Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила
законопроект, направленный на защиту прав потребителей, которые
приобретают товары и услуги в интернете. Как говорится в сообщении на
сайте кабмина, проект ФЗ «О внесении изменений в закон "О защите прав
потребителей"» подготовлен Роспотребнадзором. Законопроект будет
рассмотрен на заседании Правительства.
На сегодняшний день развитие этого сегмента потребительского рынка
выявило не урегулированные законодательством отношения. Не урегулирована
деятельность так называемых товарных агрегаторов, которые, не являясь
реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в
качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей.
Из-за отсутствия чёткой правовой регламентации деятельности
хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы,
они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав
потребителей, не несут ответственность за соблюдение прав потребителей
на информацию о продавце), реализуемых товарах и предлагаемых услугах.
Правовые пробелы могут быть использованы недобросовестными
участниками рынка в целях получения максимальной выгоды в ущерб
экономическим интересам и законным правам как потребителей, так и
добросовестных субъектов предпринимательства, сичтают в правительстве.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на восполнение пробелов
в правовом регулировании соответствующих правоотношений и создание
дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, имеющих
намерение приобрести либо приобретающих товары через интернет.
В частности, законопроектом предлагается ввести понятие «агрегатор
товаров (услуг)» в качестве самостоятельного субъекта ответственности
перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товаре
или услуге. Предусматривается ответственность таких агрегаторов за
реальный ущерб, обусловленный предоставлением заведомо недостоверной
информации о товаре или продавец, на основании которой был заключён
договор с потребителем.
Темпы роста и масштабы онлайн-торговли в России заставляет
регуляторов присматриваться внимательно к данному рынку, отмечает
ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Объём рынка оценивается в
650 млрд. руб. в 2016 г. По предварительным данным Ассоциации компаний
интернет-торговли (АКИТ), в 2016 г. продажи через Сеть могли вырасти на
18% по сравнению с 2015 г. Причём в целом оборот розничной торговли в
России упал в 2016 г. на 5,2%, по данным Росстата.
Наиболее распространенным способом существования интернет-магазинов в
России выступает посредническая торговля, рассказывает эксперт.
Посредники агрегируют, то есть собирают информационную базу о товарах
различных продавцов, размещают на своих сайтах, принимают оплату за них и
передают продавцам. Покупателям это удобно, поскольку в одном месте
сосредоточена доступная для сравнения база о товарах. У некоторых
продавцов продажи с сервисов агрегаторов-посредников достигают 90%. При
этом формально, по законодательству, агрегаторы не являются продавцами, а
лишь только информирующими службами, не отвечающими за добросовестность
продавцов и за достоверность информации.
Законопроект не только вводит юридическое понятие «агрегатор товаров
(услуг)» именно для таких посредников. Предлагается ввести их
ответственность за информацию и за ущерб потребителю от её
недостоверности. Такое предложение сделает интернет-торговлю более
цивилизованной, считае6т Марк Гойхман, а также приблизит к уровню
защиты потребителей, принятому в традиционной торговле. Отсечёт многих
недобросовестных продавцов и их торговых агентов. В то же время для
самих посредников это выльется в дополнительные затраты, что вполне
может повысить цены на товары и услуги.
Сфера защиты прав потребителя в интернете, действительно, имеет
пробелы, комментирует новость эксперт правового центра «Общественная
дума» Павел Ивченков. Например, возникают сложности при возврате не
бракованного товара, если он просто «не подошел». Продавцы такие
просьбы со стороны покупателей часто воспринимают негативно и не спешат
выполнять законные требования. И новое законодательство спешит встать на
сторону потребителя.
С другой стороны, отмечает эксперт, интернет-магазины также не
защищены действующим законодательством. Например, отсутствует список
товаров, который не подлежит к возврату в онлайн-торговле. И сегодня
интернет-магазины обязаны принимать к возврату белье, косметику и
колготки. Таким образов сегодня интернет-магазины должны защищать себя
сами, тщательно прорабатывая собственные правовые документы для
избежания конфликтных ситуаций.