Украинскому газовому транзиту подписан окончательный приговор
Фото: reuters.com
На днях украинская компания «Нафтогаз» объявила о
настоящем "аукционе невиданной щедрости” — снижении втрое-вчетверо
уровня транзитных платежей на поставляемый в Европу через газопроводы
«незалежной» российский газ.
Правда, "супер-скидки” стартуют не прямо сейчас — а лишь после 2020
года. А до этого, дескать, украинская сторона и дальше собирается вовсю
"скачивать" с Газпрома нынешние совсем не либеральные тарифы. Еще в
январе, согласно озвученным в Киеве "хотелкам”, повышенные до 4,5 долларов за перекачку 1000 кубов газа на 100 км — с предусмотренных базовым контрактом 2,5 долларов.
Похоже, политики "великой европейской державы” прям таки семимильными
шагами учатся искусству "обещания мыльных пузырей” у своих учителей из
столь вожделенной Европы. Только та десятилетиями обещает украинцам то
"европерспективу”, то "безвизовый режим”, разумеется, и не думая
когда-нибудь исполнять свои сладкие посулы — а теперь уже Киев точно
также манит политиков ЕС просто таки микроскопическими транзитными
тарифами на поставляемое им российское топливо.
Относительно конкретных сроков все понятно — именно в конце 2019 года истекает заключенный еще в 2009 году контракт на поставки Газпромом
топлива через территорию «Незалежной». Стало быть, Киеву его надо
продлить — любой ценой. Вот и начались "вкусные” предложения о почти что
даровом транзите.
***
Впрочем, есть и куда более свежая причина столь невиданной "щедрости с
отсрочкой” со стороны украинской власти. Именно в июне глава Газпрома Алексей Миллер сделал очень жесткое заявление по будущему российских
газопоставок через Украину. Выступая на Петербургском международном
экономическом форуме, он призвал ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и
вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс.
километров трубопроводов — и большую часть из всего этого богатства как
раз на "украинском направлении”. Причины этого также были озвучены главой российского энергетического
гиганта. Во-первых, новые месторождения, из которых газ, собственно, и
будет поступать в Европу спустя всего несколько лет, находятся на Севере
— так что доставлять топливо, делая "крюк” через Украину, обойдется
намного дороже. Да и транзитные ставки по «Северному Потоку», при
сравнимой продолжительности с украинской "трубой” — это всего 2,1
доллара за тысячу кубов на 100 км. То есть, ниже даже нынешнего
базисного тарифа через «Незалежной» — и более, чем в два раза меньше
запрашиваемых Киевом с Нового года 4,5 долларов.
А ведь реально стоимость доставки собственного газа через «Северный
Поток» для российского газового монополиста еще ниже — ведь ему
принадлежит половина акций действующей ветки. То есть из вышеупомянутых
2,1 доллара, потраченных
россиянами за транзит, половина суммы будет возвращаться обратно. В
отличии от украинской "трубы” – доходами с которой Киев ни с кем не
хочет делиться.
То есть почти ни с кем – время от
времени возникают разговоры о создании "международного консорциума”,
разумеется, с участием только представителей "благословенного Запада” –
для общего управления украинскими газопроводами.
Впрочем, сами "западники” в этот проект не очень то и спешат – памятуя о
давнем предупреждении Газпрома о том, что без его участия такой
консорциум может оказаться у разбитого корыта – пардон, у пустой
"трубы”, так как Россия просто перестанет заполнять ее своим топливом.
***
Но может ли Киев хотя бы технически выполнить
свои обещания относительно удешевления транзита российского газа в
несколько раз? Это весьма сомнительно. В самом деле, за 2015 год
Нафтогаз получил по этой "статье” 2 млрд долларов. При этом, по оценкам экспертов, только текущий ремонт труб обходится компании в 300-500 миллионов американских денег. Поделим 2 миллиарда на 4 (или даже 3) – что остается после вычета
амортизационных расходов? Правильно – рожки да ножки. Вплоть до призрака
убыточности.
Да и совершенной фантастикой выглядит само
предположение о том, что "великая европейская держава”, вот уже почти
год напрасно выклянчивающая у МВФ жалкий миллиард долларов кредита,
способна добровольно отказаться от такого же миллиарда "с хвостиком” не
одалживаемых, а заработанных на транзите денег. Другое дело, что
лишиться львиной доли транзитных доходов Киеву все-таки придется. Ведь,
несмотря на риторические призывы Берлина о необходимости сохранения поставок российского газа через Украину , глава Газпрома сделал свое жесткое вышеприведенное заявление.
***
Хотя, с другой стороны, Алексей Миллер ведь не то, чтобы полностью
исключил транзит "голубого топлива” через "незалежную”. Просто его
объемы прогнозируются российской стороной не в максимально возможные 110
миллиардов, или даже в половину меньшего объема, реально прокачиваемого
за последние два года – а всего в 10-15 млрд. кубов в год. Что, как раз,
и означает падение транзитных доходов Киева в пресловутые 3-4 (а то и
больше) раза, так что их едва будет хватать на залатывание проржавевшей
еще советской трубы. Зато украинские политики и дальше смогут вещать
громкие слова о том, что "рулят” "великой транзитной державой”.
Да и немцам с французами, потирающим руки от поставок дешевого газа
по Северному Потоку будет сподручнее отбиваться от упреков США и его
восточноевропейских сателлитов относительно того, что они "не поддержали
бедную, несчастную Украину”. Но, разумеется, в реальности бандеровской
власти придется навсегда забыть о тех благословенных временах, когда она
могла безнаказанно тырить российский газ "на халяву” – да еще и
шантажировать срывом поставок европейских партнеров.
Во всяком случае – из "старой” и богатой Европы, восточноевропейская
"мелочь”, глядишь, еще и будет что-то получать из упомянутых Миллеров
10-15 миллиардов кубометров. Вот из них, при желании, Киев и может
пытаться что-то урвать себе – особого вреда от недовольства одних
сателлитов Вашингтона сателлитом другим последнему не будет. Правда, и
возможности "достучаться” до настоящих хозяев ЕС – тоже, им Украина
будет после этого нужна, как позапрошлогодний снег.
Нет, в принципе, для украинских властей еще остается возможность избежать этого столь неприятного для них сценария.
Как недавно заявил президент России Владимир Путин:
Если,
кстати говоря, украинские партнеры нам предложат экономически
целесообразный проект сегодня, предложат такой проект, который
гарантирует нам и безопасность поставок, и экономическую
целесообразность, мы будем работать с Украиной.
Путин Владимир Владимирович Увы, вся беда в том, что надежды на предложение такого проекта со
стороны Киева практически нет. С упорством клинического мазохиста,
тамошний режим постоянно отвергает все сценарии, которые могли бы спасти
Украину от все более грозящей ей катастрофы. И предположить, что
бандеровские фавориты Вашингтона осмелятся вступить во взаимовыгодные
отношения со стратегическим оппонентом США, попросту невозможно. А
потому приговор незалежной в качестве нужной для Европы транзитной
державы, похоже, подписан Газпромом, с молчаливого согласия европейских
партнеров, окончательно и бесповоротно. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1644
Рейтинг поста: