Главная задача российской экспортной политики сегодня — развитие
несырьевого сектора. Цель — в течение следующих десяти лет удвоить его
объемы. По планам Центра стратегических разработок (ЦСР, ответствен за
создание долгосрочной стратегии РФ), до 2035 года доля машин и
оборудования в экспорте должна вырасти более чем втрое — до 30%.
Оценивать адекватность этих показателей особого смысла нет. Ответ на
вопрос, можно ли их достичь, похож на рассуждения, какова степень
вероятности встретить на улице динозавра — 50 на 50. На наш взгляд, на
данном этапе гораздо важнее понять глобальный экономический контекст,
осознать место российских экспортеров в мире и наметить путь, по
которому стоит двигаться.
Снаружи опасно…
Мировой ВВП по паритету покупательной способности в следующие 20 лет
будет прирастать на 3,7 — 3,8% в год. Причем экономика развитых стран
будет ускоряться с 2,3% в 2015 — 2020 годах до 2,6% в 2030 — 2035-х, а
развивающихся — замедляться с 4,8% до 4,3% соответственно.
В авангарде инновационного развития, по мнению экспертов ИМЭМО РАН,
окажутся две страны — США и Китай (последний ставит перед собой задачу к
середине XXI века сформировать инновационное общество, основанное на
накоплении и эффективном применении знаний). Не последнюю роль в этом
сыграют инвестиции в оборонку. В Штатах они за 20 лет вырастут с 600 до
900 млрд долларов, в КНР — с 200 млн до почти 1,2 трлн долларов. Россия,
которой в 2035 году светит всего 100 млрд долларов, на этом фоне
выглядит карликом.
И совершенно очевидно, что с позиции силы разговаривать с миром мы вряд ли сможем.
Китай в ближайшие десятилетия, вероятно, взвалит на себя и еще одну
миссию — глобализатора. Доказательство тому — знаковая речь председателя
КНР Си Цзиньпина в Давосе. Он призвал глав других государств отказаться
от политики изоляции. «Проводить политику протекционизма — это как
запереть себя в темной комнате. Снаружи могут быть дождь и ветер, но
также воздух и свет, — заметил китайский лидер. — В торговых войнах
победителей не бывает».
Как будет развиваться мир — по глобальной модели или принципу «каждая
нация сама за себя» (его пока придерживается Дональд Трамп,
похоронивший транстихоокеанское партнерство) — до сих пор неясно.
Последние несколько лет мировая торговля растет медленнее, чем
планетарный ВВП. Вызвано это циклическими или структурными причинами —
вопрос открытый.
Тектонические изменения происходят в области демографии. Мир стареет.
Единственное исключение — Африка. В следующие три десятка лет она будет
переживать взрывной рост рождаемости. Население континента вырастет до
2,4 млрд человек.
— Казалось бы, Африка могла повторить путь Китая, воспользовавшись
преимуществом дешевой рабочей силы, — рассуждает завотделом экономтеории
ИМЭМО РАН Сергей Афонцев. — Но это вряд ли случится ввиду общего сдвига
к использованию экономичных капиталоемких технологий, а также
неблагоприятных институциональных условий. Дешевый труд постепенно
перестает быть сравнительным преимуществом, страны будут делать ставку
на рост качества человеческого капитала. И России нужно очень хорошо это
понимать. Приток мигрантов из стран «третьего мира» не позволяет
компенсировать дефицит квалифицированной рабочей силы и чреват острыми
социально-политическими конфликтами.
Дисбалансы, складывающиеся в мировой экономике (замедление роста
торговли, проблемы в европейском банковском секторе, долги, надувание
пузырей на финансовых рынках и т.д.), говорят о том, что планету до 2035
года со стопроцентной вероятностью ждет крупный финансовый кризис (и с
60-процентной — два кризиса). Его источником станут (в порядке убывания
вероятности) — Китай, ЕС или США.
— В этих условиях страны с развивающимися рынками должны
руководствоваться двумя приоритетами, — уверен Сергей Афонцев. — Первый —
повышение устойчивости к внешним кризисным импульсам. Второй —
обеспечение притока ресурсов из стран с активным счетом текущих
операций. На данный момент кажется, что Россия может привлечь инвестиции
только из сильных стран юго-восточной Азии. Рынки Европы и США для нас
закрыты, и в обозримой перспективе они вряд ли откроются. Сотрудничество
с мусульманскими нефтеэкспортерами затруднено из-за политических
разногласий и специфики их финансовой системы.
Один из важнейших вопросов — нефть. Вот уже несколько лет говорят,
что ее эра подошла к концу. Однако в ИМЭМО считают, что пик спроса на
углеводороды придется на 2032 — 2034 годы. При этом радикального роста
цен ждать не стоит, благодаря развитию технологий альтернативной
энергетики.
… но выходить надо…
Несмотря на неоднозначную картину мира, открывать его для себя Россия обязана.
И для этого, по мнению профессора Всероссийской академии внешней
торговли Андрея Спартака, есть масса возможностей. Одна из них связана с
трансформацией огромных рынков Китая и Индии. Постепенно они
превращаются в потребительские, на них формируется новая структура
спроса, в том числе инвестиционного.
— Уже сейчас Китай и Индия — это 7,5 трлн долларов потребительского
спроса, который прежде всего формирует средний класс, — рассуждает
Андрей Спартак. — Даже 1% этого объема — очень внушительная сумма, а 2%
сравнимы с размером всего нашего нынешнего несырьевого экспорта.
Существует масса примеров вписывания российских предприятий в новую
структуру спроса Китая и Индии. Яркий пример — вывоз продовольственных
товаров (подробнее см. «Когда пути неодинаковы, не составляют вместе
планов», «Э-У» № 12 от 20.03.2017).
Другая тема — поднимающиеся по доходам и населению страны «третьего
эшелона». Речь снова об Африке. Эти страны в следующие десять лет будут
формировать спрос на продовольствие и потребительские товары. И
российская продукция, которая, как правило, дешевле европейских или
американских аналогов, может иметь популярность. «Дорогу нам способен
перейти Китай, — размышляет Андрей Спратак. — Но он занят сейчас
другими проблемами, там быстро растут издержки, увеличиваются социальные
и экологические затраты. Поэтому шанс у нас есть».
Пул возможностей связан с поставкой продовольствия в страны,
испытывающие климатические проблемы. Одной из них может стать Саудовская
Аравия, которая фактически отказалась от поддержки
сельхозпроизводителей из-за дороговизны систем опреснения и орошения.
Это может сулить инвестиции суверенных арабских фондов в экспортно
ориентированные российские пищевые производства.
Наконец, некоторые ожидания связаны с дальнейшей интеграцией ЕАЭС,
формированием альянсов типа «Зона свободной торговли+», устранением
нетарифных барьеров, формированием единого таможенного кодекса и т.д.
Однако большинство экспертов потенциал ЕАЭС оценивают довольно сдержанно
(в первую очередь из-за недостаточной договороспособности). До 2035
года главными партнерами России страны ЕАЭС точно не станут.
… а мы не умеем
А теперь о проблемах взаимодействия российских фирм с миром. Стоит
признать, что у нас слишком мало компаний, ведущих внешнюю торговлю. По
данным
ЦЭФИР, в России в 2008 году (более поздние данные не включают
торговлю с Казахстаном и Белоруссией, потому не являются достаточно
корректными) предприятий обрабатывающей промышленности, имеющих выручку
больше нуля, насчитывалось 23,3 тысячи. Из них только 2,4 тысячи (10,4%)
экспортировали, 3 тысячи (13%) импортировали, 1,4 тысячи (6%) делали и
то, и другое (эти доли можно легко экстраполировать на Урал). В среднем в
развитых странах доля фирм, вывозящих товары за границу, составляет 20%
(в некоторых государствах Европы, например в Норвегии, показатель
доходит до 40%).
Почему это плохо? Потому что компании, имеющие дело с иностранными
рынками, являются лучшими представителями бизнеса. В ЦЭФИР посчитали: в
России по числу работников экспортер обгоняет неэкспортера в среднем в
6,5 раза. Если сравнивать фирмы одинакового размера, то выйдет, что
производительность и прибыль экспортеров выше на 31 — 32%, активы больше
в два раза, инвестиции в основной капитал — на 74%.
На Западе, к слову, экспортеры тоже хороши, но их «премия», например,
в США, значительно ниже: по производительности и добавленной стоимости
на сотрудника — 18%, по фондовооруженности — на 13%, по зарплате — 10%.
У наших фирм слишком недиверсифицированная корзина предложения. Чтобы
доказать этот тезис, опять-таки достаточно взглянуть на исследование
ЦЭФИР. В России в деньгах доля экспортеров, вывозящих один товар в пять и
более стран, составляет почти 30%. Аналогичный показатель в США — всего
0,1%. В то же время в Штатах 92% держат компании, продающие пять и
более продуктов в пять и более государств. В РФ этот показатель — 37,5%.
Вывод прост: с открытием географических рынков у нас особых сложностей
нет, а вот с выводом новых позиций — есть. То есть ключевая задача
развития — стимулирование существующих экспортеров к расширению линейки
(и это, кстати, новость хорошая, потому что захватывать новые территории
значительно сложнее и дороже).
Еще один тезис — российские фирмы совершенно не встроены в
глобальные цепочки добавленной стоимости (об этом говорят уже не первый
год). Мы в основном играем на рынках конечной продукции, что неадекватно
реалиям мировой торговли.
— Малое число экспортеров, низкая диверсификация предложения,
чрезмерно высокая экспортная премия, непредставленность в цепочках
добавленной стоимости — все это с большой долей вероятности
свидетельствует о высоких издержках выхода на зарубежные рынки, —
уверена директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР, профессор РЭШ
Наталья Волчкова.
Чтобы выяснить, какие издержки являются ключевыми, ЦЭФИР пошли в поле
и опросили более тысячи фирм. В итоге оказалось, что ключевых барьеров и
для вывода новых товаров, и для географической экспансии три:
отсутствие информации о рынках, неэффективность таможни (причем речь не о
коррупции, а о длине процедур, бумажной волоките, некомпетентности
сотрудников) и сложности с сертификацией и лицензированием продуктов.
А уже потом — долгосрочные кредиты, бюрократия, непредсказуемая торговая политика и т.д.
— Устранение трех главных барьеров является исключительной
прерогативой государства, — считает Наталья Волчкова. — Таможенное
регулирование напрямую зависит от действий власти, легкость
лицензирования и сертификации — вопрос гармонизации техрегулирования,
маркетинговые исследования — то, за что платят торговые ведомства во
всех развитых странах. Именно эти направления должны стать основой
экспортной политики России, именно они являются гарантом встраивания в
глобальные производственные цепочки. Мы спросили предпринимателей, а
увеличите ли вы экспорт, если, например, исчезнут проблемы с таможней.
33% ответили «да». В среднем их поставки вырастут на 24%. То есть мы
только за счет разрушения этой преграды можем нарастить объем вывоза
товаров на 6 — 7%. Беда в том, что пока во всех документах, касающихся
экспортной стратегии, три основные проблемы находятся на периферии
внимания. В центре — финансовая поддержка. Одновременно правительство
фокусируется на мелких фирмах. Но доля компаний, экспортирующих один
товар в одну страну, в России составляет всего 1,1%. На мой взгляд,
опираться нужно на «доращивание» средних и относительно крупных
экспортеров.
В связи с тезисом о «доращивании» нам кажется чрезвычайно важной еще
одна мера — либерализация правил в отношении импорта оборудования и
технологий. Таким образом российские экспортеры получат возможность
покупать товары и услуги у лучших зарубежных фирм и тем самым повышать
свою конкурентоспособность. А пока все же странно смотреть на графики
ЦСР, предполагающие к 2035 году увеличение доли машин и оборудования в
экспорте втрое при сохранении доли иностранных инвестиций.
Тезис Натальи Волчковой о том, что приоритет в экспортной политике
должен отдаваться нефинансовым мерам поддержки, разделяют многие
экономисты. Однако, например, Андрей Спартак, концентрируется на
формировании политики «вскрытия» рынков: «Сегодня наши товары в
преференциальном режиме поставляются только в две страны дальнего
зарубежья — Сербию и Вьетнам. Это всего 0,5% несырьевого экспорта.
Очевидно, что мы слабо работаем с продвижением нашей продукции, с
закреплением ее на рынках, нужно интенсифицировать практику заключения
торговых соглашений».
ЦСР полагает, что увеличение роста несырьевого экспорта будет одной
из основ ускорения роста ВВП. В этой связи совершенно очевидно, что для
компаний, вывозящих сложные товары, необходимо установить режим
максимального благоприятствования, оградить их от придирок ФНС, ФАС и
прочих ведомств. Вероятно, имеет смысл включить параметры по несырьевому
экспорту в список ключевых показателей эффективности губернаторов.
В конце заметим: все предложенные меры имеют отношение в так
называемой мобилизационной политике. Они позволяют реализовать уже
имеющийся в России и на Урале потенциал. В теме развития несырьевого
экспорта есть второй без преувеличения гигантский пласт — выпуск
глобально конкурентоспособных продуктов за счет инвестиций в инновации и
реализации технологической революции. Мы, безусловно, осознаем его
важность. Однако, во-первых, полагаем, что на данном этапе ценнее
говорить о мерах, которые могут принести быстрый эффект, а во-вторых,
уверены, что без либерализации и работы по устранению
импортно-экспортных барьеров никакие высокие технологии в стране не
появятся и за ее пределы не выберутся.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 163
Рейтинг поста: