Китай смотрит в бездну
Вот уже неделю Коммунистическая Партия Китая тушит пожар на фондовом рынке Поднебесной. Получается плохо. К счастью, китайская экономика не до такой степени зависима от работы фондовых рынков как экономика США, но жесткий обвал может вызвать серьезные социальные проблемы, и даже сильно обрезать любые надежды на экономический рост. Суть проблемы в блиц-изложении: 1. Китайский рынок огромен - номер 2 в мире, но качество очень многих компаний оставляет желать лучшего. Честная бухгалтерская отчетность - такая же редкость как чистый воздух в Пекине. Искусству долгосрочного и изящного обмана инвесторов китайские финансисты еще не научились, но и смысла особого нет. Среднестатистический инвестор "и сам обманываться рад". 2. Среднестатистический китайский инвестор, которых в стране насчитывается от 68 до 100 миллионов (цифра зависит от того кто считает и считает ли клиентов "серых" и "черных" брокеров - бакетшопов), это вообще особый зверь. Дело в том, что в КНР есть ограничение процентных ставок по банковским депозитам (это последствие желания давать экономике дешевые кредиты) и это создает ситуацию при которой банковские депозиты по ощущениям многих китайцев нифига не покрывают инфляцию, от слова "совсем". В результате свои кровные юани, они несут в финансовые пирамиды, недвигу (города-призраки) и конечно же на рынок акций. Более того, по мере роста рынка он затягивает все новых игроков, многие из которых вообще неграмотные (не финансово неграмотные, а в прямом смысле), а сейчас даже официальные СМИ признают наличие следующей проблемы: китайцы берут кредиты (вплоть до "серых" под 22% годовых) для того чтобы спекулировать на бирже. Легко понять к чему это приводит. Для понимания размера проблемы: только через официальные кредиты от брокеров китайцы набрали 322 миллиарда долларов и вложили их в акции, которые а) были слишком дорогими, б) это были акции компаний из категории "шлак и ужас". Западные СМИ пишут о том, что некоторые китайские малые и средние бизнесмены увольняли нафиг своих рабочих и вкладывали оборотные средства в акции ибо "выгодно" - о размере этого феномена судить сложно, но проблема есть. 3. В последнее время самым популярным инструментом для спекуляций ушлых китайских "инвесторов" стали акции самых "молодых" и мелких компаний, которые входят в "индекс стартапов" Chinext. Масштаб проблемы: если поделить среднюю цену акции на Chinext на средний доход на акцию (доход! не дивиденды) за прошлый год, то получится 148 - т.е. грубо говоря, по таким ценам, даже если бы все доходы компаний уходили прямо в дивиденды, вложенные в акцию деньги придется отбивать 148 лет (Я специально люто огрубил объяснение для наглядности)
Компартия запустила это непотребство исходя из следующей логики: молодые бизнесмены-стартаперы, получив доступ к возможности продажи акций своих мелких компаний на бирже (т.е. фактически получив доступ к ХАЛЯВНОМУ финансированию), запустят деньги в производство и Китай расцветет от инноваций, став местом где каждый день на свет появляется новый IBM или как минимум Тесла. Молодые китайские стартаперы вместо всего этого скучного производства начали активно спекулировать акциями, покупать Бентли и пытаться всеми правдами и неправдами получить для себя и семьи канадские визы для того чтобы свалить из Китая навсегда, прихватив с собой побольше бабла. 4. Китайские официальные пропагандисты из любимой мной газеты Global Times кручинятся от того что китайцы-инвесторы представляют из себя бешенный микс капиталистов и коммунистов в одном флаконе. Когда рынок растет, они требуют чтобы КПК, Политбюро и власть вообще убрались нафиг с пляжа и не мешали им зарабатывать деньги (желательно без уплаты налогов), а вот когда рынок падает они размахивают партбилетами и требуют, чтобы Политбюро срочно обеспечило им профиты, а не то они потеряют веру в светлое будущее.
Кстати, журналист Файнэншл Таймс взял интервью у одной такой инвесторши, 76-летней мисс Сю, которая после обвала рынка заявила: "Даже я, давний член партии и активный трейдер с 90-х годов уже не верю нашему регулятору" (ой-вей!) Из-за вышеизложенных проблем, Политбюро и китайский ЦБ действуют слегка шизофренично, пытаясь сдуть "пузырь", пока он не стал еще более опасным, но одновременно запрещают распространение негативной информации про рынок, понижают еще сильнее ставки рефинансирования ЦБ и разрешают брокерам еще легче выдавать кредиты на покупку акций. Нет четкой стратегии, а есть шараханье из стороны в сторону по схеме:
1. сдуваем пузырь, получаем обвал и панику десятков миллионов китайцев, Политбюро в шоке 2. снижаем ставки и разрешаем брокерам выдавать еще больше кредитов на покупку акций, но рынок продолжает падать. Делаем хорошую мину и возвращаемся к пункту 1. Китай уже пережил один обвал в 2007 году, тогда рынок просел на 70% без катастрофических последствий для экономики и финансовой системы, но тогда китайцы играли только на свои, а не на заемные деньги. Сейчас все совсем иначе. Что произойдет в случае продолжения обвала? Будет больно китайским банкам, китайским финансовым компаниям и китайцам, которые вложились в рынок и теперь вместо покупки новых планшетов Леново будут выплачивать долги и думать о том, что во всем виноват Си Цзинпин.
В свою очередь, это может (не обязательно, но может) сделать больно всей экономике в целом за счет падения платежеспособного спроса. В силу некоторых демографических, социальных и структурных причин (это тема для отдельной серии статей) экономика КНР слегка напоминает велосипед - ей нужно быстро двигаться вперед (в смысле расти), а иначе риск падения резко возрастает. Более того, это парадоксально, но надежды многих европейских и американских компаний связанны именно с китайским рынком - последним рынком где еще можно надеяться на какой-то значительный рост. Если "китайская история роста мировой экономики" заглохнет, это может очень сильно и очень больно ударить и по финансовым рынкам ЕС и по финансовым рынкам США с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Подчеркиваю слово "может" - гарантий никто дать не может. А для Китая в целом это будет неплохим уроком на тему того что накачивать экономику деньгами - далеко не всегда хорошая идея. Везде и во всем нужна мера, даже если старые "члены партии" и "трейдеры с 90-го года" требуют дешевых денег прямо сейчас.
Crimson Alter
Греческая угроза меркнет на фоне китайских проблем
Пока весь мир пристально следит за происходящим в Европе, тревожные звоночки идут с другого конца планеты. На китайском фондовом рынке начался обвал. Если у китайской экономики, имеющей еще и все признаки кредитного пузыря, начнутся серьезные проблемы, греческий финансовый кризис уже мало кого будет интересовать.
Начавшийся в середине июня обвал на фондовом рынке Китая даже не пытается остановиться. Один из ключевых китайских индексов CSI300 упал уже более чем на 20% с годового максимума в феврале. В четверг, 2 июля, ключевые индексы упали еще почти на 6%. Согласно опросу Bank of America Merrill Lynch, 70% управляющих глобальными фондами считают, что на китайском рынке надулся «пузырь». Еще один повод для беспокойства – это признаки кредитного пузыря в Китае наподобие того, который выстрелил в США в 2008 году. Проблемы в китайской экономике по возможным последствиям кратно превосходят греческие.
Что произошло
Китайские власти не могли смириться с тем, что так бурно и долго растущая двузначными цифрами экономика страны в прошлом году стала замедляться. В первом квартале 2015 года экономика Китая замедлилась до 7% в годовом выражении. Это самый низкий показатель с 2009 года (даже предыдущий квартал показал рост ВВП на 7,3%). Народный банк Китая еще в прошлом году начал стимулировать рост экономики путем подогрева кредитования. В этом году меры были усилены: НБК уже несколько раз понижал ключевые процентные ставки, что должно было привести к снижению ставок по кредитам для реального сектора – населения и бизнеса. Потом были смягчены правила покупки жилья. Следом были снижены требования к банковским резервам, чтобы финорганизации не тормозили выдачу кредитов. Однако эти действия видимого эффекта не дали, прогнозы по ВВП КНР меняются только в худшую сторону. Импорт, объемы производства и рынок жилья продолжают снижаться. Все эти меры, с одной стороны, усилили опасения о зреющем кредитном пузыре в Поднебесной. А с другой, поспособствовали возникновению пузыря на фондовом рынке. Причем раздувание пузыря на фондовом рынке слегка замедлило образование пузыря на кредитном. Однако в любой момент один из этих пузырей может лопнуть, и признаки этого все явственнее.
Кредитный пузырь Например, признаком пузыря на кредитном рынке является превышение роста объемов кредитования над ростом объема ВВП. Когда объем кредитования растет на 15–20% против роста экономики в 7%, то можно говорить о кредитном пузыре. Именно такая ситуация сейчас наблюдается в КНР. Китай прошел четырехлетний цикл роста экономики, когда китайцы брали все больше кредитов и потребляли все больше товаров. Он закончился в 2013 году. Однако весь 2014-й и полгода 2015-го Китай продолжает стимулировать необоснованный рост кредитования. С мая 2014 года китайцы ежемесячно брали по 700 млрд юаней кредитов (более 110 млрд долларов) – и так весь год. «Темп в размере 700 млрд юаней в годовом выражении дает 8,4 трлн юаней. ВВП Китая в 2013 году составлял примерно 57 трлн юаней, то есть объем кредитования в 2014 году был примерно равен 15% от ВВП. Такой темп чрезмерно высок для любой экономики, даже для быстрорастущего Китая, просто потому, что 15% кредитов – это, с другой стороны, 15% долга. Никакая экономика не может себе позволить наращивать долг темпами 15% от ВВП в год в течение длительного времени», – отмечает Михаил Федоров из NAS Broker. «В январе 2015 года кредитование в Китае вообще взлетело до 1,4 трлн юаней за месяц, в два раза больше, чем темпы 2014 года, что составляло уже почти 30% роста долга к ВВП. С этого момента можно с уверенностью говорить о кредитном пузыре», – говорит эксперт. Власти Китая в марте-апреле предприняли еще ряд стимулирующих мер, но в мае 2015-го темп кредитования не вырос, а снизился – его объем составил 900 млрд юаней. То есть пузырь на кредитном рынке стал потихоньку сдуваться. Это было бы хорошо. Но это произошло только благодаря тому, что параллельно начал надуваться пузырь на фондовом рынке. Пузырь на фондовом рынке Меры регулятора по стимулированию кредитования в этом году привели к тому, что банки получали ликвидность, но большую часть средств стали вкладывать не в реальный сектор (на выдачу кредитов), а в фондовый рынок. Банки вместо того, чтобы дать в долг бизнесу, направили эти деньги на финансирование брокеров, которые на них покупали акции. Потому что это выгодней. Все это и способствовало надуванию пузыря уже на фондовом рынке. По данным Reorient, на начало июня долги, связанные с маржинальным финансированием (когда инвесторы покупают акции на заемные средства), выросли почти в пять раз – до 2 трлн юаней (323 млрд долларов), хотя к концу месяца это значение несколько снизилось. Резкое увеличение маржинального финансирования напугало инвесторов возможным коллапсом фондового рынка в Китае, который может уничтожить миллионы средств краткосрочных инвесторов и спровоцировать волну социальных беспорядков, передает ProFinanсe. «Китайский фондовый рынок был однозначно перекуплен. Все-таки это ненормально, когда экономическая конъюнктура ухудшается, в то время как рынки не перестают расти. Поэтому такой сценарий, в принципе, был предсказуем», – говорит независимый финансист Нарек Авакян об обвале на китайском фондовом рынке. Обвал во второй половине июня произошел после того, как Народный банк по-тихому, ничего не объясняя, вывел часть средств из финансовой системы страны. Это было сделано, чтобы охладить перегретый фондовый рынок. Инвесторы расценили такой ход как конец монетарного стимулирования. Это сразу вызвало обвал китайских акций, а на прошлой неделе в пятницу произошло крупнейшее падение фондового рынка за много лет – на 7,4%. На выходных Народный банк попытался исправить ситуацию: он в очередной раз снизил процентные ставки и сократил требования к резервам для некоторых банков. Еще недавно эти шаги обеспечивали рост фондового рынка, однако сейчас эти меры не помогли: с понедельника китайский фондовый рынок продолжил падение, в том числе на неопределенности в Греции, и продолжает падать. Китайские эксперты указывают, что монетарные власти Китая добровольно становятся заложниками фондовых рынков. Потому что использовать монетарные стимулы для поддержки фондового рынка довольно спорное решение, передает ProFinanсe. Осень может стать кровавой Политика стимулирования роста экономики за счет монетарных мер подводит Китай либо к кредитному пузырю, либо к пузырю на фондовом рынке. «Если в июне объем кредитования не сможет превысить отметку 1 трлн юаней, и тем более если будет ниже, то это будет очень плохим сигналом для всех рынков, в том числе и американского, которому точно есть куда падать», – считает Михаил Федоров. Главная проблема будет даже не в том, что китайцы станут меньше потреблять и экономика не будет расти так же быстро, как раньше. «Страшно долговое бремя. Проблема в том, что все кредиты надо отдавать. Чем больше будет выдано кредитов сегодня, тем больше придется погашать завтра», – говорит Федоров. Это приведет к тому, что объем долгов серьезно превысит объемы кредитования. «В этом случае долговой рынок начинает высасывать ликвидность из реального сектора экономики, провоцируя не только снижение потребления, но и нанося вред общей деловой активности. Данный эффект прекрасно виден по примеру экономики США образца 2008 года. И вот теперь, похоже, что Китай приплыл к своему 2008 году», – делает вывод эксперт. «Я полагаю, что будущий обвал мировых рынков затянется надолго, и уже осенью все будут активно обсуждать перспективы китайской экономики и то, как она потенциально может потопить и всю мировую экономику», – ожидает Михаил Федоров. Однако такого мнения придерживаются далеко не все экономисты. Нарек Авакян не спешит бить тревогу. По его мнению, общий объем долгового рынка КНР пока сравнительно небольшой – около 120 трлн юаней или порядка 20 трлн долларов, при этом Shadow Banking (теневой банкинг) составляет не более 40 трлн юаней, а вместе со всеми проблемными кредитами – не более 50 трлн юаней. «У Народного Банка Китая еще достаточно инструментов для борьбы с такого рода явлениями. Поэтому я не думаю, что КНР ждет участь американского ипотечного рынка», – говорит Авакян.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Индекс PMI в сфере услуг, рассчитанный HSBC, упал в июне до 51,8 п. с майских 53,5 п., сообщил HSBC Holdings PLC, а это означает, что активность вне предприятий страны остается вялой.
"Последние данные PMI указывают на дальнейшее замедление роста экономики Китая в конце II квартала", - отметила Аннабель Фиддес, экономист из Markit.
Рост активности в секторе услуг замедлился до пятимесячного минимума в июне, отмечается в сообщении Markit.
PMI сектора услуг, рассчитываемый правительством, другой индикатор, вырос до 53,8 п. в июне, свидетельствуют данные Китайской федерации логистики и закупок .
Индекс PMI, рассчитанный HSBC и Markit Economics, в перерабатывающей промышленности (PMI) Китая, являющийся главным индикатором производственной активности, увеличился до 49,4 п. с 49,2 п.
Ранее обвал китайского фондового рынка заставил центральный банк значительно активизироваться и предпринять самые различные методы для остановки падения акций, но вопрос эффективности пока остается открытым.
Китайский фондовый рынок в последние месяцы ничем иным, как пузырем, никто и не называл, разве что китайские финансовые власти считали его рациональным. Так или иначе, пузырю этом пришло время сдуваться, и всего за несколько сессий падение индексов превысило 20%. Народный банк Китая бросил в бой едва ли не все свои инструменты: сократил ключевую ставку, резервные требования для банков, ставку обратного РЕПО, влил в систему 50 млрд юаней и сделал несколько успокаивающих заявлений.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 68
Рейтинг поста: