит стагнацию российской экономики, инвестиционную паузу, рост издержек. Все это стало благодатной почвой для санкций и падения цен на нефть, которые в итоге на какое-то время процесс девальвации рубля сделали неуправляемым. И еще вопрос, управляем ли он сейчас или нет.
https://news-front.info/2016/03/02/razoblachaem-mify-o-devalvacii-rublya/
По мнению Шувалова, то, что он «считает попытками Запада» свергнуть Путина, лишь сильнее объединит Россию.
«Когда русский чувствует любое иностранное давление, он никогда не откажется от своего лидера. Никогда. Он переживет любые трудности в стране, будет меньше есть, расходовать меньше электричества», - приводит автор статьи слова политика.
https://russian.rt.com/inotv/2015-01-24/SHuvalov-Rossiyane-gotovi-menshe-est
"Постоянное апеллирование к кризису уже не уместно. Необходимо переходить к повестке развития", - сказал он ТАСС.
"Худшие сценарии, которые были возможны и предполагались в октябре-ноябре, не реализовались. Такого кризисного состояния, в отношении которого мы отрабатывали мероприятия антикризисного плана, нет", - заявил первый вице-премьер.
https://tass.ru/ekonomika/1972025
"Мы действительно сделали это сознательно и, по сути дела, воспользовались теми, прямо скажем, недальновидными решениями, которые были приняты в отношении нашей страны со стороны наших так называемых партнеров, вводивших эти санкции", - сказал Путин. Тем самым, уверен президент, Россия создала условия для производства сельхозпродукции внутри страны.
"Конечно, все производители внутри страны заинтересованы в том, чтобы эта ситуация продолжалась как можно дольше", - считает глава государства. При этом он подчеркнул, что потребитель заинтересован в получении товаров хорошего качества по наименьшей цене.
https://www.interfax.ru/business/538108
"Мы потихонечку этого добиваемся (структурных изменений в экономике).
Еще совсем недавно у нас доходы от углеводородов составляли приблизительно 70 процентов доходов государственного бюджета. То есть мы конкретно сидели на этой иголке. Потом стало где-то 55 процентов, сейчас - 45", - сказал Медведев.
"Вот эти трудности, с которыми мы сейчас столкнулись, если бы их не было, то их надо было бы, наверное, придумать", - сказал он.
https://tass.ru/politika/2644083