Когда на рынок поступит американское «черное золото»?
В пятницу, 9 октября, палата представителей Конгресса США проголосовала за снятие запрета на экспорт американской нефти.
В случае отказа от введенного в 1975 году эмбарго, к 2025 году Соединенные Штаты смогут экспортировать до 2,4 млн баррелей ежедневно, говорится в исследовании Минэнерго США. Это позволит Штатам выйти на четвертое место в списке крупнейших мировых поставщиков нефти — после Саудовской Аравии, России и ОАЭ. Причем, если эмбарго будет снято в ближайшее время, США смогут немедленно начать экспортировать 1−1,5 млн баррелей в сутки, заявил глава Управления по информации в области энергетики при министерстве энергетики (EIA) Адам Семински.
Инициативу по отмене эмбарго, которое действует уже 40 лет, поддержал 261 конгрессмен, против выступили 159 парламентариев. А в данном случае соотношение голосов «за» и «против» имеет принципиальное значение.
Дело в том, что президент США Барак Обама обещал применить вето в случае прохождения законопроекта, и для преодоления вето требовалось набрать 280 голосов «за». Это означает, что Обама может заблокировать решение Конгресса — именно так рекомендуют поступить советники главы государства, заявили в административно-бюджетном управлении Белого дома. Вот только решился ли Обама на применение вето — вопрос открытый.
Проблема в том, что в этом случае президент США окажется под двойным ударом. Прежде всего, критики могут обвинить его в игре на руку Москве. Понятно, что сохранение эмбарго удерживает нефтяные цены от проседания, что благоприятно сказывается на положении российской экономики.
Во-вторых, Обама рискует всерьез рассориться с влиятельными игроками нефтяной индустрии США, которая проводит кампанию по лоббированию снятия запрета на экспорт нефти, заявляя, что таким образом будут созданы сотни тысяч рабочих мест. Возможно, демократы не захотят отдавать республиканцам «нефтяной козырь» накануне выборов, и постараются разыграть его самостоятельно.
Напомним: запрет на экспорт сырой нефти был введен в США в 70-х годах после того, как арабские страны ввели нефтяное эмбарго в ответ на поддержку Израиля США и их союзниками. С тех пор американские компании имеют право экспортировать только продукты нефтепереработки. Однако в последние годы ситуация стала меняться.
Так, в прошлом году Министерство торговли США впервые с момента введения эмбарго разрешило компаниям Pioneer Natural Resources и Enterprise Products Partners экспортировать конденсат (тип сверхлегкой сырой нефти). А в марте текущего года агентство Bloomberg сообщило о намерении топ-менеджеров крупнейших нефтедобывающих компаний США убедить представителей Белого дома полностью снять запрет на экспорт нефти из страны.
Когда на рынок поступит американская нефть, и что в этом случае будет с Россией?
— Вопрос об отмене эмбарго связан с внутриполитической интригой в США, и он является основанием для целого пакета компромиссов между республиканцами и демократами, — отмечает
руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Именно поэтому вопрос об отмене эмбарго невозможно рассматривать вне контекста политических баталий, которые сейчас происходят в Штатах.
Отмена эмбарго, например, идет в одном пакете по Транстихоокеанскому партнерству, решение по которому предстоит проводить через Конгресс США после публичного обсуждения соглашения. В этот же пакет входят и решения, которые предстоит принимать Бараку Обаме в связи с окончательным снятием санкций с Ирана. Плюс к тому, в пакет входит много других вопросов, непосредственно связанных с внешнеполитическим позиционированием США на Ближнем Востоке и в других «горячих» регионах.
Как видим, логика прохождения законопроекта по отмене эмбарго замысловата, и зависит от множества компромиссов на других площадках. Тем не менее, процесс торга начался не вчера, он имеет за собой собственную внутриполитическую историю, и поддержку крупного лобби — нефтегазового, представителей штатов, в которых сосредоточена добыча, крупных действующих лиц во внешней политике США, которые рассматривают отмену эмбарго как дополнительный инструмент давления на страны Персидского залива.
И дело, совершенно точно, идет к тому, что рано или поздно — возможно, даже в течение нескольких ближайших месяцев — эмбарго будет преодолено. Этот процесс начался несколько лет тому назад, но сейчас он подошел к логическому промежуточному итогу. Достаточно сказать, что сейчас порты США логистически готовы принимать нефть и сжиженный природный газ (СПГ), и перебрасывать их на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Причем, после снятия эмбарго трансформируется не только нефтяной, но и газовый рынок. Сейчас, как известно, глобального рынка «голубого топлива» не существует, имеются лишь три крупных локальных мировых рынка — европейский, азиатский и внутренний североамериканский. Однако тенденция ближайших 10−15 лет — это выравнивания цен на этих локальных рынках, и формирование единого рынка СПГ.
Другими словами, выход США из режима эмбарго означает, что цены на газовых рынках будут сближаться, и ныне высокие цены в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизятся.
—
Что будет означать отмена эмбарго для России? — Если говорить о поставках российского газа - что Китай сможет рассматривать СПГ как альтернативу российскому трубопроводному «голубому топливу». Естественно, наличие альтернативы будет сдвигать цены «Газпрома» вниз — даже ниже цены в 240 долларов за тысячу кубометров, по которым сейчас российский монополист продает сейчас газ в Европу.
Кроме того, России придется корректировать стоимость и сроки окупаемости крупных газовых проектов на восточном направлении, вроде «Силы Сибири». Возможно, они потребуют дополнительной государственной поддержки — к этому нужно быть готовым.
Более неблагоприятной, после отмены эмбарго, станет для России и ситуация на нефтяном рынке.
Не секрет, что сейчас около 2 тысяч буровых бригад в США, которые работают со сланцевой нефтью, приостановили свою работу. Но это не означает, что в американской нефтедобывающей отрасли происходит катастрофа. Если через год-полтора от нескольких сотен компаний останутся несколько десятков, это только повысит эффективность индустрии.
Если в такой ситуации будет снято эмбарго, мировые цены на нефть гарантированно полетят вниз. Не случайно крупнейшие инвестиционные банки поговаривают, что в ближайшие несколько кварталов может сложиться ситуация, в которой цена на нефть может опуститься до 30 долларов за баррель и ниже. Для нас, понятно, это означает, что наступят очень трудные времена.
— Но Обама дал понять, что готов наложить вето на законопроект. Этого не случится? — Заявления Обамы следует понимать так: эмбарго в любом случае будет снято, просто американский президент пока не решил, когда именно это сделать.
Возможно, с его точки зрения, сейчас снимать эмбарго преждевременно, поскольку американской сланцевой отрасли нужно пройти еще период по консолидации, повышению эффективности и снижению издержек. Должен напомнить, что издержки в сланцевой добыче в США сейчас снижаются беспрецедентными темпами — до 10% в год.
Думаю, как только американские сланцевые нефтяники почувствуют, что комфортно проходят ценовую планку 40 долларов за баррель, эмбарго будет в полном объеме снято.
— Американские нефтяники добивались отмены эмбарго из-за того, что произошло затоваривание внутреннего рынка, — уверен
директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Цена на «черное золото» в Штатах ниже, чем в Европе и Азии. Лоббисты «нефтянки» считают, что если им разрешат экспорт, цена на внутреннем рынке подрастет.
Но нужно понимать: Америка, даже при росте добычи, не смогла до конца отказаться от импорта «черного золота» — причем, доля импорта в общем потреблении США превышает 30%. Это весьма существенный объем. И он, помимо прочего, означает: чем больше Америка вывозила бы нефти, тем больше «черного золота» приходилось бы ей импортировать.
Для России это позволяет сделать вывод: отмена эмбарго в США на мировом нефтяном рынке принципиально не скажется. Стало быть, и волноваться нам не о чем.
Да и для самих американцев проблема заключается не в эмбарго, а в том, что добыча нефти в США неуклонно падает, чуть ли не на 1% в месяц от общего объема добычи в стране. А компании, которые добывают сланцевую нефть, несут колоссальные убытки. Они разоряются, и будут разоряться и дальше. А значит, следом будут разоряться банки, которые выдали добывающим компаниям огромные кредиты, а также страховые компании, которые хеджировали риски «нефтянки».
Если эту волну банкротств не остановить, она накроет американский рынок, включая фондовые площадки, и спровоцирует новую волну кризиса. В итоге, государство опят начнет печатать доллары и списывать «плохие» долги. Между тем, уже сейчас госдолг США превысил 100% ВВП страны. Но такая ситуация, прежде всего, чревата проблемами для самих США, но не для России…