США и Саудовская Аравия: совпадение интересов или нефтяная война против России?
Кому выгодна цена нефти в 80 долларов за баррель? Не заключили ли Саудовская Аравия и США союз против России? Сколько лет Россия при её сырьевой экономике способна выдерживать падение нефтяных цен? А какое падение цен выдержат американские сланцедобытчики? И что тем временем делает Иран?
В начале материала приведём два мнения, которые в некотором смысле можно отнести к противоположным.
Экономист, бывший ректор Российской экономической школы, а ныне публицист и профессор экономики в «Sciences Po» (Париж) Сергей Гуриев на днях высказался на страницах «Financial Times».
По его мнению, российская экономика сильно зависит от нефти, однако накопленные резервы и плавающей рубль смягчат шок. Россия сможет выдержать цену в 90 и даже в 80 долларов до за баррель в течение двух лет. Правда, в долгосрочной перспективе низкие цены на нефть вкупе с западными санкциями могут породить «реальную проблему для режима Владимира Путина».
За последние три месяца, отмечает экономист, цены на нефть упали на 25 процентов, что стало шоком для российского правительства. Трёхлетний проект бюджета (2015-2017 гг.) верстался исходя из цены в 100 долл. за баррель и роста среднегодового ВВП на 2,6%. Причём ещё до падения мировых цен на нефть правительство предполагало сократить размер Резервного фонда с 5% ВВП до 3% ВВП, чтобы возместить дефицит, ожидающийся во все три года (2015-2017).
Продажа нефти и газа даёт около половины государственных доходов России. Падение цены со 100 до 80 долларов за баррель приведёт к дефициту около 2% ВВП, отмечает Гуриев. Это не стало бы большой проблемой, сумей Россия занять средства на международных рынках. Российские государственные банки и компании рефинансировали бы внешний долг.
Однако имеются санкции Запада, осложняющие ситуацию.
И всё-таки Россия не останется без денег: Центральный банк перешёл к плавающему курсу, что приведёт к ослаблению рубля. Последнее поможет и экономике, и бюджету правительства пережить шок.
При всём том «реальная проблема Путина» решена не будет, пишет экономист. Экономика погрузится в стагнацию. Реальные доходы, скорее всего, снизятся. Отток капитала приведёт к снижению инвестиций и, следовательно, к более низким темпам роста в ближайшие годы. Ослабление рубля подорвёт покупательную способность российских потребителей в реальном выражении. Сергей Гуриев напоминает, что Россия — нетто-импортёр продовольствия и товаров народного потребления, и это значит, что при отсутствии существенного импортозамещения цены пойдут вверх.
Итог: если цены на нефть сохранятся в диапазоне 80-90 долл. за баррель, правительству придётся «задобрить электорат, страдающий от снижения уровня жизни».
«Опыт последних месяцев даёт нам хорошее представление о том, как поступит г-н Путин: он убедит общественность, что она находится в осаждённой крепости и ей следует сплотиться под одним флагом, несмотря ни на что». Для достижения такой цели Кремлю придётся «нарастить пропаганду», пишет Гуриев, и «вывести политические репрессии на новый уровень». Экономист намекает также на «ещё более непредсказуемые варианты внешней политики» Москвы.
Другой прогноз пришёл из российского Минфина.
Как передаёт ТАСС, в Минфине РФ полагают, что цена на нефть в ближайшей перспективе не превысит 100 долл. за баррель.
Об этом в интервью «РБК-ТВ» сказал директор департамента долгосрочного стратегического планирования министерства Максим Орешкин.
«В целом снижение цены на нефть, оно структурное. В последние десять лет резко выросли инвестиции в нефтедобычу, — отметил он. — Рынок сейчас перекосился в пользу избыточного предложения. И поэтому снижение цен неизбежно, оно будет носить структурный характер. Вряд ли мы увидим цены выше 100 долл. за баррель в ближайшее время».
Представитель Минфина заверил журналистов, что российский бюджет устойчив к низким ценам на нефть.
А вот ещё одна любопытная деталь: Саудовской Аравии в течение нескольких лет будет выгодно поддерживать нефтяные цены на уровне 80 долларов за баррель, считает эксперт. «Это уменьшит объём инвестиций в новые проекты», — уточнил он.
Кроме того, Орешкин сказал, что снижение добычи сланцевой нефти в США ожидается уже в ближайшие шесть месяцев и что объёмы бурения скважин в сланцах начнут падать: «Сланцевая нефть имеет такую особенность, что после бурения скважина теряет в течение первого года порядка 50% объёма дебита. То есть добыча резко уменьшается. Чтобы поддерживать объём добычи или его наращивать, нужно постоянно бурить. А бурить будут только в том случае, если ценовые условия на рынке будут достаточными, чтобы обеспечить рентабельность проекта. Как раз цена 80 долл. за баррель — это та цена, когда некоторые проекты становятся нерентабельными, объёмы бурения будут снижаться».
А вот третье мнение, взятое из американского источника.
Как предполагает в «Нью-Йорк Таймс» обозреватель Томас Фридман (Thomas L. Friedman), возможен нефтяной сговор Соединённых Штатов и Саудовской Аравии против России и Ирана, хотя наверняка сказать этого и нельзя. Вполне может быть, что у Вашингтона и Эр-Рияда просто совпали интересы. Ведь раньше американцы и саудовцы уже делали подобное: их стараниями последние руководители Советского Союза обанкротились, когда цена на нефть снизилась до уровня ниже того, при котором Москва могла бы финансировать свой бюджет.
Падение цен колумнист называет результатом снижения темпов экономического развития в Европе и Китае, сланцевой добычи нефти в США, в итоге которой США стали одним из крупнейших в мире производителей нефти, а также отказа Саудовской Аравии снизить добычу ради сохранения высоких цен на нефть. Всё это ведёт к трудностям для России и Ирана — и как раз в то время, когда садовцы и американцы заинтересованы в ведении чужими руками войны в Сирии. Это бизнес, говорит обозреватель.
Однако ни Москва, ни Тегеран завтра не рухнут. К тому же, отмечает аналитик, если цены на нефть упадут ниже 70 долларов за баррель, в США упадёт добыча в сланцах, и цены могут взлететь.
И тем не менее, понижение цены сегодня служит американским и саудовским стратегическим интересам и вредит России и Ирану. Доходы от экспорта нефти, напоминает обозреватель, составляют около 60% государственных доходов Ирана и более половины госдоходов у России.
В заключение — самое интересное. Нефть подорожала!
Как сообщил 20 октября «Интерфакс» со ссылкой на «Bloomberg», нефть подорожала. Скачок цены вызвала новость о том, что Иран пытается принять меры для предотвращения дальнейшего падения цен. Цитата из «Интерфакса»:
«Декабрьские фьючерсы на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 8:48 мск в понедельник выросли в цене на $0,07 (0,08%) — до $86,23 за баррель. К закрытию рынка в пятницу цена фьючерсов поднялась на $0,16 (0,18%) и составила $90,21 за баррель.
Цена фьючерса на нефть WTI на ноябрь на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) поднялась к 8:49 мск на $0,4 (0,48%) — до $83,15 за баррель. По итогам предыдущей сессии контракт подорожал на $0,05 (0,06%), до $82,75 за баррель».
Подробностей относительно того, что задумал Иран, нет. Указывается только, что президент Хасан Роухани велел Министерству нефти Ирана использовать «дипломатические инструменты» для предотвращения падения цен. Об этом сообщило иранское агентство «Mehr».
Ранее некоторые аналитики, добавим к этому, выказывались даже насчёт того, что Иран чуть ли не сговорился с саудовцами и играет на пару с ними против России — по указке США. Аргументом в пользу подобной точки зрения служило снижение цен на нефть по ноябрьским азиатским контрактам Ирана на 1 доллар.
Между тем маловероятно, чтобы американцы и саудовцы затеяли бы такую войну. Во-первых, против России есть санкции, которые сами по себе уже довольно серьёзный инструмент воздействия в долгосрочной перспективе. Во-вторых, ценовая война американской администрации сейчас не нужна и даже вредна, поскольку Обама, при всей его недальновидности, вряд ли запланировал искусственным путём свернуть сланцевую добычу в США и сделать так, чтобы нефтекомпании выкинули рабочих на улицы. В-третьих, саудовцам самим нужны деньги, в том числе и на вооружение тех бородатых ваххабитов, что воюют против Асада в Сирии. Как представляется, правы те экономисты, что сомневаются в длительном снижении цен на нефть.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|