Приток иностранных инвестиций в Россию «сделала» «Роснефть».Санация тяжеловесов как эмиссионный фактор
Спрос на промышленную продукцию продемонстрировал в ноябре 2017 году неожиданно положительную динамику, свидетельствуют результаты опросов ИЭП им. Е. Т. Гайдара. И исходные, и очищенные от сезонности данные показали позитивные изменения как фактических продаж, так и прогнозов их изменения. Явно позитивная динамика фактического спроса увеличила удовлетворенность его объемами до 66%, что тоже стало многолетним максимумом показателя. Большая удовлетворенность спросом регистрировалась в российской промышленности в 2007-м — начале 2008 года.
Явно позитивная ноябрьская динамика продаж и рост оптимизма прогнозов спроса окончательно истощили запасы готовой продукции в российской промышленности. Баланс оценок этого показателя снизился еще на шесть пунктов и в результате стал нулевым — доля ответов «выше нормы» полностью уравновешивается долей ответов «ниже нормы» при абсолютном и устойчивом преобладании оценок «нормальные» (последних в ноябре получен 71%). Такое сочетание оценок запасов в условиях роста спроса должно было вновь подтолкнуть предприятия к наращиванию физических объемов запасов готовой продукции за счет роста выпуска.
Ноябрьское оживление конъюнктуры зафиксировал и индекс менеджеров по закупкам PMI для обрабатывающих отраслей. В ноябре индекс приподнялся до 51,5 пункта после отметки 51,1 в октябре.
А вот отслеживаемый ЦМАКП индекс инвестиционный активности в октябре вновь, уже третий месяц подряд, фактически остается на одном уровне. Восстановление предложения инвестиционных товаров буксует.
Приостановка произошла за счет прекращения восстановительного роста выпуска базовых стройматериалов в условиях продолжающегося снижения импорта машин и оборудования. При этом сокращавшийся ранее объем производства машин и оборудования для внутреннего рынка, напротив, начинает, похоже, увеличиваться.
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию за три квартала текущего года составил 23,3 млрд долларов, свидетельствуют последние данные ЦБ. Это немногим меньше результата за весь прошлый год (26,3 млрд долларов). Казалось бы, возобновление ПИИ в экономику России в значительных масштабах после практически нулевых цифр 2014–2015 годов должно означать, что, несмотря на санкции, резко ограничивающие инвестиции в компании с госучастием и ответный всплеск ксенофобии в стране, зарубежный бизнес сохраняет интерес к России. Но если посмотреть на структуру ПИИ по странам и инструментам, то оптимизм испаряется.
Почти весь прирост зарубежного владения акционерным капиталом за прошлый год (15 млрд долларов из 18,5 млрд) обеспечил в четвертом квартале Сингапур. И, стало быть, пришелся на крайне непрозрачную покупку доли в «Роснефти» консорциумом инвесторов, зарегистрированным там, и, кажется, был профинансирован кредитом одного из российских госбанков. А если взглянуть на крупный приток ПИИ во втором квартале текущего года (12,5 млрд долларов), то можно увидеть, что 8,1 млрд из этой суммы — это кредиты прямых инвесторов, пришедшие из кипрских, люксембургских и ирландских банков. Другими словами, роль внутрироссийского фондирования этого притока, по сути дела, вне сомнений.
Свежая статистика ЦБ позволяет оценить эффект санации банка «Открытие» и Бинбанка в августе–сентябре 2017-го. Суммарный кредит банковскому сектору со стороны ЦБ, в значительной мере сопряженный со спасением этих двух финансовых организаций, составил чуть менее 1,6 трлн рублей, что привело к расширению денежной базы на 11%. При этом наличность на руках выросла незначительно (рост 1,3%, что находится в пределах сезонных колебаний), а основной прирост пришелся на избыточную ликвидность банков (на счетах и в депозитах в ЦБ), которая выросла на 39%. Это, помимо прочего, признак того, что кризиса доверия физлиц к банковскому сектору обвал двух крупных банков не вызвал.
В итоге ЦБ получил-таки структурный профицит ликвидности, для купирования которого пришлось дополнительно абсорбировать ее излишки через два выпуска краткосрочных облигаций Банка России. Бюджет же, благодаря драконовским успехам в сборе налогов, на протяжении последних месяцев, наоборот, был скорее абсорбентом лишних денег.