Власти США решили пока не вводить новые санкции против Российской Федерации. Об этом 18 апреля сообщил СМИ источник в МИД РФ со ссылкой на уведомление, которое получило посольство в Вашингтоне от администрации Дональда Трампа.
Учитывая, что весь понедельник в России ждали новых американских санкций, такой шаг, если он подтвердится, выглядит неожиданно. Напомним, что в воскресенье, 15 апреля постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила, что Вашингтон в самое ближайшее время объявит о новых ограничительных мерах против Москвы в связи с предположительной химатакой в Сирии.
«Вы увидите, что российские санкции будут усиливаться. Министр Мнучин объявит об этом в понедельник, если он этого еще не сделал, и они будут направлены напрямую на компании, занимающиеся поставками оборудования и технологий, связанных с использованием Асадом химического оружия», — заявила дипломат.
Однако ни в понедельник, ни во вторник объявления о новых санкциях не последовало, и глава Национального экономического совета при Белом доме Ларри Кадлоу даже заявил, что Хейли запуталась и «забежала вперед». Однако впоследствии постпред пояснила, что с ее стороны ошибки не было, Кадлоу извинился и признал свою неправоту. В комментарии CNN он сообщил, что планы администрации изменились и постпреду не успели об этом сообщить. И добавил, что «окончательное решение по этому вопросу пока не принято».
Еще до информации из российского МИД, издание The Washington Post со ссылкой на источники написало, что Трамп не намерен вводить дополнительные экономические санкции на данном этапе «без новых действий России, которые бы подтолкнули его к этому». Очевидно, «химатака» в Думе больше не считается таким действием. Возможно, это связано с тем, что Запад не может предоставить доказательств того, что эта атака вообще была или что к ней имеют отношение правительственные силы.
17 апреля журналисты канала One America News Network побывали в Думе и сообщили, что не обнаружили следов химической атаки, во всяком случае, ни один из опрошенных местных жителей такой факт не подтвердил. Пострадавших также не удалось обнаружить. При этом официальная миссия Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) до сих пор не начала работу на месте предполагаемого происшествия. 18 апреля эксперты снова отложили инспекцию из-за перестрелки недалеко от места событий.
С другой стороны, для того, чтобы ввести санкции против 38 физических и юридических лиц из России в начале апреля, американскому Минфину никакого конкретного повода не потребовалось. Как было сказано в заявлении главы ведомства Стивена Мнучина, причиной стала «различная враждебная активность России по всему земному шару».
Руководитель Центра исследований внешнеполитических механизмов США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов считает, что причины санкционных метаний США кроются, прежде всего, во внутренней политике.
— Мне кажется, что на решение Трампа повлияла недавняя история, когда он пришел в ярость от того, что выслал 60 российских дипломатов из-за дела Скрипалей. Как написали СМИ, его подчиненные сказали, что такое же количество россиян вышлют европейские страны. Но они имели в виду все европейские страны, а Трамп подумал, что по 60 дипломатов вышлет каждая из стран, и на этом фоне США будут выглядеть довольно скромно. В итоге же получилось, что Германия и Франция выслали всего по четыре дипработника, и шаг США оказался самым жестким, да еще и либеральная пресса все это раздула.
Трамп посчитал, что из-за помощников он сделал серьезный внешнеполитический промах в отношениях с Россией. Не исключаю, что именно реагируя на этот случай, он решил попридержать санкции, чтобы не обострять ситуацию еще больше.
«СП»: — Неужели такие серьезные решения, как ужесточение или не ужесточение санкций, принимаются по таким поверхностным причинам?
— Все подчеркивают импульсивность Трампа, и не случайно. Знаете, в чем заключалась основная причина того, что Трамп приказал недавно нанести удар по Сирии? Он хотел отвлечь внимание американской общественности от расследования спецпрокурора Мюллера, который сейчас пытается раздуть сексуальный скандал. Некоторое время назад выяснилось, что у Трампа была интрижка с бывшей порноактрисой. Поскольку уже ясно, что никакого сговора с Россией не было, Мюллер начинает копаться в этом грязном белье, а СМИ с радостью это подхватывают.
Чтобы отвлечь общественность от этой истории, Трамп взял и ударил по Сирии. Почему? Да потому что год назад он поступил так же. Когда либеральная пресса его всячески критиковала, он отдал приказ нанести ракетный удар по Сирии, и его рейтинг популярности скакнул вверх. Он надеялся, что это сработает и сейчас, но, похоже, не получилось.
Вам кажется, что у администрации президента есть какая-то глубокомысленная продуманная стратегия, и если Трамп импульсивен, то советники будут его сдерживать. Отчасти это так. Например, его сдержали в отношении Северной Кореи, на которую он обещал обрушить огонь и ярость. Тот же Мэттис объяснил ему, что это чревато региональной ядерной войной как минимум.
Но не стоит думать, что у администрации США все по-умному спланировано до мелочей. Этого нет, особенно при Трампе, который, по большому счету, в политике новичок.
«СП»: — Если так, то новых санкций тоже можно ждать в любой момент, когда Трамп предпримет очередной импульсивный шаг?
— Дело даже не в его импульсивности. Мюллер никак не закроет свою лавочку и продолжает копать под Трампа. Уже возник конфликт между ФБР и Республиканской партии в целом. Выходят мемуары экс-главы Бюро Коми, который постарается максимально облить грязью Трампа, республиканцы против этого. Идет острая внутриполитическая борьба. И, к сожалению, внешняя политика Америки формируется таким образом, что внутренние разборки влияют на нее гораздо сильнее, чем реальные внешнеполитические интересы США. Из-за этих разборок Трамп может пойти на очередное обострение с Россией, чтобы отвлечь внимание от собственных проблем.
Американист, политолог Борис Межуев считает, что за решением об отсрочке санкций скрываются более сложные мотивы.
— Мне кажется, речь не идет о согласовании или двухходовке администрации США. Скорее, Трамп понял, что запустил определенный механизм, который развивается помимо его собственных указаний. Есть закон о санкциях, Минфин составил список лиц, Госдеп поддержал кандидатуры, и все это без участия президента. Возможно, Трамп посчитал, что его обходит собственная администрация, и решил дать задний ход, почувствовав, что где-то перегнул палку.
Впрочем, есть и еще одна гипотеза, которая заключается в том, что Трамп стремится разделить Россию и Иран. Он обвинил в поддержке Асада Москву и Тегеран, но изначально его отношение к России было лучше. Поэтому сейчас некоторые члены администрации могли предложить притормозить с антироссийскими санкциями, чтобы не ставить нашу страну на одну ступень с Ираном.
Пресса уже пишет о том, что возникла определенная напряженность между Россией и Ираном. Хотя мы все-таки хотим сохранить хорошие отношения со всеми: и с Израилем, и с Турцией, и с Ираном.
«СП»: — Так, все-таки, это продуманный план или желание отыграть назад слишком жесткие шаги?
— Не исключено, что в нынешней санкционной истории роль сыграли обе причины. Во-первых, Трамп чисто психологически почувствовал, что есть инерция аппарата в вопросе введения санкций, и ему захотелось остановить ее и сделать так, чтобы все подчинялось его решениям, а не механическим действиям.
Возможно, постпред в ООН, делая свое заявление о санкциях, делала его от себя и от лица тех, кто за ней стоит. Известно, что она тесно связана с вице-президентом Майком Пенсом и определенными членами Сената. Она могла действовать под их влиянием, понимая, что у Трампа сейчас максимально сложные отношения с Путиным, и это подходящий момент для дальнейшего обострения.
Во-вторых, у Трампа могли быть собственные более сложные мотивы. Он захотел немного отыграть назад, чтобы дать России возможность пересмотреть свое отношение к союзу с Ираном и Сирией. Тогда антисирийский блок может рассчитывать хотя бы на нейтралитет Москвы, который США устроит.