США отказываются присоединиться к пакту CRS, обязывающему банки делиться информацией с налоговыми органами других стран.
Швейцарские
финансовые структуры обвиняют американцев в двойных стандартах и
злоупотреблении доверием
Из Швейцарии потекли деньги. На протяжении нескольких столетий эта
альпийская страна была символом банковской тайны. Первой ассоциацией,
возникавшей в головах большинства людей, имеющих хоть какое-то отношение
к финансам (пусть даже и только на уровне собственного кошелька с
мелочью на текущие расходы) всегда был супернадежный сейф. И только
потом уже всплывали ритмично тикающие ролексы, лонжины и омеги вкупе с
тающими на языке эмменталями и сбринцами.
Так было до
той поры, пока кому-то не пришло в голову связать деньги, лежащие на
заграничных счетах с финансированием терроризма, коррупцией и отмыванием
незаконно нажитых капиталов.
Борьба против
коррупции и терроризма в борьбе за чужие деньги — козырь
беспроигрышный. Это на себе уже ощущают не только Панама, остров Мэн,
Сейшелы, Кайманы и т.д. — вся та мелочь, которая оффшорный статус хотя
номинально и сохраняет, но термин «банковская тайна» при этом вычеркнула
из лексикона своих финансовых структур уже давно и навсегда. Настала
очередь более крупных игроков, и Швейцария — первая среди них.
6 мая 2014
года 47 стран мира подписали документ о принципиальном согласовании
«Общего стандарта отчетности» (Common Reporting Standard или сокращенно
CRS), проекта договора об «автоматическом обмене информацией о доходах и
имуществе резидентов стран-участниц соглашения».
Государства-подписанты
должны будут «систематически и автоматически предоставлять друг другу
исчерпывающую информацию о состоянии банковских счетов
граждан-резидентов этих стран». Выражаясь более понятным и менее
бюрократическим языком: финансовые данные, которые, скажем, Испания,
могла получить от, к примеру, Люксембурга только по официальному
запросу, подтвержденному высокими юридическими инстанциями, теперь будут
поступать к заинтересованным ведомствам из-за границы сами. Без
напоминаний и утомительной беготни любопытствующих по инстанциям в
стремлении выбить постановление суда или документ о возбуждении
уголовного дела в отношении интересующего их лица.
Все это,
естественно, было обставлено красивыми словами о пресечении уклонения
граждан от уплаты налогов с помощью вывода средств за рубеж. Точно
также, в автоматическом режиме налоговые органы Великобритании,
Германии, Франции и остальных 44 стран будут снабжаться информацией об
имеющихся у их граждан за границей объектах недвижимости, акциях
компаний, облигациях и т.д.
12 июля 2015
г. страны-инициаторы (к этому моменту их уже насчитывалось 53) подписали
Многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией на
основе статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых
вопросах.
По данным
испанского аналитического издания El Confidencial, в настоящий момент
интерес к проекту проявили и даже выразили предварительное согласие
присоединиться к нему уже около 80 государств. И около 100 — отказались в
нем участвовать.
CRS вступит в
законную силу в 2017 году, следовательно, обмен информацией между
подписантами начнется в 2018 году, когда добросовестные
налогоплательщики подадут свои декларации о доходах и засвидетельствуют
наличие у них недвижимой собственности.
На нежелание
принимать участие в CRS, проявленное со стороны Бахрейна, Вануату, Науру
вряд ли кто обратит внимание. Кроме тех, кто лихорадочно изучает сейчас
возможности переброски своих средств из потенциально прозрачных мест в
те, что пока свое «нижнее банковское белье» всему миру демонстрировать
не склонны. Есть уверенность в том, что очень скоро эти заинтересованные
лица обнаружат, что самым подходящим местом, куда надо переводить
деньги из Женевы, Цюриха или Лозанны, является Нью-Йорк.
По словам
представителя Государственного секретариата Швейцарии по международным
финансовым вопросам Анн Сесар (Anne Cesard), «США пока отказываются
присоединяться к CRS, хотя и обещают, что может быть войдут в состав
участников организации в будущем».
«Отказ
Вашингтона означает, что у него руки свободны, а у нас — связаны, —
приводит слова Сесар El Confidencial. — Принятое нами соглашение в таком
случае обречено на неудачу».
Несгибаемый
борец с коррупцией и финансированием терроризма Барак Обама уже нашел
подходящую формулировку, которая позволяет ему объяснить, почему Штаты
не хотят входить в CRS. И при этом, с одной стороны, не поставить свою
державу в один ряд с Вануату и Науру, а с другой — не вызвать возмущения
и недовольства у своих постоянных партнеров, уже доверившихся друг
другу.
Во-первых, по
его словам, «республиканцы, используя свой политический вес, могут
заблокировать в Конгрессе любую инициативу, обязывающую банки
обмениваться клиентскими данными в большей степени, чем это сейчас
происходит». А во-вторых, пояснил президент-демократ, «мировое
сообщество уже имеет механизм, называемый FATCA (Foreign Account Tax
Compliance Act — Закон налоговой отчетности зарубежных счетов — прим. ИА
REGNUM) уже предполагающий возможность обмена фискальной информацией
между странами, но не в автоматическом режиме».
Системные различия FATCA и CRS
В чем же
состоит разница двух систем, понуждающая капиталы, не стремящиеся стать
прозрачными, сменить Женеву, Лондон или остров Мэн на Нью-Йорк?
Главное
отличие FATCA от CRS состоит в том, что первая ориентирована на
получение налоговиками США информации о своих гражданах из всех стран,
где бы они ни открывали счета или покупали недвижимость. При безусловной
обязательной отчетности прочих государств мира перед самой
демократической страной, в обратную сторону FAТCA работает избирательно,
в зависимости от желания обладателя данных (США): захотели — сообщили,
не захотели — в лучшем случае прислали соответствующее уведомление. Не
факт, что с объяснением причин отказа. Как, впрочем, и не факт, что
вообще это уведомление пришлют.
Таким
образом, иностранцы, вкладывая свои капиталы в американские банки на
американской же территории, обретают куда бо́льшую информационную
защищенность и гарантию возможности безнаказанной неуплаты налогов, чем
теперь им могут пообещать в той же Швейцарии.
Кроме того,
свидетельствует свежий аналитический отчет известной консалтинговой
фирмы Deloitte, по нормам FAТCA, информация о лицах, имеющих на своем
счете менее 50 000 $, или держащих свои деньги в мелких банках, акциях
страховых компаний или пакетах инвестиционных фондов, вообще не подлежит
разглашению. Если, конечно, этого не требуется в рамках расследования
уголовного дела и на это есть соответствующие судебные постановления.
Рычаги
давления на Вашингтон, в случае его отказа поделиться информацией,
практически отсутствуют. А той же Швейцарии в аналогичном случае
придется отбиваться не только от партнеров по CRS, но и оправдываться в
Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (все члены ОЭРС
соглашение CRS подписали).
В этих
условиях государства, ранее извлекавшие немалые доходы из непрозрачности
банковских счетов, теряют свою привлекательность, а с ней и доходность.
Швейцария, по словам уже упоминавшейся Анн Сесар, считает, что США
«становится на путь недобросовестной конкуренции».
«Мы, страны
ОЭСР, будем пристально следить за передвижением средств между важными
финансовыми центрами мира, включая американские и призываем США
скорейшим образом решить вопрос о присоединении к CRS», — говорит Сесар.
Нет в мире
ничего более постоянного, чем временное, как известно. Применительно к
Вашингтону этот постулат более чем справедлив. Можно не сомневаться в
том, что демонстрация процесса поиска компромисса между республиканцами и
демократами по проблеме участия в CRS будет длиться бесконечно. Ибо это
финансово выгодно для страны.
Конец банковской тайны?
Недовольство
позицией США подталкивает страны-участницы CRS к противодействию
мировому гегемону. Та же Швейцария заявила, что оставляет за собой право
отказать Штатам в получении какой-либо конфиденциальной информации о
капиталах американских граждан и организаций в случае неприсоединения
Вашингтона к Common Reporting Standard. Или тянуть с выдачей данных
сколь угодно долго, согласовывая свои действия с каждой из стран ОЭРС по
отдельности. Берн намекает на то, что будет сортировать партнеров на
исполнительных и нет. И в соответствии с этим реагировать на их запросы.
У кого какие в
швейцарских хранилищах зарыты клады, финансистам страны-сейфа хорошо
известно. Будут ли они держать язык за зубами, если компаньонам по
«Общему стандарту отчетности» обязаны докладывать все и обо всех?
«Обо всех»
пока будет распространяться только на членов CRS. Государства, не
подписавшие это соглашение, имеют полное право и дальше хранить свои
деньги на швейцарских, люксемубргских, андоррских счетах с гарантией
неразглашения информации о них третьим сторонам. Однако, по мнению
швейцарских аналитиков, потери для банков страны из-за оттока чужих
капиталов в США будут очень большими. Многие из владельцев счетов,
которым, ввиду их принадлежности к государствам, не подписывавшим
соглашение CRS, бояться вроде бы нечего, все равно перенаправят свои
средства в Америку, где им изначально кажется, предоставят больше
гарантий закрытости информации.
Вашингтон опять побеждает на финансовом фронте. Не в первый раз. И далеко не в последний.