Греческий ящик Пандоры для ЕС
Многие западные журналисты, эксперты, политики в действиях греческого правительства обнаруживают всё больше дерзости. Поездка премьер-министра Алексиса Ципраса в Москву и месяц спустя не даёт покоя западной прессе. Сегодня многие публикации призваны доказать американскому и европейскому читателю мысль, что Греция – это неотчуждаемая часть ЕС. Помнится, сразу после поездки риторика западных изданий была несколько иной. Например, британская газета «The Times», ссылаясь на документ, подготовленный Министерством финансов Финляндии, написала о тайной разработке плана по отчислению Греции из ЕС. Эта опять же «случайная» новость как бы намёк на излишнюю прыткость премьера. В свою очередь пресс-служба Еврокомиссии сразу открестилась от такой мысли, напомнив, что для исключения кого-либо из Еврозоны не проработаны даже юридические механизмы. Тем не менее вопрос, будет ли исключена Греция из ЕС, звучит всё громче.
Долгое время Греция жила не по средствам – в долг. Две партии ПАСОК и Новая демократия, сменяющие друг друга у власти, исповедывали экономический популизм. Ресурсы для проведения в жизнь этой несложной политики брались за счёт внешних заимствований. После включения Греции в Еврозону возможность брать в долг только увеличилась. Но наступил кризис. Опьяняющее спокойствие обеспеченного бытия у берегов тёплого Эгейского моря сменилось жестоким похмельем. Разбитое корыто греческой экономики оказалось на виду у всего мира. Виновные в этом партии не смогли предложить народу Греции ничего иного, как просто по требованию ЕС затянуть пояса. Что, собственно, не удивительно: за много лет эти правители лишь привыкли тратить деньги, а не строить настоящую экономическую базу для обеспеченной жизни, как, например, в Сингапуре. Конечно, такой подход обрекает население, приученное к относительно зажиточной жизни, на бедность и, главное, беспросветное существование. Ведь никто не может ответить на больной вопрос: сколько продлиться эта экономия? Негодование в народе, естественно, растёт. На волне этого недовольства к власти приходит коалиция радикальных левых – СИРИЗА, а её лидер Алексис Ципрас 26 января 2015 становится премьер-министром.
В чём же особенность сложившейся ситуации? Как минимум, новое правительство не хочет терять власть. Победа новых сил на выборах – следствие нежелания греческого народа медленно загибаться от унылой политики экономии, навязываемой ЕС. То есть, потакая Европе, победившая партия «сольёт» весь свой политический капитал. Кстати, ещё большее разочарование среди населения может привести к власти неофашистские силы, такие как «Золотая заря». За последние годы сторонников у неё сильно прибавилось. Выходит, просто продолжать навязанный ЕС режим экономии новая власть не может. Стало быть, для улучшения экономического самочувствия им нужно любыми способами снижать давление ЕС и оживлять хозяйственную систему страны. Для последней нужна какая-то новая экономическая парадигма. Что в этом случае можно придумать при удушающем долге, при репутации, отнюдь не располагающей к инвестициям, с населением, не готовым к трудовому подвигу? Вопрос, мягко говоря, очень сложный.
Вот, к примеру, в статье «Драма греческой беспечности» описана интересная ситуация: «Коммерческий флот Греции — крупнейший в мире, магнаты владеют 16% всего коммерческого флота на планете. На морскую торговлю приходится 7% ВВП и 192 тыс. рабочих мест. Однако по конституции 1967 года отрасль не платила налоги с выручки, полученной от международной торговли (только за тоннаж судов). Лишь в октябре 2013-го Союз греческих судовладельцев договорился с правительством о добровольном "кризисном" увеличении отчислений в бюджет. Однако в случае увеличения налогового бремени магнаты грозят сменить юрисдикцию на британскую или мальтийскую». По-моему, данное обстоятельство подсказывает, что кардинальные экономические преобразования имеют очень смутные перспективы.
В таком случае правительству остаётся направить основные усилия на снижение долгового бремени политико-дипломатическим способом. Премьер молодой, задорный, не из умеренных, вот и предпринимает различные политические манёвры: то пытается сблизиться с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, ярым защитником целостности ЕС и оппонентом А. Меркель, то отправляется в далёкую Гиперборею.
Поездка премьера Ципраса в Москву была, скорей, игровой: явная попытка получить политический, а в дальнейшем экономический профит из противоречий ЕС и РФ. Нет, конечно, экономический интерес присутствовал. Вопрос санкций, энергетическое сотрудничество, финансовая помощь. Но, судя по заключённым соглашениям, политический эффект оказался гораздо масштабней, взять хотя бы реакцию западной прессы. Не понимать этого Ципрас просто не мог. Учитывая масштаб экономических проблем Греции и наши возможности, серьёзной помощи они ждать от нас не могут. Для договорённостей в сфере энергетики можно было обойтись и министром. С нашей стороны отменять санкции из-за демонстративного приезда, с одной стороны, как-то политически грубо, с другой – уж слишком широкий жест в сторону человека, ничем не подтвердившего своё намерение стратегически сотрудничать с нами.
Каков в данной ситуации основной интерес ЕС? Конечно, минимизировать издержки от «сожительства» с Грецией. В первую очередь к этому стремится Германия, так как именно на прижимистых немцев ложится основное бремя от привычки греков жить на широкую ногу. Как это сделать? Есть два пути. Либо, оставив Грецию в Еврозоне, продолжать оказывать на неё всяческое воздействие, либо постараться найти наиболее выгодный способ избавиться от этой страны. В первом случае ЕС с горем пополам, но контролирует ситуацию. Обходится это недёшево, но есть возможность оказывать решающее влияние на ситуацию. Во втором – вначале, может быть, и станет легче, а вот потом неизвестно... Как отреагируют сама Европа? Что будет в самой Греции? Как этим попытаются воспользоваться различные конкуренты? Одни действия США чего могут стоить. Американцы наверняка хотят видеть Грецию в общем хоре восточноевропейских государств, в унисон поющих американский гимн. Но если появится возможность для удара по конкуренту доллара, то разве они устоят перед соблазном? Скорей всего, к такой неопределённости даже «скупые» немцы не готовы.
Принятие Греции в ЕС было решением политическим даже, скорее, геополитическим решением, так как по экономическим критериям она не подходила. В исключении Греции из Еврозоны, вероятно, тоже должен доминировать геополитический мотив. Пока же главная проблема Греции – экономика. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|