Обрушивая цены на «черное золото», США бьют по России, но играют на руку Китаю?
Китай стремительно наращивает объемы экспорта. В сентябре этот показатель относительно прошлогодних данных вырос на 15,3%. Это максимальный темп с февраля нынешнего года, – сообщает агентство Bloomberg. Легко заметить, что пик китайского экспорта пришелся на пик падения цен на нефть. Такое совпадение заслуживает небольшого анализа.
Как заявил бывший глава Минфина Алексей Кудрин, нынешнее падение нефтяных цен – результат сговора США с основными экспортерами. Действительно, текущий уровень цен во многом зависит от объема производства странами ОПЕК. Аналитики ожидали, что объединение уменьшит квоты на добычу, чтобы поддержать цены на прежнем уровне. Однако на последнем заседании ОПЕК такое решение не было принято, а следующее заседание состоится только в конце ноября.
Понятно, почему Штаты активно обваливают нефтяные цены – это ощутимо бьет по России. Аналитики американского Bank of America Merrill Lynch еще в начале сентября, в Еженедельном энергетическом исследовании, прямо указали: «внутриэкономические сложности из-за отсутствия поступлений в казну» заставят Москву «пойти на деэскалацию кризиса на Украине». Как следует из документа, чтобы «прогнуть» российское руководство, достаточно опустить цену на «черное золото» до 85 долларов за баррель.
Снижение мировых котировок нефти на каждый доллар означает для России потерю 2,1 млрд долларов выручки в год. Бюджет нашей страны безубыточен только при ценах выше 105 долларов за баррель. При сохранении же нынешнего уровня котировок в нем образуется дыра, равная 1,5% ВВП.
Bank of America Merrill Lynch в своем анализе ссылается на прецедент середины 1980-х – начала 1990-х годов, когда сотрудничество Вашингтона и Эр-Рияда привело к снижению цен на нефть. Это повлекло за собой падение экспортной выручки Советского Союза и спровоцировало кризис, который закончился распадом СССР.
Но, похоже, в нынешнем плане США обнаружился изъян. Атакуя Москву на нефтяном «фронте», Вашингтон столкнулся с дилеммой. Опуская цены на нефть, американцы собственными руками усиливают Пекин – своего стратегического противника №1. Дешевая нефть, по сути, является катализатором роста экономики КНР, а это явно противоречит интересам США.
Как Штаты будут выходить из этого положения, и что оно означает для России?
– Китаю действительно выгодно закупать дешевую нефть, однако в текущей ситуации он не может увеличить импорт углеводородов, – считает
директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. – Дело в том, что нефть и газ китайцы покупают по фьючерсным контрактам (фьючерс – обязательство купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной на момент подписания договора - прим. Интерполит.ру). То, что нефть подешевеет, на момент заключения контрактов никто не предполагал. В результате, сейчас КНР закупает «черное золото» у той же России по цене выше текущей (спотовой). Именно это обстоятельство позволяет США не беспокоиться на счет того, что Китай скупит дешевеющую нефть в крупных объемах.
Да, американцы сейчас ловко управляют нефтяными ценами. Но делается это, на мой взгляд, с целью не просто ослабить Россию, а ослабить связку Россия-Китай.
КНР из-за действий США стало невыгодно покупать у России углеводороды по завышенным ценам (хотя по контрактам Китай обязан это делать), а у России возникли проблемы с наполнением бюджета. И то, и другое – на руку Вашингтону.
— Получается, Вашингтону удался его план?
– Безусловно, ослабление связки Москва-Пекин имеет место, и свидетельствует о частичном успехе Вашингтона. Но это если говорить о текущем моменте. Если же речь идет о долгосрочной перспективе, Китай и Россия, скорее всего, нейтрализуют действия американцев.
Напомню: Москва и Пекин в расчетах за нефть и газ собираются перейти на национальные валюты. Под этот проект создается банк развития БРИКС, обсуждается создание банка ШОС. По сути, речь идет о создании финансовой системы, которая будет альтернативной для системы долларовой.
Если этот проект будет реализован, он ощутимо ударит по позициям американской валюты. Это будет достойным ответом США со стороны Китая и России.
Москва и Пекин, кроме того, начинают договариваться о совместных разработках нефти и газа. Тем самым стороны уменьшают себестоимость добычи углеводородов, и ломают игру Вашингтона.
Думаю, в США это тоже понимают, но тактически стараются выиграть время, чтобы посмотреть, как конкретно будет развиваться ситуация.
— Кого, с точки зрения США, следует подавить первым делом – Китай или Россию?
– Я считаю, Китай. Сегодня Россия не является реальным геополитическим и экономическим соперником США, если рассматривать нашу страну в одиночку. А Китай – единственная страна, которая способна соперничать с Америкой по масштабам влияния на мир. Не случайно Пекин активно вторгается в традиционные сферы интересов США – например, в Африку и Латинскую Америку, а также поддерживает ряд правительств в Центральной Азии.
Однако в экспансии Китая есть момент, который следует учитывать. В одиночку, без России, КНР воспринимается в мире исключительно как агрессивный азиатский лидер. Китаю это ни к чему, и выход он видит в том, чтобы действовать в связке с Россией. Москве в ней отводится роль представителя неазиатского сообщества, который бы поддерживал китайскую политику на мировой арене.
Вашингтон сейчас прилагает все усилия, чтобы эта связка не стала прочной. Для этого он активизирует политику сдерживания Пекина, и создает ряд конфликтных ситуаций вокруг и внутри Китая. Яркий пример тому – «революция зонтиков» в Гонконге. США, кроме того, пытаются вбить клин непосредственно в российско-китайские отношения – в частности, обещают Пекину преференции, если он откажется от поставок в Россию ряда товаров и технологий.
— Что в этой ситуации должна делать Россия?
– Всемерно укреплять связи с Китаем. Даже если для этого нам придется кое-чем поступиться – например, разрешить китайцам вести нефтедобычу на территории РФ. Надо понимать: нам как воздух необходимы прочные отношения с Пекином на ближайшие 30-40 лет. Это срок, за который мы сможем восстановить и модернизировать российскую экономику…
– Рост китайского экспорта объясним: сейчас в Китае сосредоточена основная доля мирового промышленного производства, и дешевая нефть в этой ситуации – настоящий подарок для Пекина, – отмечает
директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Однако в США в последнее время активно начала развиваться нефтегазовая промышленность. Для американской экономики, более 50% которой приходится на сектор услуг, это стало глотком воздуха – «нефтянка» позволила создать значительное количество рабочих мест. При этом себестоимость добычи сланцевой нефти в Америке – около 70-80 долларов за баррель. Если американцы резко снизят цены на углеводороды, то загубят, в первую очередь, собственную нефтегазовую отрасль. Пойти на такой шаг Вашингтон не может.
Напомню, в середине 1980-х Саудовская Аравия, под давлением определенных кругов США, нарастила объемы нефтедобычи и обрушила нефтяные цены. Однако это не было согласованной позицией американской администрации, и делалось втайне от тогдашнего вице-президента США Джорджа Буша-старшего – главного лоббиста американских нефтяников. Едва цены упали, и американские нефтедобывающие компании начали банкротиться, Буш-старший собрал делегацию сторонников, и поехал в Саудовскую Аравию добиваться снижения добычи. В результате, цены на нефть снова поползли вверх.
Нечто похожее, на мой взгляд, происходит и сегодня. В Америке есть ряд политиков, которые заинтересованы в падении нефтяных цен, чтобы ударить по России. Но, с другой стороны, есть и лоббисты нефтегазовой отрасли, которые заинтересованы в обратном.
Какая точка зрения победит в Вашингтоне, однозначно сказать сложно. В моем представлении, США решат проблему за счет развязывания большой войны на Ближнем Востоке. В результате, цены на нефть подрастут, влияние Китая в регионе уменьшится, а поставки ближневосточной нефти в Поднебесную сократятся.
Можно сказать, сейчас Штаты активно давят на Россию, но в будущем планируют серьезно надавить на Китай, физически ограничив импорт нефти в Поднебесную. Все же именно Пекин, а не Москва, является главным экономически соперником Вашингтона…
– Я не вижу прямой зависимости между обвалом цен на нефть и ростом китайского экспорта, – отмечает
доцент отделения востоковедения Высшей школы экономики Михаил Карпов. – На мой взгляд, на нынешнее понижение нефтяных цен работает много фундаментальных факторов. Возможно, присутствует и элемент американского влияния, но он ситуацию не определяет.
Действительно, низкие цены на нефть выгодны Китаю, но подъема китайской экономики они не гарантируют. Экономика Поднебесной зависит, прежде всего, от механизма государственных инвестиций. А сейчас Пекин, наоборот, сдерживает этот рост, иначе растет инфляция и увеличивается экономический дисбаланс. По сути, Китай попал в ловушку: с одной стороны, низкие инвестиции и низкая инфляция, с другой – высокая инфляция и высокие темпы роста. И низкие цены на нефть Пекин в этой ситуации не спасают…