США теряет союзников из-за нефтяного бумеранга
Сегодня за право контролировать Ближний Восток идет настоящая
битва. Действия ВКС РФ в Сирии самым убедительным образом
свидетельствуют, что Россия является одним из ведущих участников этой
борьбы. Соперников много, и каждый преследует свои цели.
Контроль над Ближним Востоком — ключевой стратегической точкой
современной глобальной позиции — для России и США, находящихся
в состоянии острого геополитического конфликта, означает безоговорочную
победу над оппонентом.
Европейский союз преследует менее амбициозные цели. Его интересуют
регулярные поставки энергоносителей по умеренным ценам и урегулирование
ситуации с беженцами, разрывающими социальную ткань европейского
организма. Поэтому ЕС и отдельные его страны готовы играть в регионе
подчиненную по отношению к США роль — при двух условиях: учет
европейских стратегических интересов и их военно-политическая автономия
в вопросах защиты этих интересов на месте.
По мере того как США оказываются не в состоянии обеспечить ЕС
гарантии данных условий, политика Евросоюза в регионе становится более
самостоятельной (Меркель явно заигрывает с Эрдоганом), но одновременно
менее внятной и последовательной, ориентированной на решение
не стратегических, а сиюминутных проблем.
Такие участники, как Саудовская Аравия, Турция или Иран, являясь
мощными региональными игроками, в то же время зависят от глобальных
игроков, как в вопросах своего международного позиционирования, так и в
общих военно-политических раскладах региона.
Грубо говоря, наличие военно-политического зонтика, обеспечиваемого
сверхдержавой, сразу дает соответствующей стране преимущество перед
региональными оппонентами.
Долгое время Турция и Саудовская Аравия, как партнеры и союзники США,
обладали соответствующим зонтиком и определяли политические расклады
в регионе без оглядки на Иран. Тегеран мог отвечать непрямыми действиями
(например, использованием Хезболлы, поставками оружия и посылкой
инструкторов своим союзникам, размещением ракетных батарей на берегу
Ормузского пролива и т.п.). Но было понятно, что любой открытый конфликт
он проиграет.
За последний год ситуация изменилась самым драматическим образом.
Во-первых, с Ирана были сняты санкции ООН. Это позволило ему не только
вернуться на рынок углеводородов, но и возобновить военно-техническое
сотрудничество с Россией.
Во-вторых, Иран и Россия оказались военными союзниками в Сирии. Это
объективно укрепило военную безопасность Ирана. Как союзник России он
уже получает системы ПВО С-300 и может рассчитывать на то, что
в критической ситуации Россия прикроет его от прямой агрессии
сверхдержавы.
В-третьих, политика Турции и Саудовской Аравии в регионе перестала
поспевать за быстро меняющимися американскими интересами. Анкара
и Эр-Рияд все чаще конфликтуют с Вашингтоном. В принципиальных для них
случаях (Йемен, Сирия) в прямой военной поддержке США отказано.
Таким образом, союзники России — Сирия и Иран — получают возможность
приобрести на Ближнем Востоке те же вес и значение, которые недавно
имели союзники США — Турция и Саудовская Аравия.
Как показывает практика, остальные страны региона в основном
выстраивают отношения с контролирующей Ближний Восток сверхдержавой
через ее местных союзников. Только Израиль и Египет выстраивают
с Вашингтоном и Москвой отношения напрямую, но и они учитывают общую
ситуацию в регионе.
Понятно, что сегодня, пока боевые действия в Сирии продолжаются,
говорить об окончательной военной победе российских союзников рано. Она
намечается, приближается, становится осязаемой, буквально висит
в воздухе. Но она еще не состоялась. А на войне возможны любые
случайности.
Тем не менее общий политический расклад (в рамках которого США
отказали Турции как в собственной поддержке, так и в поддержке НАТО
в случае введения войск в Сирию и начала по этой причине военного
конфликта с Россией, а также оставили Саудовскую Аравию один на один
с получающими поддержку из Ирана йеменскими хуситами, уверенно
выигрывающими партизанскую войну у армии королевства) свидетельствует
о том, что Саудовская Аравия и Турция в качестве крупных региональных
игроков списаны США. Вашингтон ищет себе новых партнеров, в частности
заигрывая с курдами.
Характерно, что аналогичным образом развиваются события и в
экономической сфере. А именно, в принципиальной для региона сфере
торговли нефтью.
Еще год назад Саудовская Аравия уверенно наращивала добычу нефти,
несмотря на падение мировых цен и настойчивые требования стран ОПЕК
снизить предложение нефти на рынке, чтобы повысить цены. Эксперты уже
даже начали спорить, пытается ли Эр-Рияд похоронить российскую
нефтедобычу или под шумок замахнулся и на американскую.
Впрочем, США в целом поддерживали снижение нефтяных цен. В результате
цены опустились до того уровня, когда начало трясти уже экономику
Саудовской Аравии. Королевство вынужденно было прибегнуть
к заимствованиям на мировом финансовом рынке, чтобы сбалансировать
полностью зависящий от нефти бюджет. Обеспечивающие относительную
внутреннюю стабильность социальные затраты государства и расходы
на содержание конкурирующих ветвей королевской семьи начали
сворачиваться.
Значительно более прочные и диверсифицированные российская
и американская экономики пережили падение нефтяных цен без особого
удовольствия, но и без грандиозных потрясений.
Правда, последние сообщения из США свидетельствуют, что дальнейшее
снижение цен или даже просто удержание их на текущем уровне могут
сорвать американскую экономику в кризис хуже Великой депрессии уже
в этом или следующем году. То есть ни США, ни Саудовская Аравия больше
не могут играть на понижение нефтяных цен.
На этом фоне российские нефтяные компании рапортуют о том, что
сохранят рентабельность даже при 10 долларах за баррель, а финансовые (в
том числе бюджетные) проблемы РФ, возникающие из-за недополучения
нефтяных доходов, частично покрываются резервами, частично — за счет
позитивного сальдо внешней торговли. В целом Россия может столкнуться
с трудностями, но не с катастрофой (в отличие от друзей и партнеров).
Неудивительно, что Москва спокойно воспринимает рост иранской добычи
нефти (на 700 тысяч баррелей в день) и торговли ею на мировом рынке (на
500 тыс. баррелей в день). Официальная позиция, озвученная министром
энергетики РФ, заключается в том, что заморозку добычи нефти можно
осуществить и без Ирана.
То есть американские союзники, терпящие серьезные
финансово-экономические проблемы из-за низких цен на нефть, будут добычу
снижать, а российский союзник будет ее наращивать. Это ровно то, что
США и Саудовская Аравия предлагали миру еще пару лет назад, только
с точностью до наоборот. В версии Вашингтона и Эр-Рияда весь мир мог,
если хотел, сокращать добычу, а вот США и королевство собирались ее
наращивать.
Теперь бумеранг вернулся.
Ростислав Ищенко Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|