Владимир Путин: мы должны иметь эффективную систему поддержки несырьевого экспорта
Президент провел заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Совещание было посвящено двум основным темам – вопросам поддержки
несырьевого экспорта и улучшению экологической ситуации. «Перед нами
стоит задача создать целостный набор долгосрочных механизмов и
инструментов, который, по сути, задаст новые рамки совместной работы
бизнеса, государства, общественных организаций в области экологии и
развития экспорта», – начал заседание глава государства. Он отметил, что
все меры по этим направлениям должны носить исключительно прикладной
характер и принять их нужно как можно быстрее.
«Уже по итогам следующего, 2017 г., мы должны иметь действующую,
эффективную систему поддержки несырьевого экспорта и экологических
программ, увидеть реальные результаты ее работы», – настаивает
президент, уточняя, что система эта должна иметь финансовое обеспечение.
Что касается вопроса экспорта, то В. Путин отметил его большой
нереализованный потенциал, прежде всего, в авто- и авиапромах,
сельскохозяйственном и железнодорожном машиностроении. По мнению
президента, «развитие этих отраслей может стимулировать целую цепочку
смежных производств в тяжелой, легкой промышленности, на транспорте».
«Нужно увеличить сбыт российской промышленной продукции, обеспечить
широкий выход отечественных предприятий на внешние рынки. Для этого
необходима единая система поддержки промышленных экспортеров, которая
могла бы гибко подстраиваться под требования покупателей и делать работу
на зарубежных направлениях проще и удобней», – заявил российский лидер.
Он напомнил о гражданском экспорте оборонно-промышленного комплекса,
который в данный момент практически отсутствует или очень мал, поэтому
его необходимо развивать.
Еще одно перспективное направление экспорта – продукция сельского
хозяйства. В. Путин напомнил, что в прошлом году поставки российского
продовольствия на внешнем рынке превысили 16,2 млрд долларов. В текущем
году, по оценкам экспертов, этот показатель будет около 17 млрд
долларов. Президент отметил, что необходимы системные решения, которые
позволят российским производителям увеличить объемы производства и
экспорта сельхозпродукции и дальше, обеспечат их необходимой
инфраструктурой и информацией. «Поддержка со стороны правительства
должна быть обеспечена и на среднесрочную перспективу», – сказал глава
РФ.
Вспомнил президент и о малых и средних предприятиях, по его словам, у
нас они вносят слишком маленький процент (21 против 85-90 в других
странах) в экономику и это надо исправить. «Нужен механизм, который в
масштабах всей страны обеспечил бы поиск и продвижение на внешние рынки
продукции малого и среднего бизнеса», – сказал В. Путин.
Второй вопрос повестки дня – улучшение экологической ситуации.
Президент в цифрах обрисовал проблему: «Сегодня в России накоплено около
100 млрд тонн бытовых и производственных отходов, которые занимают
порядка четырех миллионов гектаров. Непростая ситуация и в сфере очистки
сточных вод: лишь 13% из них подвергаются нормативной очистке,
остальное поступает напрямую в водоемы». В. Путин напомнил, что 2017 г.
объявлен в России Годом экологии и уже назрела необходимость создать
действенный механизм решения экологических проблем и начать продвигаться
к поставленным целям.
«В первую очередь, надо разобраться с накопленными отходами,
ликвидировать наиболее крупные залежи мусора, которые в прямом смысле
слова отравляют людям жизнь», – отметил президент. И начать надо с
создания карты мусорных свалок, в том числе, незаконных, уверен он. К
этой работе надо привлечь общественность. При этом каждый желающий
россиянин должен иметь возможность не только заявить о найденной свалке,
но и потребовать проведения соответствующей проверки, указал В. Путин.
«И конечно, нужно создать экономические стимулы для вовлечения отходов
в производственный оборот, добиться того, чтобы перерабатывать отходы
было выгоднее, чем сжигать или закапывать, или просто сваливать», –
сказал глава государства.
Что касается рек и водоемов, то здесь президент призвал принять комплекс мер по их очистке.
Затронул российский лидер и еще одну важную тему, получившую широкий
общественный резонанс, – обращение с бездомными животными. По мнению
президента, «отсутствие норм и правил в этой сфере чревато ухудшением
санитарной ситуации, а в отдельных вопиющих случаях выливается в
жестокое, бесчеловечное отношение к животным». В. Путин считает, что
необходимо доработать и принять закон в этой области.
«В целом считаю важным предпринимать все меры для сохранения природы и
лучше там, где она сохранилась еще в первозданном виде, или возвращать
ее в первозданный вид для будущих поколений, защищать редкие виды
животных, уникальные природные объекты», – подытожил В. Путин.
Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Под
председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета
по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Обсуждались,
в частности, вопросы поддержки несырьевого экспорта и улучшения
экологической ситуации.
Мы сегодня поговорим о мерах по развитию несырьевого экспорта
и улучшению экологической ситуации в стране.
Перед нами стоит задача создать целостный набор долгосрочных механизмов
и инструментов, который, по сути, задаст новые рамки совместной
работы бизнеса, государства, общественных организаций в области экологии
и развития экспорта.
Отмечу, что все меры по этим направлениям должны
носить исключительно прикладной характер и принять их нужно как можно
быстрее, без так называемой раскачки. Уже по итогам следующего,
2017 года, мы должны иметь действующую, эффективную систему поддержки
несырьевого экспорта и экологических программ, увидеть реальные результаты
её работы.
В этой связи прошу Правительство уделить особое внимание финансовому
обеспечению тех инициатив, которые мы сегодня будем обсуждать, а также
всех остальных приоритетных проектов, о которых мы тоже с вами
многократно говорили. Прошу Министра финансов в ходе нашего совещания
отдельно доложить по этому вопросу.
Теперь по повестке дня. За последние годы в ряде отраслей
российской экономики накоплен значительный, большой – причём
нереализованный – экспортный потенциал. Прежде всего имею в виду авто-
и авиапром, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение –
то, что принято называть производствами с высокой добавленной стоимостью.
И развитие этих отраслей может стимулировать целую цепочку смежных
производств в тяжёлой, лёгкой промышленности, на транспорте.
Нужно увеличить сбыт российской промышленной продукции, обеспечить широкий
выход отечественных предприятий на внешние рынки. Для этого необходима
единая система поддержки промышленных экспортёров, которая могла бы гибко
подстраиваться под требования покупателей и делать работу
на зарубежных направлениях проще и удобней.
Отмечу, что в сентябре на совещании в Туле мы затронули тему
гражданского экспорта оборонно-промышленного комплекса. По сравнению
с поставками вооружения и военной техники (это около 14,5 миллиарда
долларов в 2015 году) экспорт гражданского сегмента ОПК сегодня
практически отсутствует или очень мал.
Мы с вами – и в Туле об этом говорили,
и сейчас хочу ещё раз напомнить –
должны понимать, что такие масштабные заказы со стороны Министерства обороны
когда‑то, и даже непросто когда‑то, а на понятном нам рубеже,
в таком объёме закончатся.
Производственные мощности будут развиты, оборудование новое закуплено –
нужно, чтобы всё не простаивало,
а работало.
По итогам той встречи Минпромторгу поручено подготовить целый набор мер
по наращиванию гражданского экспорта «оборонки». Эта работа должна быть
завершена к 1 декабря. Тем не менее просил бы уже сегодня
рассказать, что делается в этой сфере и что мы намерены делать
в этой сфере.
Ещё одно перспективное направление экспорта – продукция сельского
хозяйства. В прошлом году поставки российского продовольствия
на внешнем рынке превысили 16,2 миллиарда долларов. В текущем году,
по оценкам экспертов, этот показатель будет около 17 миллиардов долларов,
и это при том что объём экспорта
вооружений, он у нас практически не снижается, – 14,5 миллиарда
долларов, мы сейчас только с Председателем Правительства говорили
об этом. Безусловно, это в значительной степени ваша заслуга, заслуга
Правительства России.
Нам нужны системные решения, которые позволят российским производителям
увеличить объёмы производства и экспорта сельхозпродукции и дальше,
обеспечат их необходимой инфраструктурой и информацией. Разумеется, они
проделали колоссальную работу, имею в виду селян, но поддержка
со стороны Правительства должна быть обеспечена
и на среднесрочную перспективу.
И ещё один вопрос, который хотел бы обсудить в рамках
экспортной тематики. Опыт ведущих стран мира показывает, что в современной
международной торговле всё больший вес приобретают малые и средние
предприятия. Мы с вами знаем, какой процент вносят малые и средние
предприятия в экономику развитых стран, какой процент –
в развивающихся экономиках, какой процент у нас: у нас 21, по‑моему,
процент, а в других [странах] – до 90, 85–90 процентов – объём малого и среднего бизнеса
в экономике. Так что нам ещё есть куда
развиваться.
В свою очередь сбыт российской продукции малого и среднего
бизнеса, как правило, и ограничен локальными рынками, районами, регионами,
а экспортные возможности, даже при выпуске качественного
конкурентоспособного товара, крайне малы.
Нужен механизм, который в масштабах всей страны обеспечил бы поиск
и продвижение на внешние рынки продукции малого и среднего
бизнеса. Действуют сегодня у нас, напомню, 5,8 миллиона субъектов малого
и среднего предпринимательства. Рассчитываю услышать сегодня предметные
соображения и на эту тему.
Теперь по второму вопросу нашей повестки дня. Речь пойдёт
об улучшении экологической ситуации.
Сегодня в России накоплено около 100 миллиардов тонн бытовых
и производственных отходов, которые занимают порядка четырёх миллионов гектар. Непростая ситуация
и в сфере очистки сточных вод: лишь 13 процентов из них
подвергаются нормативной очистке, остальное поступает напрямую в водоёмы.
Напомню, что 2017 год объявлен в России Годом экологии. Понятно,
что за год все проблемы в этой сфере, копившиеся десятилетиями,
не решить. Однако создать механизм их решения и начать продвигаться
к поставленным целям не только возможно, но и крайне
необходимо.
В первую очередь нужно разобраться с накопленными отходами,
ликвидировать наиболее крупные залежи мусора, которые в прямом смысле
слова отравляют людям жизнь. Не менее важно создать карту мусорных свалок,
в особенности незаконных, и привлечь к этой работе
общественность, сделать так, чтобы каждый желающий мог не только сообщать
о незаконной свалке, но и обратиться за проведением
соответствующей проверки.
И конечно, нужно создать экономические стимулы для вовлечения отходов
в производственный оборот, добиться того, чтобы перерабатывать отходы было
выгодней, чем сжигать или закапывать, или где‑то просто сваливать.
Предлагаю также обсудить комплексные меры по очистке рек
и водоёмов. Их состояние напрямую влияет на качество питьевой воды,
а значит, на здоровье людей.
И в целом считаю важным предпринимать все меры для сохранения
природы и лучше там, где она сохранилась ещё в первозданном
виде, или возвращать её в первозданный
вид для будущих поколений, защищать редкие виды животных, уникальные природные
объекты. Предлагаю сегодня рассмотреть практические шаги по всем этим
направлениям.
И в заключение ещё одна тема, которая получила широкий
общественный резонанс, имею в виду обращение с бездомными животными,
которые являются неотъемлемой частью экосистемы городов. Отсутствие норм
и правил в этой сфере чревато ухудшением санитарной ситуации,
а в отдельных вопиющих случаях выливается в жестокое,
бесчеловечное отношение к животным. Насколько знаю, законопроект
на эту тему прорабатывался в парламенте, однако до сих пор он
находится там без движения. Давайте обсудим, как продвинуть и эту
инициативу, как оформить цивилизованный порядок обращения с животными.
Слово – Евгению Ивановичу Елину, пожалуйста.
Е.Елин: Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые члены
Совета!
Проектные предложения, которые
представляются вашему вниманию, подготовлены
Минэкономразвития совместно с Минпромторгом,
Минсельхозом и Российским экспортным центром в рамках приоритетного направления
«Международная кооперация и экспорт».
В проектном предложении заложен
ориентир на темпы прироста несырьевого, неэнергетического экспорта не менее семи
процентов в год. Это значит, что ожидаемый к концу 2018 года рост составит не менее 15 процентов
по сравнению с сегодняшним днём, и по итогам
второго этапа (это 2025 год) объёмы несырьевого экспорта увеличатся почти
вдвое.
Второй
показатель проекта характеризует прирост числа отечественных экспортёров. Мы считаем,
что создание комфортных, привлекательных условий для осуществления деятельности
в этой области позволит нам достичь прироста
числа экспортёров не менее чем на 10 процентов ежегодно.
Для достижения заявленных
показателей мы выделили три ключевых
направления. Во‑первых, создание системы поддержки
экспорта продукции в тех отраслях, которые уже осуществляют экспортные поставки
и имеют значительный потенциал для их
расширения. Прежде всего, конечно, мы имеем в виду промышленную продукцию.
Опережающий рост планируется достичь за счёт четырёх приоритетных секторов, которые, Владимир
Владимирович, Вы уже назвали:
автомобилестроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение,
сельскохозяйственное машиностроение.
Реализация проекта обеспечит в стоимостных объёмах
двукратное увеличение экспорта по приоритетным отраслям к концу 2018 года, а к концу 2025 года мы рассчитываем
получить пятикратный рост.
Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Почему мы уверены, что именно в этих
секторах сможем существенно нарастить
экспорт?
Во‑первых, огромные масштабы рынков
этих секторов дают основание говорить о реальных возможностях потеснить конкурентов. Достаточно
сказать, что объём только рынка
автомобилестроения превышает два триллиона долларов в год, а весь российский экспорт не превышает 0,1
процента. То есть у нас есть огромный потенциал для
расширения.
Объём рынка
авиастроения – 296 миллиардов долларов в год
при нашем достаточно скромном в нём участии, поэтому есть все основания считать,
что у нас есть серьёзные
перспективы.
Во‑вторых, поскольку по качеству и по производственным затратам в этих секторах
мы абсолютно конкурентны, экспортный потенциал будет определяться способностью
снизить ряд издержек и предложить на рынок
лучшую цену.
Какие
это издержки? Назову наиболее
важные из них. Прежде всего это транспортные затраты, в силу нашего
географического расположения, до перспективных рынков. Во‑вторых,
масштаб
производства наших производителей не позволяет
обеспечить такое же снижение цены, как у наших конкурентов. Третье –
стоимость связанного финансирования,
которое мы можем предложить партнёрам; пока
у нас выше, чем у наших конкурентов. И,
наконец, наиболее чувствительные издержки
связаны со входом на рынок – преодоление ввозных таможенных пошлин,
носящих
заградительный характер.
В настоящее время мы наблюдаем нарастание протекционистских настроений.
Основным способом разрешения этой задачи является
создание различных преференциальных и непреференциальных соглашений,
обеспечивающих баланс интересов по доступу
продукции обеих договаривающихся стран. У нас уже есть
позитивный опыт по соглашению о свободной торговле между Евразийским
экономическим союзом и Вьетнамом. Оно
позволит снизить или обнулить совсем ставки ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций.
В настоящее
время нами запущен переговорный процесс по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между
ЕАЭС и КНР, ведётся подготовка к запуску
переговоров с Израилем, и к концу текущего
года мы ожидаем решения о начале работы над аналогичными проектами с Египтом, Индией и Ираном.
Но просто
заключить соглашение недостаточно – надо научиться локализовать
производство на чужой территории, поэтому крайне важен и принципиален
инфраструктурный проект в Египте,
который реализует Минпромторг. Не буду
останавливаться на проекте, более подробно о нём
расскажет Министр промышленности Денис
Валентинович Мантуров. Отмечу только, что по всему комплексу стимулирующих мер Правительством предусмотрено финансирование на 2017 год в объёме
16,5 миллиарда рублей.
Вторым ключевым направлением проекта
является реализация экспортного потенциала
агропромышленного комплекса. Мы ставим задачу обеспечить
прирост объёма экспорта не менее 6,5 процента в стоимостном выражении ежегодно. Мы
рассчитываем на экспортный потенциал ряда товарных
групп, таких как мясо, мясные субпродукты, масложировая продукция, зерно и продукты переработки, готовые пищевые
продукты.
Основной
задачей по этому направлению является формирование системы поддержки экспорта
продукции АПК, которая обеспечит доступ
российской сельхозпродукции на зарубежные
рынки. Здесь в первую очередь мы сконцентрируемся на переформатировании работы
Россельхознадзора, который, как мы хорошо
знаем, в настоящее время успешно решает задачи по обеспечению ограничения доступа импортной
продукции на рынок. Теперь мы предполагаем его переориентировать на работу по вскрытию зарубежных рынков, представляющих
наибольший интерес для приоритетной
продукции.
Для
решения этой задачи проектом
предусмотрены мероприятия, направленные на организацию работы
Минсельхоза и Россельхознадзора в части обеспечения аттестационных
инспекций из стран-импортёров, модернизацию информационных систем
обеспечения безопасности
сельскохозяйственной продукции и продовольствия для осуществления
экспорта.
Кроме того, предполагается внедрение
специальных мер, учитывающих специфику сектора,
направленных на продвижение продукции. Это создание системы комплексного анализа потенциальных
зарубежных рынков, это маркетинговая часть, разработка региональных суббрендов, продвижение продукции АПК
на зарубежных рынках в рамках знаковых сельскохозяйственных
мероприятий. На поддержку экспорта
агропромышленной продукции в 2017 году предусмотрено 0,7 миллиарда рублей, поскольку основные
меры носят институциональный характер.
Значительные экспортные возможности
открываются в связи с появлением принципиально
новых рынков. Это плоды грядущей так
называемой четвёртой промышленной революции,
либо индустриализации 4.0, – по‑разному её
называют, и одним из таких рынков является
рынок электронной коммерции. Поэтому третьим элементом в контур проектного предложения включён проект «Электронная торговля».
На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Проект
заключается в формировании экосистем, обеспечивающих вывод в первую
очередь продукции малых и средних предприятий на экспорт.
Более подробно этот вопрос также осветит Денис Валентинович в своём
выступлении. Только скажу, что реализация проекта обеспечит на первом
этапе вывод на глобальный онлайн-рынок
300 компаний, это до 2018 года, и не менее пяти тысяч компаний
в 2018–2019 годах.
Ещё
одним
важным элементом, на котором хочу
остановиться, проектного предложения является развитие
институтов поддержки экспорта. Это прежде всего укрепление Российского
экспортного центра как ключевого института
развития. Мы ставим задачу сформировать уже к 2017 году на базе
Российского экспортного центра единый центр координации и поддержки
экспорта, с участием которого будет поддержано не менее
30 миллиардов долларов США российского экспорта к концу 2018 года
и не менее 40 миллиардов долларов США к концу 2025 года. А это значит,
поддержку
получат порядка 7,5 тысячи компаний-экспортёров
к концу 2018 года и не менее
12 тысяч экспортёров к концу
2025 года. Данные показатели сопоставимы
с уровнем поддержки экспортными агентствами в развитых странах.
Планируем
достичь этого результата следующими путями: это расширение мер
финансовой поддержки экспортёров в первую очередь; помимо этого,
создание региональной инфраструктуры
Российского экспортного центра; расширение
присутствия экспортного центра в приоритетных странах и, конечно,
развитие
регуляторной среды. В целом на реализацию
мероприятий предусмотрено 16,5 миллиарда рублей.
Суммируя все направления проектного
предложения в целом на реализацию заявленных
проектов, в 2017 году потребуется 33,8 миллиарда
рублей. В рамках подготовки поправок к проекту федерального закона о бюджете на 2017-й и плановый период 2018–2019 годов
учтены предложения по финансированию соответствующих мероприятий в рамках приоритетного направления.
И в заключение.
Кроме того, что сказано выше, мы понимаем, что
это не исчерпывающий перечень направлений и секторов.
Серьёзный экспортный потенциал есть у отдельных видов услуг: это
образовательные услуги, туристические, транспортные услуги, услуги
в области ИТ. Мы прогнозируем рост экспорта
услуг в целом к концу 2018 года не менее чем на 20–25 процентов
и к концу 2025 года – в два раза.
Соответствующие конкретные предложения мы прорабатываем,
они будут представлены на рассмотрение Совета в установленном порядке.
Благодарю
за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Денис Валентинович, пожалуйста.
Д.Мантуров: Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
По направлению
«Международная кооперация и экспорт»
Минпромторг выступает заказчиком по проектам
развития экспортного потенциала высокотехнологичных
отраслей и электронной международной торговли. В части программы
поддержки экспорта помимо обозначенных уже отраслей промышленности,
на которых планируется
сконцентрировать основные усилия, мы
ориентируемся на следующий эшелон приоритетов: это радиоэлектронная
промышленность, медицинская техника,
нефтегазовое, энергетическое машиностроение и ряд других направлений.
Расставляя
приоритеты, мы исходили
из трёх основных факторов. Первый – это
наличие существующих производственных
мощностей в отдельной индустрии и способность
конкурировать на мировых рынках. Второй – это
текущее состояние самих отраслей, а также оценка перспектив роста
внутреннего и глобального спроса на эту продукцию. И третий фактор – это
мультипликативный эффект для смежных отраслей
промышленности.
Хотел бы особо отметить, что все предусмотренные проектом меры поддержки
мы планируем распространить в том числе на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Это полностью согласуется с Вашим
поручением, которое Вы дали в Туле. Мы в этом
направлении ведём
работу для того, чтобы обеспечить диверсификацию
предприятий ОПК. И это будет способствовать
наращиванию производства гражданской продукции, продукции двойного назначения примерно по пять процентов ежегодно.
По итогам
прошлого года предприятия ОПК реализовали гражданской
продукции в общем объёме на внешний периметр
на 112 миллиардов рублей, это 14 процентов от общего объёма
производства. Треть этой суммы приходится в первую очередь
на авиастроение. Только в этом сегменте за счёт реализации проекта
поддержки экспорта мы рассчитываем к концу 2018 года увеличить объём
поставок иностранным покупателям как минимум в три раза, в том числе
за счёт перехода к продаже жизненного цикла продукции и развития
системы послепродажного обслуживания.
Это
станет основным залогом долгосрочного присутствия на внешних
рынках. Сегодня принцип «продал и забыл» в условиях нарастающей
глобальной конкуренции,
сооружения регуляторных барьеров уже больше не работает. Необходим
системный подход, предполагающий локализацию, организацию совместных
центров
компетенции, работу в периметрах зон
свободной торговли для входа на крупнейшие региональные рынки.
Приведу
пример. Благодаря подписанному соглашению о зоне свободной торговли
с Вьетнамом, как раз сегодня так совпало, уже первая партия автомобилей
«Рено», которые
произведены на завода «Автофрамос» в Москве,
находятся в порту Вьетнама. А со следующего
года коллеги будут поставлять уже
машинокомплекты не только для рынка Вьетнама, но и для всей
Юго-Восточной Азии, где у Вьетнама выстроены возможности по ЗСТ.
Казалось бы,
«Рено» – компания иностранная, но данный автомобиль «Рено» – было
принято решение полностью снять со всех производственных площадок,
которые у них разбросаны по миру, и сконцентрировать в Москве.
Локализация – 70 процентов; получается, это
российский «Рено». Такой формат мы рассматриваем
в качестве стратегического вектора развития несырьевого экспорта.
То же самое могу сказать о создании
индустриальных зон на территории иностранных
государств. В качестве своего рода обкатки этой модели (то,
что Евгений Иванович обозначил) принято решение,
как раз с Вами согласованное и Президентом
Египта, в части выделения нам в восточной части
Порт-Саида на Суэцком канале 80 гектаров индустриальной зоны. В перспективе они готовы расширить
эту зону до двух тысяч гектаров. В этой части
мы ведём работу
над межправительственным соглашением. Рассчитываем, что в первом квартале эта работа завершится. Для чего? Для того, чтобы
обеспечить дополнительные преференции и гарантии нашим производителям, которые будут там размещать свои сборочные производства.
Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Такую
практику мы планируем
расширять, чтобы двигаться дальше по ключевым страновым хабам. Причём мы
к этому процессу привлекаем наших коллег из Евразийского
экономического союза (буквально недавно
договорился об этом с министрами промышленности Белоруссии, Казахстана,
позавчера – с министром экономики Армении;
надеюсь, что и киргизские коллеги нас
поддержат) для того, чтобы использовать также их потенциал, чтобы вместе
выходить на эти рынки. Тогда,
собственно, есть возможность выполнения
основных задач кооперации со странами ЕАЭС.
Что
касается электронной
международной торговли, то развитие этого
направления позволит вовлечь в экспортные потоки малый и средний бизнес,
на котором ставится основной в этой части акцент. Ключевая задача – это
обеспечение выхода наших
российских поставщиков на крупнейшие мировые площадки
электронной коммерции.
Для этого предусмотрены следующие
меры. Первое – это формирование единой базы
российских производителей из числа МСП.
Во‑вторых, создание на глобальных
онлайн-площадках своего рода национальных
виртуальных павильонов.
В‑третьих, это совершенствование
регуляторной среды, это касается прежде всего упрощения
налогового и таможенного администрирования данной сферы.
Реализация этих мер вкупе с консультационной поддержкой
предприятий должна обеспечить вывод более пяти тысяч предприятий МСП к концу 2019 года на глобальный онлайн-рынок.
Владимир Владимирович, окончательное
утверждение наших предложений обеспечит
достижение целевого верхнеуровневого
индикатора проекта. Просим поддержать наш проектный подход, который согласован со всеми
заинтересованными ведомствами.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Пожалуйста, Пётр
Михайлович Фрадков.
П.Фрадков: Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые члены
Совета! Благодарю за предоставленное слово.
Создание
конкурентоспособной системы поддержки несырьевого экспорта является
нашей
главной задачей. В рамках этого приоритетного
направления система должна способствовать как поддержке действующих
экспортёров, так и создавать новый экспорт. На экспортном поле России
сегодня в основном
работают крупные компании.
Мы
посмотрели, объём экспорта в России на одного экспортёра
в пять-семь раз больше показателя
основных наших конкурентов. При этом доля экспортёров в общем числе
компаний, конечно, намного меньше. Поэтому мы считаем, что наибольшим
потенциалом в развитии объёмов экспорта, изменения его качественной
структуры обладают
именно компании среднего размера.
Имея в виду задачу вывода на внешние рынки именно компаний сегмента МСП, Российский
экспортный центр, который должен стать одним
из элементов этой системы, имеет три важные функции,
я их коротко перечислю.
Первое –
это выполнение роли
координатора или штаба приоритетного
направления, потому что мы уже, как мне кажется, де-факто стали
площадкой межведомственной координации, но,
конечно, в практическом смысле этого слова, и представляем интересы
российских экспортёров,
с одной стороны. С другой стороны, мы как
специализированный институт развития в сфере экспорта должны
сконцентрироваться на решении конкретных задач по продвижению интересов
российских экспортёров
за рубежом.
Была отмечена низкая узнаваемость российских товаров за рубежом,
российских экспортёров. Поэтому одним из важных направления является формирование внешнеэкономического
имиджа нашей страны и активная работа по продвижению брендов наших экспортёров, имея
в виду в том числе товары народного
потребления. Нам есть что предоставить на внешние рынки, у нас качественные показатели зачастую превосходят
показатели наших конкурентов, но наши товары просто не знают. Поэтому мы будем проводить системную работу
по присутствию в медиапространстве,
интернет-ресурсах зарубежных рынков. Имеем
программу по выставочно-ярмарочной деятельности, проведению целевых
бизнес-миссий.
Российский
экспортный центр уже начал работу по созданию за рубежом сети так
называемых торговых домов. Мы хотим
обратить внимание, что делаем акцент на практические запросы бизнеса
и именно
предполагаем финансовое участие того же бизнеса в этих торговых домах,
потому
что только сам бизнес может комплексно
сформировать запрос на экспортные поставки и сформулировать, дать тот
уровень качества продукции, который необходим. Здесь рассчитываем
на поддержку со стороны
деловых объединений, ассоциаций, бизнеса. Это
в том числе будет содействовать в нашем понимании решению вопросов
продвижения
нашей продукции, лоббизма и решения вопросов,
связанных с реализацией проектов промышленных
зон.
Уже сейчас мы видим, что вовлечение регионов в создание и развитие
экспортной среды требуется перевести,
наверное, на более значимый уровень. Для
субъектов должен появиться отдельный фокус на развитие несырьевого экспорта и как задача, и как ответственность.
Мы
практическую задачу Российского
экспортного центра видим в синхронизации работы профильных
и региональных структур и стандартов их
деятельности. Начали уже пилотно с коллегами
из Минпромторга переориентировать территориальные органы Минпромторга
именно на работу в экспортном направлении и отходим от таких базовых
решений по выдаче,
скажем, экспортных лицензий. Уже предлагаем
систему, которая предполагает получение услуг,
в том числе государственных услуг, инструментов по поддержке экспорта
именно на местах. Нам очень важно, чтобы каждый
конечный потребитель имел возможность получить доступ к тем ресурсам,
которые государство уже
предоставляет.
Если мы говорим о вовлечении в экспортную деятельность предприятий малых и небольших, то, конечно, наблюдаем, констатируем
дефицит экспортных компетенций. Для решения этой задачи мы уже в пилотном режиме запустили так называемый
образовательный проект, который в очень детальном режиме рассказывает и проводит, можно сказать, в ручном
режиме экспортёров через все этапы экспортной деятельности.
В 2016 году
мы отработали 13
пилотных регионов. Это делается совместно с субъектами Российской
Федерации. В 2017 году
планируем в этот проект вовлечь ещё 30
регионов. Речь идёт об обучении самих предпринимателей
в субъектах
инфраструктуры, а на каком‑то этапе будем работать уже и со студентами
высших учебных заведений. Не хотел бы
подробно останавливаться на теме, связанной с продвижением электронной
коммерции, об этом было подробно сказано, но хотел бы доложить
в пилотном режиме.
В 2016 году
организовали на одной из интернет-площадок, крупных интернет-площадок,
наш национальный павильон, брендированный под
знаком «Россия», сформировали перечень номенклатуры, которая пользуется
спросом на этом рынке. Буквально за полтора месяца работы мы видим
просто
кардинальное повышение интереса к продукции из России, миллионы
запросов, в десятках тысяч – покупки, и также не забываем про
медиаконтент, через интернет-ресурсы этим вопросом занимаемся.
Видим недостаток: аналитическое,
скажем так, сопровождение экспортной деятельности для компаний, отдельное решение, – это создание
аналитического экспортного центра в рамках нашей
организации, который будет предоставлять информацию о состоянии зарубежных рынков, потенциале российской
экспортной продукции, торговых барьерах в вопросах регуляторики.
Продолжаем
работу по финансовому
сопровождению, сформулированы все продукты,
необходимые по кредитно-страховой поддержке экспорта, в том числе
с использованием специальных программ по субсидированию процентной
ставки в целях приведения стоимости наших ресурсов и экспортного
предложения в соответствие с международными требованиями и уровнем.
И новый
большой запрос: мы сейчас
совместно с коллегами из Минэкономразвития и Минпромторга разработали
перечень новых функций господдержки, которая требуется и полностью
соответствует
международной практике. И Российский экспортный центр является агентом
в каком‑то смысле Правительства по распределению этого функционала. Это
и субсидирование различных видов затрат,
стратификация, логистика, омологация, помощь
в компенсации затрат по патентованию прав интеллектуальной собственности
за рубежом и некоторые другие виды работ. К концу года
представим на рассмотрение стратегию
Российского экспортного центра, которая будет полностью коррелироваться
с параметрами и приоритетами данного проекта.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Благодарю
Вас.
Коллеги, кто хотел бы по этому
вопросу что‑то сказать? Пожалуйста, ТПП.
С.Катырин: Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Несколько
мыслей, которые сформулированы предпринимательским сообществом.
Первое –
то, что касается экспорта малого и среднего бизнеса. Наибольшая
сложность для них, одна, наверное, из наибольших сложностей – это вопрос
сертификации продукции на зарубежных рынках.
Порой при небольших партиях и широкой
номенклатуре это сопоставимо с суммой сделки,
на которую претендует то или иное малое предприятие.
Предусмотрено
в программе, по‑моему, 151 миллион рублей на поддержку сертификации. Но это
будет выделяться предприятиям, которые будут
обращаться за этим. С тем, чтобы системно решать этот вопрос и чтобы у нас появились лаборатории,
сертификаты которых признаются за рубежом
(соответственно, они будут выдаваться всем, кто будет обращаться на территории России), России необходимо
присоединиться – есть две –к организациям.
Одна из них называется Всемирная ассоциация аккредитованных органов по оценке
соответствия, и вторая – Международное
сотрудничество по аккредитации лабораторий. Тогда бы у нас появился свой орган
по сертификации, признанный на Западе, с помощью которого мы могли бы уже тогда продвигать продукцию на эти рынки.
Вторая
тема – это тема проведения выставочных мероприятий. Известно, что это
один из серьёзных инструментов в продвижении продукции. Тема недешёвая
для
малого и среднего бизнеса. Мы полагаем, что сделать было бы очень
неплохо две
вещи. Первая – чтобы появился единый
координатор, в принципе он есть, по высокотехнологичной
продукции: это Минпромторг, определяющий на целый год перечень выставок,
в которых предполагается российское участие, чтобы там появился
российский раздел.
И тогда,
привлекая малые и средние предприятия, которым можно было бы отчасти
финансировать их участие, в значительной
части они готовы свои средства вкладывать в участие в таких выставках, определять перечень этих выставок и собирать российский
раздел, где могут быть представлены не только крупные
компании, но и представители малого и среднего бизнеса.
Для
того
чтобы этот календарь соответствовал интересам бизнеса, было бы очень
неплохо,
чтобы был, в данном случае если мы говорим о Минпромторге,
координирующий орган, который бы формировал этот календарь с участием
бизнес-сообщества, и не только
производителей, но и тех, кто является предпринимателями
в области организации и проведения выставок. Потому что они лучше всех
знают, какие выставки, с какой отдачей работают,
какие выставки посещают ради туризма, то есть
посмотреть, а какие выставки действительно работают с широким
привлечением
именно потребителей, и не только на страну,
где проводится, но и на регион в целом.
И третье.
Исторически так сложилось, что система
торгово-промышленных палат с советских времён
выполняла ряд функций, которые государство
делегировало, по обслуживанию внешнеэкономической деятельности. Это
и сертификаты происхождения, карнеты АТА, это
признание форс-мажорных обстоятельств, ну и ряд других функций,
международное третейское разбирательство, которые до сих пор наши палаты
не только в центре,
но и во всех регионах выполняют.
Сегодня к нам обращается ряд губернаторов с просьбой
представительства РЭЦ, которые сейчас образуются
в регионах, расположить на базе торгово-промышленных палат. Мы, естественно,
готовы совместно работать с РЭЦ и такую
работу ведём, но мы упираемся часто в решение вопросов в том, что не прописана система палат, как и другие
объединения предпринимателей, как институты поддержки предпринимательства. Мне кажется, надо в этом плане
доработать нормативную базу с тем, чтобы РЭЦ
мог использовать все наработанные уже сегодня инструменты, которые существуют в центре, на местах в интересах общего дела.
В.Путин: Да,
пожалуйста, можно сделать, легче будет работать.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые
коллеги! Спасибо, что отметили заслуги
агропромышленного комплекса.
На самом
деле, действительно, это не было возможным без прецедентной поддержки,
которая реализуется в последние годы. По рынку зерна мы отмечаем экспорт
порядка 35–40 миллионов тонн. Мы увеличили
количество стран, куда мы экспортируем зерно,
с 60 (за последние два года) до 100, то есть практически в два раза. Мы
практически по всему миру зерно продаём и по хорошей цене, хорошего
качества. Если по зерну мы практически
ограничены количеством, то по мясу, конечно,
у нас огромные перспективы, то, о чём здесь
уже говорилось.
Хочу
проинформировать, мы только за последний год на 60 процентов увеличили
объём
экспорта, то есть 150 тысяч тонн, а начинали
практически с нуля. Какие страны? Интересная
статистика, допустим, по птице и по свинине: Бахрейн, Казахстан,
Гонконг, Италия, Сербия; по говядине:
Арабские Эмираты, Вьетнам. Переговоры активно ведутся, и практически эти
рынки, скорее всего, в 2017 году у нас откроются: это Китай, Индонезия,
Иран, Сингапур, Япония, Саудовская Аравия, Нигерия. Вы знаете, что
сейчас Шувалов Игорь Иванович находится в Сингапуре,
и там мы действительно близки к решению
вопроса через Сингапур выходить на другие рынки, в том числе азиатские. Так устроен мир и рынок продаж.
Мы
вообще ставим задачу к 2020 году, то есть через пять лет, объём
экспорта мяса увеличить до миллиона тонн. А значит, мы сможем в целом и на зерне, и на мясопродуктах получить за счёт
экспорта порядка 25 миллиардов долларов, то есть не 15, как сегодня, а уже на 10–11 и больше. Эти перспективы огромны.
Вы
знаете, что благодаря
национальным проектам и поддержке мы практически
по свинине, мясу птицы уже нарастили и снимаем дефицит на 90 процентов.
Но раздаются разные голоса: «Хватит, давайте остановимся и перейдём
на другие приоритеты в области сельского хозяйства».
Хочу
привести пример. Допустим, поголовье в Германии – более 40 миллионов
свиней (у нас – 25), то есть половина поголовья сразу выращивается,
производится на экспорт
заранее – они завозят в страну валюту: это у них как нефть, газ и так
далее. Дания: 5 миллионов населения – 20 миллионов поголовье (у нас – 25
миллионов), потому что 90 процентов на экспорт. Это приток валюты,
это развитие. И поэтому нам ни в коем случае
нельзя останавливаться. Мы должны также поддерживать и свиноводство,
увеличивать и до 50 миллионов поголовье. Мы научились на конвейере, как
строить свои
свинокомплексы, птицекомлексы.
Мы сейчас на совещании у Дмитрия
Анатольевича с Денисом Валентиновичем говорили о том, что нам нужно уже производить своё
оборудование. Хочу проинформировать вас, что свинокомплекс практически на 80
процентов состоит из импортных деталей,
материалов: оборудование, насосы, всевозможные прокладки, резиновые какие‑то вещи и так далее. То есть
это всё огромный потенциал для промышленности, который можно делать через
дорогу, в соседнем городе производить. Дальше
молокозаводы, пивзаводы, мясокомбинаты, крупозаводы, винзаводы – это всё оборудование импортное. Поэтому,
конечно, огромный потенциал.
Я
хочу ещё
раз напомнить, мы в Твери с Вами проводили совещание о том, что мешает
развивать особенно отрасли
свиноводства, вообще мясную отрасль в нашей
стране и снижает инвестиционный климат – конечно,
очень плохая ветеринарная обстановка. Болезни по ЧС мы
практически в десятки раз увеличили по всей стране. И конечно, главная
беда – это наши дикие
кабаны.
Кстати,
надо отдать должное, мы с Минприроды уже нашли консенсус и работаем в этом направлении, но, безусловно, развитие,
огромное развитие личных подсобных хозяйств, которое
идёт без учёта,
без ветеринарного должного контроля, и так далее.
Поэтому хочу сказать, что если мы этого не сделаем, то никакой рынок нас не пустит.
Китай говорит: «Пока не победите
африканскую чуму, мы не хотим с вами работать», – и так далее, а это огромный
рынок, все бьются за него, весь мир работает
с Китаем и на этом зарабатывают. Хочу проинформировать всех присутствующих, что
мы начинаем огромную работу по Вашему
поручению; меры будут, может быть, не очень популярны, но мы должна навести здесь порядок.
В.Путин: Нет, Вы
меня здесь не особенно пристёгивайте к отстрелу кабанов, давайте сами занимайтесь и согласовывайте с Минприроды. А бороться с ЧС
нужно, это, безусловно.
Пожалуйста.
А.Дворкович: При моей безграничной любви к сельскому
хозяйству я всё‑таки переменю тему. Буквально несколько нюансов.
Первое.
Говорится о поддержке прежде всего несырьевого экспорта, но иногда,
с нашей точки зрения и с точки зрения многих
коллег, под сырьё завозится очень много разных реально несырьевых
товаров.
Говорилось о сельском хозяйстве, зерно
считается у нас сырьевым экспортом. Боюсь, что и мясо потом будет
считаться сырьевым экспортом. Удобрения у нас считаются сырьевым
экспортом, хотя это
высокотехнологичный продукт. Трубы даже у нас, как выяснилось совсем
недавно,
считаются сырьевым товаром, сырьевым
экспортом, а это влияет сразу на систему мер поддержки, на доступ
к инструментам поддержки, на порядок
возмещения НДС и на многие другие вопросы.
Нам в ближайшие недели предстоит ещё окончательно разобраться, что мы
будем
подводить под понятие сырьевого экспорта, а что будет всё‑таки
считаться несырьевым экспортом, который будет
получать весь набор механизмов поддержки.
Вторая тема – это работа за рубежом. Кроме работы торгпредств,
локализации отдельных производств необходимо понимать, что современные товары и технологии требуют сети обслуживания. Это
очень важный вопрос и довольно затратный вопрос.
Это то, где мы тоже проигрываем, причём по высокотехнологичной продукции. На это нужно
обратить отдельное внимание. Сегодня специальным образом это не было
акцентировано, поэтому мне кажется, это важно.
Третье – это система регулирования.
У нас кроме создания собственных производств,
которые имеют экспортный потенциал, есть хорошие возможности для локализации тех производств, которые сегодня
находятся за рубежом, потому что есть определённые преимущества в размещении таких
производств. Прежде всего это, конечно, с точки зрения цен и качества тоже. Но зачастую
мы предъявляем к этим производствам более высокие требования, чем требуют
другие страны, в которые мы собираемся
экспортировать. Это иногда нерационально абсолютно. Нужно, наоборот, требования облегчать, делать их
такими, чтобы они были минимально необходимыми для увеличения
экспортных поставок.
И,
наконец, четвёртое – где размещать ориентированные на экспорт
производства. При всём желании поддержать уже существующие предприятия,
расположенные по разным причинам в разных регионах страны (так была
устроена система
размещения производства ещё
в Советском Союзе), сегодня выгодно размещать производство, которое
изначально ориентировано на экспорт, в портах или очень близко к ним.
Необходимо ориентировать нашу поддержку на размещение новых производств рядом с портовой инфраструктурой, чтобы не тратить
лишние деньги, в том числе из бюджета, на поддержку экспорта, чтобы доставить железной дорогой или
автомобильным транспортом, – именно около портов. Это не значит, что других не надо совсем
поддерживать, но рационально нужно подходить.
В.Путин: Терминалы
могут быть и рядом с железной дорогой, там,
где железная дорога способствует вывозу на экспорт.
А.Дворкович: Хотя бы
относительно близко. Потому что сегодня,
когда мы везём четыре тысячи километров и более из центральных районов
страны и в Европу, и на Дальний Восток, получается, что и железная
дорога с этим не всегда справляется. Мы должны тогда
поддерживать «РЖД», чтобы они могли окупать
свои затраты, и предприятия несут излишние издержки. Нужно везде,
выбирая новые проекты для поддержки,
учитывать, изначально это ориентировано на экспорт или всё‑таки
есть потенциал внутреннего рынка, который позволит окупить эти затраты.
Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста,
Репик Алексей Евгеньевич.
А.Репик: Уважаемый Владимир Владимирович!
«Деловая Россия» включилась в работу
по стратегическому направлению активно. Здесь
есть один системный момент. Я вообще считаю, что формирование общественно-деловых советов в приоритетных
направлениях – это очень хороший инструмент получения обратной связи делового
сообщества.
Хотел бы обратить внимание на один
момент. Крайне важно, что в целом ряде
отраслей, особенно высококонкурентных, на первый план выходит не финансовая
поддержка экспортёров,
а системные меры по улучшению деловой среды, в том числе регуляторной, для экспортёров.
Мы вообще уже хорошо научились работать с изменениями в части создания благоприятной деловой среды. Наши настоящие, можно
сказать – чемпионские рывки в Doing Business тому
подтверждение.
Рейтинг Всемирного банка не вполне
отражает потребности экспортёров, поэтому я считаю очень
важным то, что Российский экспортный центр
вместе с АСИ, «Деловой Россией» и Федеральной таможенной службой сейчас
подписал соглашение, где мы проводим скрининг
операционной деятельности несырьевых экспортёров:
выявляются проблемные точки, подводные камни.
Мне
кажется вполне достижимым, чтобы на основе этого анализа решение
российской компании экспортировать стало рутинным, простым, не требовало
сложных экспортных компетенций, о которых говорил Пётр Михайлович, и,
вообще, чтобы решение о выходе на новый
рынок было не сложнее, чем принять решение о работе в новой области или
в соседнем городе. И тогда мы установим лучшую мировую практику; я
считаю, у нас есть для
этого все основания.
Мы
очень плотно работаем с Российским экспортным центром, Минпромторгом,
Минэкономразвития, и должен поблагодарить эти ведомства, и Петра
Михайловича лично за то, что мы действительно
совместно вырабатываем многие схемы и технологии. В частности, дальше
готовы над механизмом «одного окна» работать и рядом других проектов.
Хотел бы обратить
внимание на несколько моментов.
Очень хорошо то, что в понятие
несырьевого экспорта включены услуги, и, действительно,
экспорт образовательных услуг, услуг здравоохранения, ИТ-услуг – это, на мой взгляд, важное и очень
перспективное направление; здесь, безусловно, нужно оценить наши возможности. Но по некоторым направлениям, например
электронная коммерция, о которой много говорилось,
мне кажется, недостаточно амбициозные задачи стоят. Предполагается, по‑моему, 700 с небольшим миллионов
рублей потратить за три года, и 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+