Аналитики Deutsche Bank бьют тревогу. Впервые с 2012 года немецкая экономика сократилась во втором квартале текущего года на 0,2%. Это вынуждает пересмотреть планы на второе полугодие. Ранее предполагалось, что экономический рост в стране достигнет по итогам 2014 года 1,9% валового внутреннего продукта.
Не далее как в прошлом году многим в Европе показалось, что Германии удалось-таки вывести европейскую экономику из рецессии. По данным за первый квартал текущего года, рост экономики ФРГ составил 0,7%. Однако обострение ситуации вокруг Украины и слепое следование Евросоюза антироссийскому курсу Вашингтона сорвали все прежние оптимистичные прогнозы. Как указывает The Wall Street Journal, восстановление еврозоны оказалось слишком хрупким, чтобы выдержать внешние потрясения и геополитическую напряженность. Экономика Франции стагнирует, Италия – вновь в состоянии рецессии. По мнению аналитика компании ING Питера Ван ден Хуте, геополитический фактор подрывает деловой климат в еврозоне.
Предприниматели крайне болезненно воспринимают политические шаги Вашингтона и Брюсселя, чреватые потерей очень крупного и динамично развивающегося российского рынка. Однако сразу признать свои ошибки и оперативно развернуть курс в Брюсселе не могут: сильна инерция мышления, держат тиски евроатлантической солидарности. Пока что руководство ЕС прощупывает почву в отношениях с Россией; отчасти эта задача была возложена на президента Финляндии Саули Ниинистё, прибывшего 15 августа в Сочи на встречу с Владимиром Путиным. Данные переговоры можно рассматривать в качестве осторожной попытки ЕС ослабить напряженность в отношениях с Москвой. «Мы связывались с нашими западными партнерами, и они с пониманием отнеслись к этой встрече. Надеюсь, мы сможем начать открытую и честную дискуссию» - так охарактеризовал цель своего визита в Россию сам президент Финляндии.
Для Финляндии сохранение тесного взаимодействия с Россией является без преувеличения вопросом экономического выживания. В структуре экономических связей Евросоюза с Россией Финляндии принадлежит особое место. На Россию приходится 10% внешнеторгового оборота этой страны. По данным национальной Федерации пищевой промышленности, в Россию идет около 25% финского экспорта продовольствия. Большую часть составляют переработанные продукты, две трети - молочная продукция. Российские санкции могут стоить Финляндии около 400 млн евро.
Исторически сложившаяся структура взаимоотношений привязывает финскую экономику к российской теснее, чем кого-либо ещё в ЕС. Согласно подсчетам Торговой палаты Финляндии, от российских санкций на ввоз продовольственных товаров пострадает почти каждая вторая финская фирма – 47%.
Ещё более серьезной угрозой для финской экономики может стать планируемое Западом распространение «санкционной войны» на сферу энергетики. Россия занимает первое место в финском импорте и второе - в экспорте товаров. Доля топлива и энергоносителей в структуре российского экспорта в Финляндию превышает 80%. В настоящий момент около 70% энергии, которую потребляет Финляндия, приходится на поставки из России. Из России Финляндия импортирует практически весь объем каменного угля, сырой нефти и природного газа. «Россия остается первым по объему торгово-экономических связей экономическим партнером» Финляндии, - подчеркнул на встрече со своим финским коллегой президент России Владимир Путин.
Неудивительно, что премьер-министр Финляндии Александер Стубб стал первым среди лидеров ЕС, кто открыто заявил, что обострение отношений с Россией грозит «экономическим кризисом версии 2.0». И, похоже, он ничуть не преувеличил. Последние два года финская экономика неуклонно сокращалась. По данным местных экспертов, вследствие кризисных явлений в национальной электронике и бумажной отрасли. На текущий год Министерство финансов Финляндии сделало крайне осторожный прогноз – рост в 0,2% от ВВП. Однако если кризис распространится на сельскохозяйственную и топливно-энергетическую сферы, финская экономика не только не вырастет, но попросту рухнет.
Наглядным свидетельством паники, охватившей финнов, стало драматическое развитие событий вокруг компании Valio, являющейся одним из самых узнаваемых экспортных символов Финляндии. Ее руководство уже объявило об остановке всех линий по производству продукции для продажи в России. По свидетельству главы Valio Пекку Лааксонена, введение эмбарго на ввоз продовольствия из Евросоюза в Россию стало для компании «очень тяжелым ударом». Ведь почти 90% продаж Valio в России - это импорт из Финляндии.
Сотрудничество компании с Москвой имеет славное историческое прошлое. Еще в далеком 1908 году, спустя три года после основания Valio (Финляндия входила тогда в состав Российской империи), компания начала поставки масла русским потребителям. Продукт пришелся по вкусу императору Николаю II, и вскоре компания получила почетное звание «Поставщик двора его Императорского Величества», а в 1914 году открыла собственную контору в Санкт-Петербурге. Во времена холодной войны Valio являлась единственным поставщиком молочных продуктов в Советский Союз из стран, не входивших в СЭВ. В 1980 году именно эта финская компания стала официальным и единственным поставщиком молочных продуктов на Олимпийские игры в Москве.
И вплоть до последних недель половина экспорта Valio шла в Россию. Однако то, что не смогли уничтожить политические бури Первой и Второй мировых войн, а также холодная война, могут ликвидировать нынешние «геостратеги» в Брюсселе, чье понимание истории и современного состояния торгово-экономических отношений скатывается на уровень ковбоев дикого американского Запада.
Руководство Евросоюза дало понять, что не планирует возмещать финской стороне никаких убытков. Стране предсказывают политические потрясения. Как отмечает лондонская The Financial Times, введенные Евросоюзом санкции против РФ и ответные действия Москвы нанесли такой удар по экономике Финляндии, что появились сомнения в способности её нынешнего правительства устоять до предстоящих в апреле 2015 года всеобщих выборов. «Для того чтобы выйти на уровень ВВП, который существовал на 2008 год, стране потребуется 10 лет. Нас ожидает повторная рецессия», – предупреждает финский экономист Паси Сорьонен. The Financial Times цитирует премьера Стубба, который признает, что нынешняя ситуация в стране напоминает ту, которая существовала в 1990-е годы, когда Финляндия находилась в глубоком финансовом кризисе. А бывший депутат парламента Финляндии историк Юкки Таркка считает, что уже «нынешней осенью возможны неожиданные всеобщие выборы».
Впрочем, возникшие неурядицы касаются не только Финляндии. Как подчёркивает в специальном докладе группа экономистов из Дании, для Евросоюза «эскалация торговой войны невыносима».