Неплохо, если учесть, что весь 2016-го экономика ковыляла на анемичных 1,6%. К сожалению, первоначальный прогноз ФРС был сокращен, чтобы объяснить спад показателей. По нынешним (8 марта) расчётам экономика вырастет на ничтожные 1,2%. Иными словами, уже инертная и неэффективная экономика постепенно сваливается в застой.
Это не та ситуация, при которой ФРС обычно поднимает процентные ставки. В теории более низкие ставки создают стимулы для кредитования, что резко повышает потребление и расходы бизнеса, а это в свою очередь, увеличивает рост. И наоборот, поднятие процентных ставок, каким бы оно ни было малым, оказывает отрицательное влияние не только на чувствительные к процентным ставкам секторы экономики (например, недвижимость), но и на фондовые биржи и рынок облигаций, где инвесторы корректируют свои портфели, чтобы отразить растущую стоимость кредита.
Итак, почему же ФРС поднимает процентные ставки, когда экономика развивается с недостаточной скоростью и, вероятно, направляется к рецессии?
Ответ на вопрос можно дать двумя словами: Дональд Трамп.
Неожиданная победа Трампа вызвала самый большой рост после выборов в истории Уолл-Стрит. Обещания гигантского сокращения налогов, снижение мер государственного регулирования и $1 триллион финансового стимулирования вызвали лихорадочную покупку акций, которая добавила почти 2000 пунктов к индексу промышленных акций Доу-Джонса, одновременно добавив $3.2 триллиона к капитализации рынка. Уолл-Стриту Трамп пришёлся по душе, в этом нет никаких сомнений.
К сожалению, неожиданный рост курса акций помешал плану ФРС по постепенному повышению курса акций, не допуская внезапных всплесков на рынке долговых инструментов, что могло удешевить доходы, в процессе вымывая триллионы долларов из собственных капиталов компаний. ФРС хотела бы избежать подобного сценария, потому-то и ожидается, что Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) будет постепенно поднимать процентные ставки, чтобы притормозить чрезмерное обогащение Уолл-Стрит. Итак, после почти десятилетия стагнации ВВП — вкупе с ростом на фондовых рынках, поднявших Доу с отвратительных 6, 547 в 9 марте 2009 года до величественных 20, 906 к 8 марта 2017 года — ФРС, наконец, решила отпустить тормоза, удалить препятствие и посмотреть, сможет ли она вернуть себе контроль над потерявшим управление локомотивом курса акций.
После пятничного сообщения Бюро трудовой занятости о создании в феврале 235 000 новых рабочих мест экономисты «Голдман Сакс» предсказывают, что в 2017 году Фед поднимет процентные ставки трижды — в марте, июне и сентябре. Что должно намертво заклинить рывок Трампа. Немного больше информации из «Нью-Йорк Таймс»:
«В пятницу правительство сообщило, что в феврале работодатели увеличили численность работающих до 235 000 человек, — хорошее достижение, которое открывает ФРС путь для повышения базовой процентной ставки на совещании, что состоится на следующей неделе.
Официальный уровень безработицы снизился до 4,7% с 4,8% в январе, а средняя почасовая оплата выросла на 0,2%, сказано в отчёте, охватывающем первый полный месяц работы президента Трампа.
«Они готовы пойти на это», — сказала Диане Свонк, основатель и исполнительный директор DS Economics об ожидаемом на следующей неделе голосовании в центральном банке относительно повышения процентных ставок с исторически низкого уровня...
Хотя беспокойство экономистов, которое помогло президенту Трампу попасть в Белый Дом ещё остается, официальный уровень безработицы близок к уровню, который центральный банк считает полной занятостью — порог, с которого, по крайней мере в теории, любой, кто хочет работать, может найти какую-то работу».
Конечно, очень хорошая статистика по труду не принимает в расчёт миллионы людей, покинувших ряды рабочей силы после того, как они не смогли найти работу во время отнюдь не выдающегося экономического восстановления Обамы. И в данных не указано, что 95% всех новых рабочих мест — в низкокачественном, низкооплачиваемом секторе услуг с частичной занятостью, где заработок едва обеспечивает миску супа, не говоря уж о крыше над головой. Но всё же.
Председатель ФРС Джанет Йеллен считает оживление рынка труда свидетельством её неизменной, как она сама, 8-летней монетарной политики почти нулевых процентных ставок, которая перекачивала триллионы в пользу класса инвесторов, в то время как рабочие наблюдают стагнацию своих доходов и зарплат, перспективы их пенсий туманны, а уровень жизни падает. Теперь Йеллен хочет сменить тактику и постепенно повышать ставки, чтобы заранее подавить возможность того, что рынок труда с высоким спросом на рабочую силу увеличит зарплаты и таким образом даст рабочим больший кусочек от прироста объёма производства. Конечно, это катастрофа, и ФРС сделает всё, что в её власти, чтобы этого избежать. С любым признаком повышения зарплат расправятся быстро и решительно. Как де-факто представитель правящей банковской клики, ФРС скорее проткнёт огромный пузырь цен активов, ею же созданный, и рискнёт пустить финансовую систему в безудержное падение с обрыва, чем позволит постоянно ограниченным в средствах рабочим получить ещё хоть фартинг за монотонный ежедневный труд. Классовая ненависть остаётся движущей силой, питающей все политические решения Центрального Банка. Вот ещё из «Таймс»:
«Повышение зарплат — то, чего большинству американцев после многих лет стагнации зарплат особенно хотелось бы видеть. ФРС тоже ожидает роста (ну-ну), но опасается, что зарплаты будут расти слишком быстро. Члены правления хотят воспрепятствовать зарождающейся инфляции и потому начали медленно поднимать ставки, что сделает кредитование и рискованные действия более дорогостоящими».
И тут просто фраза века: «зарождающаяся инфляция»?
Вы слышали об превентивной войне, верно? Теперь у нас превентивная атака на инфляцию. Иными словами, даже только намек на повышение зарплат сеет тревогу в Экклс Билдинг (штаб-квартире Фед), где банковская мафия спешно собирает сходку, чтобы спланировать очередной налёт на рабочий класс. Помните, что когда акции удваивают или утраивают стоимость, обеспечивая горы денег классу паразитов, на который работает Йеллен — это признак безграничного оптимизма и уверенности в иллюзорном восстановлении, но когда зарплаты хоть чуточку демонстрируют движение вверх, этот сдвиг вызывает вопли о «разгоняющейся инфляции», после чего следует ряд мучительных повышений процентных ставок, ведущих к безработице, снижению деловой активности и ослаблению роста. Где же справедливость?
В настоящее время инфляция даже не достигла целевого показателя ФРС в 2%, причём — по данным «Рейтер» — почасовая зарплата работников поднялась на трогательные 6 центов. И что, именно из-за них ФРС «жмёт на тормоза»?
Да, чёрт побери, именно поэтому. Никакого вам роста, мистер американский рабочий. Джанет Йеллен настроена это гарантировать!
Но есть и ещё одна причина, почему Йеллен ведёт политику «затягивания поясов», хотя экономика по прежнему растёт на депрессивный 1% ВВП. Она намерена торпедировать экономический план Трампа ещё до того, как будут расписаны все его подробности.
Фед постоянно выражает беспокойство относительно стратегии финансового стимулирования президента стоимостью $1 триллион, этот план, по мнению Йеллен, может привести к резкому всплеску деловой активности, что разгонит инфляцию и перегреет экономику. А серия повышений процентной ставки не только положит конец шансам Трампа на успех, но ещё и подорвёт перспективы более сильного роста.
Но почему Йеллен хочет сорвать план, обещающий ускорение роста?
Да потому, что большее ускорение роста означает более высокие доходы по долгосрочным долговым обязательствам. Иными словами, изворотливые приятели Йеллен с рынка облигаций просто вылетят в трубу, если ВВП подскочит и Трамп достигнет своей цели в 4% роста.
Аналитики рынка считают, что Трамп никогда этой цели не достигнет, и вероятно, они правы. В конце концов, ФРС ему никогда этого не позволит.