Дисконты стабилизации
На прошлой неделе украинская делегация в Нью-Йорке активно убеждала кредиторов в своей перспективности и доложила руководству МВФ о первых результатах переговоров с инвесторами. Хотя они пока оказались и не обнадеживающими.
Весенняя встреча Кристин Лагард и Натальи Яресько не могла не вызвать улыбки по поводу реструктуризации украинского внешнего долга // telegraf.com.ua
По итогам встречи министра финансов Натальи Яресько с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард в рамках т. н. «весенних встреч МВФ и Всемирного банка» было заявлено разве что о трех целях долговой операции Украины. Представители Кабмина заверили фонд в готовности выполнить все обязательства, чтобы обеспечить своевременное поступление от МВФ финансирования на $17 млрд. до 2018 г. включительно. Первый транш в размере $5 млрд. Украина получила в марте.
На переговорах с кредиторами украинская делегация, в состав которой, помимо Натальи Яресько, вошли правительственный уполномоченный по вопросам управления госдолгом Виталий Лисовенко и председатель правления «Укрэксимбанка» Александр Гриценко, преследует цели обеспечить долговую стойкость (соотношение государственного и гарантированного долга) не выше, чем 71% ВВП, до 2020-го, а также стабилизировать общегосударственные потребности на выплату долга в постпрограммный период после завершения программы расширенного кредитования МВФ, т. е. в 2019—2025 гг., на уровне 10% ВВП каждый год, не превышая максимума — 12% ВВП.
Обеспечение приемлемого соотношения госдолга к ВВП — необходимое условие дальнейшего привлечения внешнего финансирования. Иначе говоря, количества процентов, которые приходится платить за размещенные облигации. Кроме того, в некоторых уже выпущенных Украиной евробондах, в частности российских на $3 млрд., превышение отметки соотношения госдолга в 70% ВВП является достаточным условием для требования об их досрочном погашении.
Поэтому украинская делегация пытается убедить крупнейших инвесторов в необходимости отдалить окончательный расчет по долгам настолько, чтобы попасть в приемлемые рамки. Однако в нынешней ситуации простор для маневров не очень широкий. Необходимость переговоров о реструктуризации внешней задолженности — одно из условий программы финансирования МВФ. Не отчитавшись об этих результатах, Украина не получит следующий транш от фонда в размере $2,46 млрд. На него рассчитывают уже в начале лета. А безденежье вряд ли заставит правительство сильно упорствовать над условиями репрофилирования долга.
19 апреля в Нью-Йорке представители украинской делегации признали, что группа кредиторов ознакомила их со своими принципами, по которым должна проходить реструктуризация, но с частью из них не согласились. В свою очередь некоторые предложения по репрофилированию долга украинской стороны сочли неприемлемыми внешние инвесторы. Эксперты считают, что таким предложением могла стать возможность списания примерно трети внешнего долга, которая была отвергнута крупнейшими держателями украинских ценных бумаг.
А судьи кто?
Подготовка к переговорам о реструктуризации долга ведется с конца февраля, когда Кабмин обязал Наталью Яресько подписать договор о назначении финансовым советником для ведения переговоров с инвесторами французское подразделение американской Lazard Group — Lazard Frеres SAS. По условиям соглашения, при удачном ведении переговоров европейские консультанты могут получить от украинского правительства вознаграждение до $20 млн.
После этого с привлечением американской инвестиционной и консалтинговой группы Blackstone, а также адвокатской компании Weil Gotshal был сформирован специальный комитет кредиторов. В него вошли пять крупнейших кредиторов, в совокупности владеющих украинскими долгами на $10 млрд.
Согласно ранее озвученной информации, в последние годы наиболее активно скупкой украинских ценных бумаг на вторичном рынке занимался американский инвестфонд Franklin Templeton Investments (FTI). По данным Bloomberg, по состоянию на начало 2015 г. общая стоимость украинских бумаг в портфеле Franklin Templeton достигала $7,6 млрд. На тот момент — 43% госдолга Украины.
FTI, получивший название в честь одного из отцов-основателей США Бенджамина Франклина и предпринимателя Джона Маркса Темплтона, которого считают одним из самых великих «собирателей акций» XX в., является одной из крупнейших в мире групп по управлению активами с общим портфелем порядка $845 млрд. (по состоянию на четвертый квартал 2013 г.). Свои сбережения фондам FTI доверили около 25 млн. частных и институциональных вкладчиков.
С 1988 г. FTI принадлежит компании L.F. Rothschild Fund Management Company. Таким образом, судьба украинских долгов в Нью-Йорке сейчас зависит от благосклонности одного из влиятельнейших на планете кланов — потомков Луи фон Ротшильда.
В последние десятилетия представители известного банкирского дома хотя и прославились филантропической деятельностью и анонимной передачей крупнейшим музеям принадлежащих им художественных ценностей, вряд ли питают подобные сантименты к Украине. Гораздо больше в процессе реструктуризации долга менеджеров FTI будет интересовать возможность приобретения контроля над деятельностью крупнейших промышленных и аграрных активов в нашей стране. Но, как правило, такие договоренности остаются за кулисами переговоров. Широкой общественности о них не сообщают. А скупить подешевевшие активы можно и после дефолта.
Помимо гособлигаций, правительство намерено реструктуризировать ценные бумаги и кредиты ряда госпредприятий и учреждений, таких как ГП «Фининпро» («Финансирование инфраструктурных проектов»), «Укрзалізниця», Госагентство автомобильных дорог «Укравтодор», КБ «Южное», ГП Министерства здравоохранения «Укрмедпостач», «Ощадбанк», «Укрэксимбанк», а также кредиты, взятые под гарантии Кабмина Киевсоветом.
В частности, «Укрэксимбанк» уже предлагает инвесторам рассмотреть вопрос о переносе на 10 лет выплат по еврооблигациям на общую сумму $750 млн., обещая единоразовую премию за согласие в размере $31,4 млн. и проценты все оставшееся время из расчета 8,375% годовых. Судя по всему, такие же предложения поступят и от других государственных заемщиков.
Ранее премьер-министр Арсений Яценюк оценил долги, подлежащие репрофилированию, в $23 млрд., заявив, что внешняя задолженность является непомерной нагрузкой для бюджета. По оценке премьера, из них $11 млрд. необходимо погасить уже в нынешнем году. Но наверняка к этой сумме властям придется добавить и $3 млрд. облигаций, выпущенных Минфином при Януковиче и купленных Россией. Сейчас руководство РФ настаивает на их досрочном погашении до 31 декабря 2015 г., а украинские власти говорят, что ведут диалог о реструктуризации и этого долга.
По состоянию на 31 декабря 2014 г. общий государственный и гарантированный долг в Минфине оценили почти в $70 млрд. при существовавшем тогда курсе 15,77 грн./$. К тому моменту долги Украины в гривневом эквиваленте перевалили за 1,1 трлн. грн. К внешней части этого долга были отнесены $38,8 млрд. Но в последние годы власти практиковали выпуск в американской валюте не только внешних, но и внутренних облигаций. Поэтому реально валютных долгов значительно больше. Из них порядка $8 млрд. — гарантированные и квазисуверенные долги, выпущенные различными госпредприятиями, ответственность за которые несет государство.
Кредиты на проедание
Статистика показывает, что вплоть до прошлого года украинские власти не очень увлекались внешними заимствованиями. Исключение — 2008—2009 гг., когда за два года госдолг подрос в 1,5 раза в гривневом эквиваленте. Но это как раз и объясняется девальвацией гривни. В 2010—2013 гг., когда гривня была стабильной, госдолг рос вполне умеренно, в среднем на 10—20%. Хотя в те годы в стране велась подготовка к чемпионату Европы по футболу 2012 г., строились стадионы, дороги и прочие объекты инфраструктуры.
С помощью внешних кредитов традиционно финансировались международные космические проекты, в том числе Sea Launch («Морской старт») и AlcantaraCycloneSpace в Бразилии.
Столичные власти за последнее десятилетие как минимум трижды выходили на международные рынки капитала, заняв в общей сложности $750 млн. Привлеченные деньги использовались для строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода, линий метро и скоростного трамвая, реконструкции аэропорта «Жуляны», сетей канализации, линии сортировки бытовых отходов и т. д. Но эффективность использования этих средств оставляла желать лучшего. А $200 млн. из последних $300 млн., взятых в долг в 2011 г., были потрачены на погашение долга 2004-го. Таким образом, Киевсовет остался должен внешним инвесторам $550 млн.
Эффективность использования заемных средств — отдельный разговор. Еще пару лет назад внешние инвестиции целевым образом шли на развитие производства внутри страны или финансирование критического импорта. В минувшем году, по данным Минфина, госдолг увеличился в два раза. Однако львиную часть международных кредитов и финансовой помощи было потрачено не на новые проекты, а на выплату прежних задолженностей, пополнение бюджета для обеспечения социальных выплат и на стабилизацию валютного курса. При этом за год с небольшим гривня подешевела почти в 3 раза, без особой надежды на ревальвацию, а ВВП в 2014 г. сократился на 6,8%. Все это говорит лишь о том, что кредитная петля затягивается, а реальные шаги для выхода из тупика не сделаны.
В мае чиновники продолжат переговоры с иностранными кредиторами. К концу следующего месяца ожидается приезд очередной миссии МВФ. К тому времени надо договориться с инвесторами о реструктуризации долга. Без этого следующий транш — $2,46 млрд. — от фонда страна не получит, а вместе с ним и еще как минимум один, на $1,67 млрд., до конца года.
Как предполагается, в этой ситуации власти пойдут на любые условия внешних заемщиков вплоть до приватизации госмонополий. Без обещанных внешних вливаний гривню ожидает еще большая девальвация со всеми вытекающими социальными последствиями, а государство не сможет обеспечить корпоративный сектор валютой для расчета по собственным обязательствам. Долги украинских частных компаний в несколько раз превышают задолженность госсектора. Поэтому пессимистический сценарий предполагает неплатежеспособность некоторых крупнейших бизнесменов страны и дефолты принадлежащих им компаний.
Имеет ли в этой ситуации Россия золотую карту в виде $3 млрд. украинского долга, и сможет ли эффективно влиять на ситуацию в нашей стране? Едва ли. Однако ключевым условием для экономической стабилизации, как не раз уже высказывалось, является установление хотя бы относительного мира на Донбассе и постепенное восстановление экспорта украинских товаров в РФ. Тогда можно говорить и о реструктуризации российского долга. Однако логика последних событий в Украине подсказывает, что рассчитывать на потепление не стоит, а беспримерные героические усилия правительства не удержат Украину от проблем с кредиторами. Вопрос лишь в масштабе и глубине дальнейшего падения.