Как известно, под
занавес 2015 года в МВФ кулуарно было принято решение о том, что
просрочка Украиной платежей по кредитам и автоматический дефолт
украинской экономики не является препятствием для продолжения
кредитования «незалежной». Украину ввели в программу кредитования МВФ,
причём ввели с той явной целью, чтобы кредитованием занимались не только
главные построители украинской демократии в лице сами знаете кого, но и
все те государства, которые членство в Международном валютном фонде
имеют и странами-донорами фонда выступают.
В итоге ситуация
свелась и вовсе к абсурдной. Введением Украины в программу МВФ этот
самый МВФ пытается как бы заставить Россию продолжить кредитование
украинской экономики, несмотря на то, что именно Россия не получила от
Украины своевременных платежей по 3-миллиардном кредиту. Точнее, не
столько заставить кредитовать, сколько попросту поставить перед фактом:
мол, кредитование идёт и на твои, российский налогоплательщик, средства -
по нашему высочайшему соизволению.
В российском правительстве
таким фактом оскорбились, и решили уже со своей стороны повлиять на
кулуарные перешёптывания представителей аппарата Международного
валютного фонда. Так, заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак
заявил о том, что Россия активизирует свою работу, нацеленную на
усиление позиций стран БРИКС в МВФ. По словам Сторчака,
консолидированная доля голосов стран БРИКС должна иметь в Международном
валютном фонде более существенную роль, чем та, которая есть сегодня в
плане отдельных государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
Необходимо
привести кое-какую справочную информацию, красноречиво демонстрирующую
раскладку «сил» в МВФ. У США – крупнейшая в МВФ квота в объёме 16,7%. У
всех стран БРИКС, вместе взятых, – 14,7%. Да и то, такой квота БРИКС
стала лишь на днях – 27 января. До минувшей среды составляла она и вовсе
14,18%. Вся «соль» в том, что, несмотря на кажущуюся близость квот,
между ними – пропасть. А пропасть между ними потому, что наличие квоты в
объёме лишь от 15% позволяет пользоваться правом вето. Другими словами,
у США право вето (то есть право на блокировку любого неустраивающего
США предложения) есть, а у стран БРИКС права вето нет. И квота БРИКС,
что хорошо видно, явно умышленно удерживается ниже 15%-ной отметки.
Причём права вето нет, как видно, не просто у каждой страны БРИКС по
отдельности, но даже у всего объединения с его суммарным населением под 3
млрд. человек.
В самом БРИКС считают такой расклад в МВФ, мягко
говоря, несправедливым и намерены работать над снижением квоты США и
одновременном повышением квоты собственной. Казалось бы, для чего? Ведь
повышение квоты – это и рост вложений в фонд. Но тут дело в стратегии.
Ведь если будет достигнута психологическая отметка в 15%, то у БРИКС
появится реальный консолидированный голос, способный диктовать
собственные условия через МВФ. Ведь пока МВФ – это площадка,
обслуживающая лишь американские интересы.
Из заявления замминистра финансов РФ:
Ближайшая
задача: консолидация позиций стран БРИКС по вопросам деятельности МВФ.
Необходимо собрать предложения, чтобы форум решил задачу получения права
вето при голосовании в фонде, как это имеет место применительно к США.
Россия
оценивает вступление в силу сеульских договорённостей (договорённостей о
распределении квот, – прим. автора) как позитивный, но промежуточный
шаг. Работа над перераспределением квот в пользу развивающихся стран и
стран с развивающимся рынком продолжится в рамках XV накопления капитала
фонда.
Ближайшая реформа МВФ, если она будет проведена,
снижает квоту США на 0,2%. Не густо, но американские «партнёры» зубами
держатся даже за это, казалось бы, смехотворное значение. Почему? Да
потому что реально бояться потерять полный контроль над МВФ.
Чтобы
оставить свою гегемонию в Международном валютном фонде непоколебимой, в
США и ближайших сателлитах решили пойти по привычному пути – подложить
информационную гранату. Так, в издании Financial Times сразу же после
активизации России в плане повышения квоты БРИКС, появился обращающий на
себя материальчик. В газете сообщают, что БРИКС (в материале говорится о
БРИК – то есть уже и без ЮАР) давно себя изжил, так, по сути, и не став
полноценно консолидированной экономической мегаструктурой. Говорить,
что это первое заявление подобного рода от западных «друзей», не
приходится. Подобные заявления звучали и раньше. Но есть у публикации FT
и своя новизна. Дело в том, что авторы материала, как бы низвергая
БРИКС, решили, что в современных условиях более работоспособным может
оказаться объединение TICK. Это Тайвань, Индия, Китай и Республика
Корея. В материале даже цитируется «крупный эксперт», который заявляет,
что БРИК «не является механизмом роста развивающейся экономики», и что
TICK мог бы стать куда более эффективным.
Казалось бы, для чего
вообще обращать внимание на подобного рода публикации? Но обращать
внимание приходится хотя бы потому, что именно такие публикации и
призваны помешать одному из серьёзных шагов БРИКС – получению
возможности защищать свои интересы в МВФ. США попросту пытаются снова
воспользоваться старой формулой «разделяй и властвуй», и если в
конгломерате БРИКС это понимают, то на провокационные шаги не поддадутся
и продолжат планомерно гнуть свою линию. Потенциалы-то огромны, общих
интересов тоже предостаточно. А в ответ на то, что «БРИКС уже не тот»,
США в ответ могут получить информационную пилюлю в стиле «да и сами
штаты сегодня не такие уж соединённые, как пытаются представить»...