Как было сказано 27 августа на публичной странице «Сякэдао» (ID:xiake_island) китайской социальной сети «Вичат» (WeChat): «Кажется, США полны решимости открыть второй фронт в торговой войне».
23 августа Трамп обсудил «Новый законопроект о контроле над иностранными инвестиционными рисками» с конгрессменами и членами кабинета министров. Данный законопроект станет основанием для ограничений иностранных капиталовложений из соображений государственной безопасности и обяжет Комитет по иностранным инвестициям (CFIUS) подвергать более серьезной проверке иностранные вложения в американские фирмы.
В обновленный вариант законопроекта было внесено много новых пунктов. В том числе увеличился срок проверки, производимой Комитетом по иностранным капиталовложениям: вместо прежних 30 дней, он составил 45, а в особых случаях может быть дополнительно продлен еще на 15. Также стала обязательной подача документов о намерении инвестирования в письменном виде. Так, в случае, если правительство иностранного государства напрямую или через посредника имеет выход на состоятельного гражданина, который хочет инвестировать в некую американскую фирму, стороны должны обменяться заявлениями в письменном виде не позднее, чем за 45 дней до произведения расчета. «Сякэдао» по этому поводу пишет: «Понимать это следует так: если фирма или частное лицо находятся под полным контролем своих государств, то в случае приобретения доли в американском предприятии, обе стороны обязаны обменяться письменными заявлениями».
Как и в прошлом году, прикрываясь соображениями госбезопасности, США всячески препятствует фирмам, получающим деньги из Китая, вкладывать их в американские предприятия. Не сложно усмотреть в новом законопроекте явную антикитайскую направленность.
Хотя на заседании Трамп не связывал законопроект с Китаем, однако сенаторы Том Коттон и Марко Рубио в своих речах прямо упоминали КНР, говоря, что «законопроект станет важным шагом на пути пресечения угроз национальной безопасности со стороны Китая». Вот также их слова: «Абсолютно верно. Сейчас они напрямую скупают наши технологии. Знаете, у них больше не получится ничего себе присвоить, особенно те достижения, которых мы добились в области техники, искусственного интеллекта и квантовых расчетов. Данный законопроект знакомит нас с угрозой, исходящей со стороны КНР, и предотвращает скупку ими наших ключевых технологий, ведь эти технологии нужны нам, чтобы стать самой значимой в мире державой».
Что же такое эта проверка инвестиций на предмет угрозы национальной безопасности? Почему США вдруг взялись за это? Как Китаю реагировать на подобное давление со стороны США? Найти ключ к сложившейся проблеме и преодолеть ее не получится, пока не будут найдены ответы на эти вопросы.
Обоюдоострый меч
Иностранные инвестиции — составляющая международных экономических отношений, они во многом способствуют развитию и интернационализации экономики страны, предприятия которой получают средства от иностранных государств. Однако из-за того, что такие инвестиции могут привести к утечке технологий, монополизации производства и угрозам безопасности страны, все государства установили систему мер по контролю над иностранными капиталовложениями на предмет этих и других рисков.
Такая система мер как раз представляет собой «обоюдоострый меч», ведь ее отсутствие может принести вред национальной безопасности, а ее наличие может негативно сказаться и на международном обороте капитала, и на инвестиционном содействии развитию торговли в целом. Таким образом, поиск баланса между стремлением к открытости внешнему миру и соблюдением интересов национальной безопасности становится отправной точкой для разработок крупными государствами подобных систем контроля.
И все же, проверка иностранных инвестиций — это крайняя мера по регулированию капиталовложений, поступающих из-за рубежа. Обычно органы административного управления не занимаются такого рода проверками. Однако в виду стремления правительства Трампа к протекционизму и политике односторонних действий, страны Европы и Америки ужесточили системы проверок иностранных инвестиций.
Если обратиться к истории, США раньше всех ввели систему проверок иностранных капиталовложений на предмет угрозы национальной безопасности. Этот закон так хорошо вписался в законодательную систему, что был взят за образец многими другими странами. Даже соответствующий закон, действующий в Китае, в некоторых аспектах был заимствован у США.
После окончания Второй мировой войны в США были приняты три основных закона о проверке иностранных инвестиций на наличие угрозы национальной безопасности. В 1988 году был принят «Законопроект 1950 года об оборонной промышленности», который передавал право на проведение проверок и принятие решений Комитету по иностранным инвестициям. Главной причиной принятия данного закона было противостояние Японии, Германии и другим странам, массово начавшим основывать совместные предприятия на территории США. Типичным примером этого стала японская фирма «Фиджитсу», которая в 1987 году хотела купить 80% всех акций компании Fairchild Semiconductor, но, так как данная компания производила компьютерные микросхемы для Министерства обороны США, такая попытка интернационализации предприятия встретила мощный протест со стороны американского правительства.
В 1992 году в США был принята последняя на данный момент поправка к конституции, в которой говорилось о двух случаях, в которых необходимо проводить проверку на предмет угрозы национальной безопасности. Во-первых, если предприятие, в которое направляются инвестиции, государственное или находится под контролем государства. Во-вторых, если совместное предприятие может ограничивать деятельность лиц, занимающихся торговлей между штатами, и, таким образом, представлять собой угрозу национальной безопасности США.
В 2007 году был принят «Закон об иностранных инвестициях и государственной безопасности 2007», в котором Комитету по иностранным инвестициям давалось больше власти при проверке совместных предприятий, понятие национальной безопасности было расширено. Теперь закон касался не только предприятий оборонной промышленности, но также и портов, телекоммуникационных компаний и предприятий нефтяной отрасли. Основной причиной принятия этого закона стала трагедия «9 сентября».
Объективно, не один из этих трех законов не был направлен против Китая, проверке подверглись расположенные в США совместные предприятия таких развитых стран, как Япония, Германия, Англия, случаев же запрета ведения дел на территории США в отношении китайских фирм было всего три.
Логика Соединенных Штатов в этом вопросе предельно проста, они единственная сверхдержава мира, их интересы на мировом рынке превыше других, их валюта — валюта всего мира, и все, кто хочет иметь с ними дело, должны получить от них на это законное право, а если какое-то государство не хочет, то есть и другие страны.
«Причина чувствительности»
Данный законопроект обсуждался в Конгрессе уже не один год, но для принятия серьезных решений все не хватало достаточно веских причин. Сдвинула законопроект с места решительность Трампа, благодаря которой он и был принят.
Бесспорно, для Китая ничего хорошего такой закон не сулит.
Во-первых, потому что написан он в духе нового витка холодной войны. Столкнувшись с тем, что Восток постепенно возвышается вслед за угасанием Запада, правительство Трампа вооружилось лозунгом «превосходство США» и беспричинно объявило Китай своим всесторонним стратегическим соперником. Америка хочет превратить Китай в еще один Советский Союз, объединив против него усилия Запада, и изолировать Китай, мешая его возвышению.
Во-вторых, наделение проверяющих органов новыми полномочиями. Белый дом особенно настаивал на расширении прав Комитета по иностранным инвестициям. И действительно, в соответствии с новым законом у Комитета появился денежный фонд, ежегодные поступления в который с 2019 по 2023 год будут составлять 20 миллионов долларов.
Кроме того, что Комитет был наделен новыми полномочиями, установлены четыре новых вида «подконтрольных торговых операций», а «новые и основополагающие технологии» были включены в понятие «ключевые технологии», определен срок подачи письменных заявлений для совершения межгосударственных транзакций, продлен срок проведения проверки зарубежных инвестиций. Разрешено подавать заявления на проведение капиталовложений в письменном виде, за подачу заявления может взиматься плата. Также определялось, в каких случаях подача заявления не требуется. Предельно чувствителен Комитет к иностранным инвестициям в науку и технику, особенно в те их сферы, которые связаны с военными структурами.
В-третьих, это вновь возросший интерес к проведению такого рода проверок. Такая «аллергическая реакция» американского правительства на китайские инвестиции слишком очевидна. В новом законе прописаны следующие новые требования: министр торговли должен каждые два года (до 2026) предоставлять Конгрессу и Комитету по иностранным инвестициям доклад о непосредственных инвестициях Китая в иностранные предприятия. В докладе должна быть описана общая ситуация, приведен объем инвестиций, код в соответствии с Североамериканской отраслевой классификацией, вид и детали влияния государства на данные случаи капиталовложения. Также в докладе
должна содержаться информация относительно типа китайских инвестиций, аналитические данные по соотнесению данного типа инвестиционных вложений с планом «Сделано в Китае 2025» и подтверждение всех ограничений инвестирования.
В-четвертых, тенденция к «контролируемой интернационализации», в рамках которой Соединенные Штаты становятся единственной сверхдержавой, контролирующей глобальные процессы. В области проверки угроз национальной безопасности, территориальный принцип был заменен на принцип скорейшего достижения цели, а целью было создание на территории США совместных предприятий, попытка контролировать которые и привела к изменениям в системе проверок. Кроме того, новый законопроект предусматривает обмен информацией с союзниками в усиленном режиме. Исходя из соображений национальной безопасности и соблюдения государственной тайны, Комитет по иностранным инвестициям увеличивает темпы информирования правительств США, их союзников и партнеров.
Как противостоять
Без всяких сомнений, в этой инвестиционной войне США планируют открыть «второй фронт» на китайском направлении, а защитой национальных интересов Америка прикрывает старый добрый протекционизм. И каким же образом должен действовать Китай в сложившейся ситуации?
Ответ прост, и заключается он в уже сработавшей однажды стратегии: углубить реформы, увеличить степень открытости.
В своей речи на Боаоском азиатском форуме в 2018, Си Цзиньпин заявил, что экономическая глобализация — явление неизбежное и необратимое, поэтому Китай продолжит придерживаться государственной политики открытости внешнему миру. Открывшись миру, Китай уже не опустит железный занавес, а продолжит наращивать контакты с мировым сообществом. По поводу вопроса об инвестициях на том же форуме председатель КНР пообещал расширить доступ на китайский рынок и улучшить инвестиционный климат.
В этом году в Китае был издан новый перечень негативных инвестиций, согласно которому число запрещенных инвестиций снизилось на 24%. Тем самым Китай упростил приобретение долей в сфере услуг и в финансовой сфере. Иностранное участие в производстве, например, в автомобильной промышленности, довольно ограничено. В первой половине нынешнего года статистические данные по иностранным инвестициям демонстрируют неплохие результаты. Из-за рубежа поступило 68 миллиардов 320 миллионов долларов, рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 4,1%, а общий объем американских инвестиций в Китае возрос на 29,1%.
Нельзя отрицать и то, что под национальной безопасностью подразумевают, прежде всего, экономическую безопасность. Проведение обычных проверок еще можно понять, но злоупотребление такими серьезными мероприятиями может привести к нарушению мирового экономического порядка, в таком случае убытки понесут и инвестирующая, и принимающая инвестиции сторона, пошатнется доверие между странами в торговых делах.
На совещании, посвященному пятилетию работ над проектом «Один пояс — один путь», председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что участие в рамках программы «Один пояс — один путь» представляет собой экономическую инициативу, нацеленную на укрепление сотрудничества, а не заключение геополитических или военных союзов; это процесс открытия Китая, а не создания закрытого кружка его друзей; эта инициатива не делит страны по идеологическому принципу. В проекте может принять участие любая страна, Китай рад всем.
Вот какого мнения придерживается Китай в отношении иностранных инвестиций.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.