Вопрос о том, развернут ли США масштабную экономическую войну с Китаем, возник не сегодня. Во-первых, Вашингтон взял курс на новый протекционизм; во вторых, появились так называемые вторичные экономические санкции, которые США ввели за нарушение китайскими компаниями и банками американских санкционных мер против других стран – в первую очередь против КНДР, России и Ирана. Что касается прямых экономических санкций против Китая, то китайцам не надо объяснять, что это такое: такие санкции Америка практиковала со времён событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь.
О первом из двух названных направлений (новый протекционизм США) писали в последнее время много. А вот о втором направлении почти не говорят, хотя вторичные санкции против китайских компаний, организаций и физических лиц применялись Вашингтоном уже не раз. Так, в июле 2012 года Минфин США ввёл санкции в отношении Bank of Kunlun, обвинив его в предоставлении финансовых услуг попавшему под санкции Elaf Islamic Bank (Ирак). С тех пор финансовая разведка США активно работает по китайскому направлению, расширив в феврале 2017 года антииранский санкционный список компаний и физических лиц, в который попали 2 компании и 3 гражданина Китая.
Китайская компания ZTE, второй по значимости производитель телекоммуникационного оборудования в Китае, была в начале 2017 года оштрафована правительством США на рекордные 1,2 млрд. долл. Причиной стало нарушение со стороны ZTE режима санкций: компания продавала американское оборудование и программное обеспечение в Иран и Северную Корею. Наложенный на ZTE штраф явился самым крупным штрафом за нарушение санкций в истории США.
Со времени прихода в Белый дом Дональда Трампа серьёзным раздражающим фактором для новой американской администрации стала Северная Корея. Как известно, Совбез ООН принял несколько резолюций о введении санкций против КНДР, обязательных для исполнения всеми государствами-членами ООН. Пекин и не пытается оспаривать резолюции, выполняя предписанные санкционные действия против своего соседа. Однако Вашингтону мало санкций ООН, он ввёл против Пхеньяна дополнительные санкции и требует, чтобы другие страны тоже в них участвовали, угрожая вторичными санкциями тем, кто откажется идти в фарватере США.
Пекин категорически против односторонних санкций США в отношении КНДР, справедливо полагая, что последняя используется Вашингтоном в качестве средства давления на Китай. Китайские компании и китайские чиновники сохраняют определённый уровень отношений со своим северокорейским соседом, не нарушая решений ООН. Вашингтону с его «индивидуальной» санкционной политикой это не нравится, отсюда угроза вторичных санкций в отношении китайских юридических и физических лиц.
В сентябре 2016 года под санкции попала компания Dandong Hongxiang Industrial Development Co Ltd, обвинённая американской стороной в оказании финансовой помощи КНДР и проведении торговых операций, которые способствуют развитию ядерной программы Северной Кореи. В отношении компании ZTE Вашингтон заявил, что она подозревалась в продолжении поставок телекоммуникационного оборудования в Северную Корею. Похожее расследование Министерство торговли США ведёт в отношении Huawei, крупнейшей в мире китайской телекоммуникационной компании, добиваясь от неё предоставления документации по поставкам в Иран, Сирию, КНДР, Судан и на Кубу.
В июне 2017 года Министерство финансов США объявило о введении санкций в отношении китайского Bank of Dandong, штаб-квартира которого расположена у границы с КНДР.
23 февраля 2018 года США объявили о введении санкций в рамках противодействия ядерной и баллистической программе Северной Кореи, которые коснутся 27 судоходных и транспортных компаний, 28 судов и одного физлица. Фигуранты списка – из КНДР, Китая, Сингапура, Тайваня. Поводом для этих ограничений стали нелегальные поставки топлива Северной Корее, хотя перед этим китайская таможня обнародовала данные, согласно которым в предыдущем месяце из Китая в КНДР не поступило ни капли мазута, нефти или бензина.
Одной из наиболее зловещих угроз Вашингтона в адрес Пекина стало сделанное в сентябре 2017 года заявление министра финансов Стивена Мнучина, который предупредил, что если Китай будет нарушать санкции в отношении КНДР, то Вашингтон может отрезать Пекин от финансовой системы США и «международной долларовой системы». Угроза министра финансов США не прошла незамеченной. Отрезать китайскую финансовую систему от международных расчётов – это уже не точечные и не вторичные санкции. Это полномасштабная экономическая война, которая захватит весь или почти весь мир. Напряглась даже Европа. Британский экономист Джефф Томас заявил, что экономическая война с Китаем приведёт к катастрофическим последствиям для мировой экономики, а для США станет, по сути, экономическим самоубийством.
Пекин, естественно, реагирует на угрозы. Такой реакцией стала, например, разработка систем платежей и расчётов, альтернативных СВИФТ. В 2015 году Китай запустил платёжную систему CIPS (Cross-Border Interbank Payment System), предназначенную для осуществления международных расчётов в китайских юанях. К началу работы системы в её составе насчитывалось 19 прямых участников – китайских банков и банков иностранных, имеющих отделения в Китае. Кроме того, членами CIPS стало 176 организаций со статусом непрямых участников – 38 национальных и 138 зарубежных коммерческих учреждений. Непрямые участники представляли 50 стран и юрисдикций с шести континентов мира. Китайские СМИ сообщили, что в конце марта сего года Народный банк Китая, осуществляющий общее управление проектом CIPS, приступил ко второй фазе реализации проекта, когда будет обеспечено повышение скорости операций, произойдут снижение издержек и переход на круглосуточную работу, будет расширен круг участников.
Вместе с тем CIPS не страхует китайские компании и банки от блокировки транзакций, осуществляемых в долларах США. В международных расчетах Китая доллар всё ещё остаётся валютой № 1, юань занимает второе место. На XIX съезде КПК осенью 2017 года и на сессии ВСНП в марте 2018 года китайские партийно-государственные лидеры неоднократно заявляли, что важной задачей Китая является интернационализация юаня. Думаю, однако, что с учётом вероятности перерастания торговых противоречий Вашингтона и Пекина в экономическую войну более актуальной является де-долларизация китайской экономики и международных расчётов КНР.
Post Scriptum. Эта статья была завершена, когда 20 мая вице-премьер Госсовета Лю Хэ, находясь в Вашингтоне, заявил, что Китай и США достигли договорённости, согласно которой торговой войны между ними не будет. Данное сообщение не изменило моей оценки перспектив отношений двух стран. Во-первых, достигнутая договорённость представляет собой лишь политическую декларацию (договариваться об отказе от повышения пошлин по тем или иным товарным группам гораздо сложнее). Во-вторых, противодействие сторон из сферы торговли может перейти в другие сферы.
Китайская сторона предложила пакет мер по сокращению дефицита торгового баланса между двумя странами на 200 млрд. долл. в год. Полагаю, однако, что в обмен на эти торговые уступки Пекин будет требовать более свободного доступа китайских капиталов на американский рынок.
США и Китай – две крупнейшие экономические державы, которым на одной планете тесно. Конкуренция, незаметно переходящая в торгово-экономическую войну, является сутью их отношений. Лозунги «социализма с китайской спецификой» не могут заслонить того, что на самом деле перед нами «империализм с китайской спецификой», когда вывоз капитала становится преобладающим по сравнению с вывозом товаров (в терминологии Ленина). Китай подошёл к такой точке развития, и в ближайшие годы мы будем наблюдать замещение экспорта китайских товаров экспортом китайского капитала. А пока борьба двух экономических сверхдержав не носит лобового характера, одним из её средств выступают вторичные санкции США против китайских банков и компаний. И отказываться от них никто не собирается.
Торговой войны США с Китаем не будет. Пекин выиграл
Редкий случай: документу уже скоро неделя, а споры вокруг него продолжаются — что эта загадочная бумага значит и кто победил в торговой войне, США или Китай? Но в итоге международный консенсус сложился. Вот типичный заголовок в Washington Post: "Переговоры с Китаем вели любители". А никак не профессионалы. Любители — это с американской стороны, конечно; на другой стороне все было наоборот.
Речь об опубликованном в прошлую пятницу заявлении США и Китая о том, что торговой войны между ними — двумя крупнейшими экономиками мира — не будет. Таким стал итог очередного раунда переговоров в Вашингтоне, куда приезжал китайский вице-премьер Лю Хэ.
А начиналось все, напомним, с того, что США пригрозили обложить таможенными тарифами и прочими ограничениями китайский импорт стали, алюминия, потом дело дошло до хай-тека… Китайцы ответили тем же, наложив санкции на американскую сельскохозяйственную продукцию: мясо, соевые бобы. Счет пошел на сотни миллиардов долларов. Правда, звучали только угрозы: "если вы введете тарифы на этот товар, мы введем их на тот".
Мировые товарные и фондовые рынки затрясло. Прежде всего потому, что было понятно: спор не пустяковый, для США ситуация отчаянная. Американская торговля с Китаем свелась в прошлом году с дефицитом в 375 миллиардов долларов по данным США и в 276 миллиардов по китайской версии. Америка проигрывает в торговле со многими странами, но Китай в этом плане лидирует.
Речь идет о существовании США как экономики. Дефициты в торговле, не говоря о таковых в бюджете, нарастили долг Штатов до 21 триллиона, и счетчик продолжает работать. Как будет выглядеть финансовый крах страны, которая печатает доллары и только поэтому еще существует, никто не знает. Никто также не знает, в какой момент это произойдет. Так что тарифное нападение одной державы на другую случилось не по вредности характера президента США, а по вполне объяснимым причинам.
И вот мы читаем в том самом заявлении: все позади. Будет не торговая война, а дальнейшие переговоры. Что, конечно, понятно: стороны — обе — настолько сильно пострадают от тех мер, которыми несколько месяцев грозили друг другу, что обе напуганы. Дальше они хотя и будут делать то же самое — воевать, спорить и торговаться, но без первоначально заявленного фанатизма.
Так кто же в итоге победил? С одной стороны, напала Америка, а сейчас отступила. Значит, Китай выстоял. С другой стороны — в том самом совместном заявлении, подписанном по итогам поездки Лю Хэ, говорится: Китай согласен резко повысить импорт из США. В частности, импорт энергоносителей и сельскохозяйственной продукции. Мелькнула цифра в 200 миллиардов долларов в год, затем опровергнутая.
А раз Китай "согласен", значит, это он отступил, а не США. Те в России, кто воспринимал происходившее как битву "наших" с "ненашими", огорчились.
Биржи говорят, что победили обе стороны. В США выросли все индексы — и Dow Jones, и Nasdaq. В Китае начался новый биржевой бум, аналитики признают, что сейчас ни один инвестор не может игнорировать эту реальность.
Но это сегодня. А самая важная часть происходящего касается будущего, то есть фактора времени. Представим себе, что Китай и США исполнят намерения, в общих словах зафиксированные в их совместном заявлении. Но сколько лет для этого потребуется и что за эти годы станет и с Китаем, и особенно с США? То есть, попросту, успеет ли Америка спастись от финансовой катастрофы? Китайской же экономике по итогам вашингтонского раунда ничего (пока) не угрожает, а долга и дефицита в американских масштабах у страны нет.
Ключевой частью столкновения двух гигантов был вопрос китайского хай-тека и интеллектуальной собственности на подобную продукцию. По этой части стороны выступили за "укрепление сотрудничества" (если нечего сказать, используй вот такие фразы). Вдобавок Китай пообещал принять новые законы на эту тему. Но дело в том, что он их так или иначе разрабатывал и обсуждал уже много месяцев, потому что эти законы нужнее всего самому Китаю.
Нельзя не вспомнить, что Дональд Трамп в начале драки требовал отмены китайской правительственной поддержки высокотехнологичных производств. То есть открыто предлагал Пекину отказаться от ключевого направления его стратегии на годы вперед. Об этом в итоговом заявлении ни слова. И это все эксперты тоже заметили.
Насчет "уступки" Пекина по части китайских закупок американских товаров: это никакие не уступки. Планы национального развития страны предусматривали увеличение импорта в любом случае, об этом во всех официальных документах говорится уже более года.
Главное же — что сказал Лю Хэ после возвращения в Пекин. Вообще, китайская и глобальная политика явно обзавелись новой звездой: лицо невозмутимого переговорщика Лю сейчас узнаваемо по всему миру. На родной земле он выглядел так же, как в Вашингтоне, — доброжелательным, лишенным эмоций и как бы даже огорченным тем объемом проблем, которые свалились прежде всего на Америку.
Его главная мысль в том, что стороны, договорившись насчет того, что тарифная драка — это не метод, решили теперь приступить к переговорам (только переговорам!) о выравнивании торгового баланса всерьез. Но говорить придется очень долго. Например, о том, что Китай превращается не только в самый большой потребительский рынок мира, а и в очень конкурентную площадку. Все хотят продавать что-то Китаю, в том числе сельскохозяйственную продукцию. Как сделать, чтобы такая продукция из США удовлетворяла китайского потребителя и побеждала прочих по цене? Все как всегда: создадут комиссии, в Пекин поедут теперь американские переговорщики…
А еще Лю кратко, но ясно сказал, что проблема американского торгового дефицита — это проблема всей экономики США и Америке многое придется сделать, чтобы избавиться от дисбаланса своей торговли в целом. Сколько времени это займет, вопрос сложный.
"США хотят, чтобы Китай помог Америке уменьшить дефицит методом плановой экономики. Китай хочет добиться того же рыночными средствами", иронизирует китайское издание Global Times. И добавляет: например, для того, чтобы китайский бизнес мог выбирать и закупать американские товары, США придется шире открыть свой внутренний рынок для китайских компаний. А это опять же вопрос не быстрый.
Что касается "фирменной" идеи Трампа — сделать США поставщиком газа всем и каждому, прозвучавшей и на этих переговорах, то достаточно посмотреть на оценки потребностей Китая в топливе на годы вперед, чтобы понять, что российскому экспорту здесь ничего не угрожает. Китайского рынка на всех хватит. Но США придется построить в Китае громадную инфраструктуру для приемки их газа, а это не месяцы, а годы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+