Руководитель нефтяного картеля подчеркнул, что заключенное на прошлой неделе соглашение между Саудовской Аравией, Россией, Венесуэлой и Катаром о заморозке добычи нефти на январском уровне, к которому присоединились ряд членов картеля, является лишь началом на долгом пути к стабилизации рынков и восстановлению цен на нефть. Впрочем, дальнейшие шаги, которые могут быть предприняты через три-четыре месяца, он увязал с результатами выполнения соглашения о заморозке. При этом глава ОПЕК в очередной раз повторил, что все действия картеля по стабилизации рынков будут зависеть от поведения нефтедобывающих стран, не входящих в него. ОПЕК намерен работать над стабилизацией лишь при условии, что не входящие в организацию страны будут действовать с ним сообща.
Картель уже провел консультации по возможной заморозке добычи с ведущими нефтедобывающими странами, не входящими в него: Бразилией, Китаем, Оманом и Мексикой.
Абдалла аль-Барди отказался детализировать дальнейшие меры ОПЕК по стабилизации рынков и предложил дождаться июньского саммита нефтяного картеля. Сейчас предсказать последствия соглашения о заморозке крайне трудно не только из-за волатильности рынков. Иран и Ирак, очень важные члены ОПЕК, пока поддержали соглашение лишь на словах, но формально к нему не присоединились.
«Иран и Ирак выслушали нас,- оптимистично прокомментировал ситуацию с этими странами генсек.- Позднее они к нему вернутся».
Не очень, правда, понятно, что делать с американскими нефтяниками. Официальные лица в США уже заявили, что по конституции и согласно законам не имеют права указывать американским бизнесменам, как им вести свой бизнес.
По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), постепенное снижение добычи из-за снижения инвестиций должно стабилизировать рынок в начале 2017 года. Однако картину с розовым оттенком портят огромные запасы нефти, достигшие, по словам аль-Бадри, 300 млн баррелей. Он также предупредил, что как только цена поднимется до 60 долларов за баррель американские «сланцевики» опять энергично начнут качать ее из земли и нивелируют все положительные результаты заморозки. Поэтому генсек ОПЕК заявил в Хьюстоне, что хотел бы обсудить ситуацию и шаги по ее исправлению с американскими коллегами.
«"Сланцевики" страдают от низких цен,- сказал он.- Я хочу диалога… Не знаю, как мы собираемся жить вместе с ними, но нам необходимо найти какой-то баланс…»
Кроме осторожных намеков на дальнейшие действия ОПЕК по стабилизации рынков и цен на нефть, Абдалла аль-Бадри дал всем понять, что его организация по-прежнему играет очень важную роль в мировой энергетике: «Мы не умерли. Мы живы, живы и еще раз живы»!
Конечно, цены на нефть не могли не отреагировать на столь оптимистичные заявления главы нефтяного картеля. В понедельник они резко рванули вверх.
Кроме выступления аль-Бадри в Хьюстоне, на скачок цен в понедельник повлиял опубликованный накануне доклад IEA. В нем говорится, что добыча сланцевой нефти в США может сократиться в этом году на 600 тыс бар./сутки и еще на 200 тыс в 2017-м.
Однако во вторник произошла коррекция цен. После более чем 5-процентного роста цены снизились примерно на полдоллара за баррель. Это произошло из-за сохраняющегося избытка нефти на рынках и наращивающего несмотря на соглашение о заморозке добычу Ирана. Он, кстати, не только компенсировал, но и перекрыл снижение добычи американскими нефтяниками. По данным National Iranian Oil Company, за месяц после отмены санкций в середине января добыча выросла примерно на полмиллиона баррелей в сутки.
К тому же, в долгосрочной перспективе, по оценкам IEA, добыча нефти в Америке не только восстановится, но и за счет улучшения технологий и оптимизации затрат превысит рекордный уровень. В IEA ожидают, что в 2021 году в США будет добываться 14,2 млн бар./сутки. В прошлом году наивысший уровень составил 9,5 млн.
Что касается прогнозов цен на «черное» золото, то, как заявил в Хьюстоне директор IEA Фатих Бирол, ее прогнозируют в 2020 году на уровне 80 долларов за «бочку».
Абдалла аль-Бадри явно попытался создать оптимистичное настроение на рынках, но убедить многочисленных пессимистов одними словами ему едва ли удастся. Их настроения хорошо суммированы в приводимом Reuters заявлении сингапурской компании Phillip Futures: «Без конкретных действий по сокращению добычи мы относимся крайне скептично к росту цен на нефть».
Не менее скептически относится к соглашению о заморозке уровня добычи нефти, на которое так надеется Абдалла аль-Бадри, и специалисты. К примеру, директор отдела нефтяных рынков IEA Нейл Аткинсон призывает не возлагать на него чересчур большие надежды.
«Оно никак не влияет на фундаментальные характеристики рынка,- заявил Аткинсон в Хьюстоне.- Нам говорят, что это начало процесса. Хорошо, но еще не ясно, достигла ли цена на нефть дна. Она опустилась до 30 долларов за баррель и задержалась там…»
Слишком слабое лекарство
Международный бизнес / НЕФТЬ Крупнейшие страны-нефтеэкспортеры делают попытку остановить падение нефтяных цен, заморозив добычу на нынешних уровнях. Насколько успешным может оказаться такой план?