Инновации, атомная энергетика,
сотрудничество в сфере транспорта – эти сектора взаимодействия стран СНГ
были отмечены в числе основных на состоявшихся в Москве в середине
марта 73-м заседании Экономического совета СНГ и Экономическом форуме
государств СНГ.
Несмотря на известные сложности в
политических взаимоотношениях между отдельными странами Содружества, их
экономико-географическая взаимозависимость не может не сохраняться. А
этот фактор, как отмечалось в ходе упомянутых форумов, предопределяет
заинтересованность всех стран СНГ в совместной реализации экономических
программ и проектов. Имеющих, по словам доктора экономических наук
Давлета Аркаева (Казахстан), «важнейшее значение для развития многих
национальных отраслей и для сотрудничества регионов стран СНГ».
73-е заседание Экономического совета СНГ, Москва, 17 марта
Предприятиями и компаниями стран
Содружества ныне реализуется около 100 совместных инвестпроектов в
производственных отраслях, транспортной, энергетической инфраструктуре, в
сфере НИОКР. Что касается взаимной торговли между странами СНГ, ее
совокупный объем в 2015-2016 годах сокращался,
особенно между странами вне Евразийского союза. Но обусловлено это не
стремлением государств Содружества к взаимной экономической
отчужденности, а, прежде всего, конъюнктурой на мировых валютном и
сырьевом рынках, медленным повышением доли продуктов с высокой
добавленной стоимостью во взаимной торговле.
Скажем, привязка практически всех
«ближних» валют к доллару США привела в 2014-2016 гг., ввиду фактической
девальвации большинства нацвалют в СНГ, к удорожанию взаимного
экспорта-импорта товаров и услуг. И в первую очередь, потому, что курсы
нацвалют уже не первый год зависят от мировых цен на сырьевую продукцию.
А при такой зависимости удешевление в последние 2-3 года большей части
сырьевого ассортимента в мировой торговле вынудило Россию и другие
страны Содружества девальвировать курс нацвалют. Но это, в свою очередь,
способствует тому, что товаропроизводители ввиду падения реальной
стоимости национальных денег вынуждены повышать свои цены независимо от
баланса спроса-предложения. Чтобы в какой-то мере восполнить растущие
производственные издержки и одновременно падающие доходы от сбыта
продукции. Отсюда подорожание товаров во взаимной торговле стран СНГ и,
стало быть, сокращение и стоимости, и объемов взаимопоставок между ними.
Но, как отмечалось на упомянутых
форумах, влияние мировой валютно-сырьевой конъюнктуры на экономику и
взаимную торговлю в регионе СНГ понизится за счет развития
промышленно-технологической и сбытовой кооперации между странами
Содружества. Ибо при таком векторе экономического развития и
межгосударственного сотрудничества – это подтверждает опыт АСЕАН и ряда
других региональных блоков – сократится зависимость национальной
экономики (и, соответственно, нацвалют) от сырьевых отраслей. И
параллельно увеличится экспортный потенциал стран СНГ по товарам с
высокой добавленной стоимостью, которые на мировом рынке минимум в 2,5
раза дороже сырьевой продукции. То есть сокращение доходности сырьевого
экспорта может быть с избытком компенсировано ростом экспортных поставок
высокотехнологичной продукции.
Реализовать эти возможности призвана
межгосударственная программа инновационного сотрудничества стран СНГ на
период до 2020 г. включительно. В ходе состоявшихся форумов
рекомендовано ее актуализировать в 2017-2018 гг. с учетом современных и
перспективных внутри- и внешнеэкономических факторов.
По данным Александра Шумилина, главы
белорусского Госкомитета по науке и технологиям, упомянутая программа
является, пожалуй, стержневой в экономическом и научно-техническом
взаимодействии стран Содружества. Реализуемые в её рамках двух- и
многосторонние проекты охватывают, в частности,
информационно-телекоммуникационные технологии, наноматериалы,
авиационно-космические и транспортные системы, а также здравоохранение,
рациональное природопользование, производственные технологии,
энергосбережение.
«С привлечением бюджетного
финансирования стран Содружества, – отметил А. Шумилин, – уже выполнены
или выполняются этапы НИОКР по упомянутым и другим инновационным
секторам. И большинство таких проектов уже выходят на стадию
коммерциализации. Программа эта актуальна и для отработки эффективного
механизма восстановления утраченных или ослабленных научных и
профессиональных связей в научном сообществе на пространстве СНГ».
К примеру, с участием профильных
организаций Белоруссии, России и Казахстана в рамках той же
инновационной программы разрабатывается комплексная экспертная система
для оценки загрязнения почвенно-геологической среды отходами нефте- и
газодобычи и управления работами по восстановлению этой среды. Другой
проект – с участием Армении, Белоруссии, Казахстана и России нацелен на
импортозамещение технических и программно-аппаратных средств для
надежной фиксации предвестников стихийных бедствий и техногенных
катастроф. Востребована в СНГ и организация производства новых
катализаторов для конверсии углеводородного сырья в водородное топливо, и
новых материалов на основе композиций титана, алюминия и ниобия. Этот
проект – тоже составная часть программы инновационного сотрудничества
стран Содружества.
По имеющимся данным, в этой части
программы намечается с 2017-2018 гг. участие профильных НИОКР-структур
остальных государств СНГ.
Готовится под эгидой фонда
«Сколково» реестр проектов второй очереди означенной программы.
Точнее, подготовлен предварительный перечень из 43 проектов, «в том
числе 11 – в области сельского хозяйства и 11 – в области медицинского
оборудования. В перечень второй очереди вошли проекты с высокой
готовностью к коммерциализации, финансируемые в основном из внебюджетных
источников. Информация об этих проектах направлена национальным
контактным центрам», пояснил А. Шумилин.
Вице-министр экономики Казахстана Тимур Жаксылыков отметил, со своей стороны, стратегическую важность программы инновационного сотрудничества,
в том числе в контексте имеющихся планов по переходу в государствах -
членах ЕАЭС на электронные системы управления экономикой.
Говоря о работе межправительственных
органов СНГ, следует сказать о серьезном прорыве в вопросах
семеноводства, а также организации международных автомобильных
перевозок. В сфере семеноводства до последнего времени доминировали
поставки семян растениеводческих культур из дальнего зарубежья. В том
числе и потому, что в 1991-1992 гг. до трети общего объема
семеноводческого фонда постсоветских стран было всеми правдами и
неправдами вывезено за границы Содружества. Развитие кооперации наших
стран привело примерно к 30%-му восполнению этого фонда.
В секторе автомобильных перевозок
участники Экономсовета СНГ сошлись во мнении, что требуется дальнейшая
унификация правил транзитных автоперевозок в регионе Содружества, чтобы
повысить конкурентоспособность евроазиатских транспортных коридоров.
На Экономическом совете СНГ одобрен
проект концепции «Поэтапное формирование общего рынка труда и
регулирования миграции рабочей силы государств СНГ». Она предусматривает
обеспечение социально-экономического равноправия мигрантов на рынках
труда стран Содружества, причем с межгосударственными гарантиями этого
равноправия. Но подробных дискуссий по этому документу не было,
концепцию планируется утвердить до конца текущего года. По данным Т.
Жаксылыкова, «это базовый документ, который говорит о правах
трудящихся-мигрантов. В концепцию заложен вопрос о том, какие документы
необходимо принять, чтобы прийти к общему рынку труда».
Комплексно охарактеризовал современные
тенденции развития Содружества и сотрудничества постсоветских стран
Григорий Рапота, госсекретарь Союзного государства РФ и РБ. По его
мнению, каждая страна должна приходить в интеграционное объединение
с четко обозначенными национальными интересами. Кроме того, она должна
осознавать, какой вклад привнесет в общую «интеграционную копилку»
для того, чтобы национальные интересы соблюдались в условиях интеграции.
___________________________
Фото http://www.e-cis.info/news.php?id=1587
Алексей БАЛИЕВ
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|