Почему Bloomberg боится, что российский рубль сможет подорвать монополию доллара?
Ни для кого не секрет, что Третья мировая война уже началась. К счастью, очевидная неприемлемость ее ядерного варианта, вынудила ее участников пока ограничиться только экономической сферой. Но суть дела это меняет мало. Потерпевший поражение окажется разрушен не сильно меньше, чем ядерной бомбардировкой. Разве что без вторичных факторов.
Точно также для правящей элиты США, как, впрочем, и изрядной части пока еще сохраняющего видимость коллективности Запада, очевидно, что одним из важнейших фронтов является гегемония американского доллара. Как утверждает статистка платежей в системе SWIFT на декабрь 2017 года американский доллар занимал 39,85% всех проведенных платежей. На втором месте (35,66%) - евро. На третьем - британский фунт (7,07%). На четвертом - японская йена (2,96%). Пятерку лидеров замыкает китайский юань (1,61%).
Впрочем, если из общего объема выделить только трансграничные платежи, то есть расчеты по международной торговле и иностранные инвестиции, то доллар выглядит еще могущественнее - 41,27%, тогда как доля юаня сокращается до 0,98%.
На этом основании аналитики Bloomberg делают, казалось бы, безапелляционный вывод: даже совместные усилия России, Турции и Ирана сколько-нибудь заметной угрозы гегемонии доллара представлять не могут. Совокупный объем их внешней торговли составляет примерно 4% от общемирового. Стало быть, даже если они между собой перейдут на расчеты в национальных валютах, остальной мировой рынок этого просто не заметит.
Однако становится интересно. Серьезное международное агентство такой, по их словам, безусловно, мелочный вопрос, тем не менее, комментирует. Тогда как, скажем, перспективы влияния армянского драма никакого интереса у него не вызывает. Почему так? Действительно ли Москва, Анкара и Тегеран против доллара столь бессильны?
Если считать так, как предлагают эксперты агентства, оно похоже на правду. Однако, как водится, следите за руками. Даже в цифрах системы межбанковских расчетов прослеживается тенденция для доллара не особенно приятная. Всего за два последних года доллар, как валюта трансграничных расчетов, потерял целых пять процентных пунктов или 10,6% свой доли уровня 2015 года, тогда как евро за это же время увеличил влияние практически на треть!
Впрочем, на этом фоне ни рубль, ни турецкая лира, ни иранский риал не видны даже в качестве тени от сдачи. Однако при этом та же Россия занимает 12,7% мирового экспорта нефти и 7,9% газа, что в целом обеспечивает ей 20% в мировых продажах энергоносителей. Чтобы качнуть доллар напрямую, этого кажется недостаточно. Но учитывая усилия, с которыми США пытаются "построить ровными рядами" весь мир с помощью санкций, сейчас очевидно начало формирования некоторых тенденций, в которых у перечисленных стран появляется весьма ненулевой шанс оказаться той самой соломинкой, которая переломит хребет верблюду.
Например, перевод торговли энергоносителями на рубли (шире - на прямые валютные свопы) имеет хорошую перспективу запустить аналогичные процессы во всей отрасли в целом. А это, на минуточку, только в сегменте одной лишь нефти означает объем продаж примерно в 2,3 трлн. долл. в год. В подавляющем большинстве именно долларов, так как сегодня нефть пока номинируется в них. Тогда как США ее импортируют на 182 млрд. или только на 7,91% от рынка.
Учитывая темпы, с которыми Вашингтон ссорится с прочими торговыми партнерами, а также тот факт, что совокупное потребление нефти Китаем, остальной Азией, Европой и Индией превышает 60% от мирового, то копирование "российского опыта" указанными регионами вполне в состоянии "подправить" значимость доллара для трансграничных расчетов еще процентов на пятнадцать.
Тем самым только в области энергоносителей Россия "с сотоварищами" обладает возможностями, хотя и не безусловно фатальными, однако достаточными для того, чтобы Bloomberg текущее положение дел уже постоянно мониторил. А так-то да, совершенно «никаких» шансов…