Война на Донбассе, которую Киев развязал после государственного переворота, поддержанного Соединёнными Штатами и Евросоюзом, последовательно используется Западом для демонизации России, для политического, экономического и информационного давления на неё.
Инициатором и главной движущей силой введения санкций против России выступают США, требующие от своих союзников и сателлитов в Европе всё новых запретительных мер в отношении российских чиновников, журналистов, финансовых учреждений и промышленных предприятий. Одновременно предпринимаются шаги по дестабилизации внутриполитической ситуации в РФ, маскируемые лозунгами о развитии гражданского общества, защите прав и свобод граждан, борьбе с коррупцией. 1 мая 2014 года на рассмотрение конгресса США был внесён проект закона «Акт о предотвращении российской агрессии - 2014 года» (1). По сути, это план борьбы с Россией, в том числе и путём проведения подрывной деятельности. Причём часть этих мероприятий планируется осуществить руками и за деньги европейцев.
Первые меры экономического давления Запада на Россию оказались не просто неэффективными, но и достигли прямо противоположного эффекта. Основной удар пришёлся по примкнувшим к Штатам европейским странам.Так, Латвия, присоединившаяся к санкциям, фиксирует снижение товарооборота с Россией на 18% и прогнозирует падение из-за них ВВП по итогам года на 10%. Из-за закрытия сети автозаправок в Крыму существенные потери несёт голландско-британская нефтяная компания «Шелл». Огромные убытки прогнозирует от закрытия сети ресторанов американский «Макдоналдс».
В России уже началось обсуждение вопроса о возможных ответных санкциях. Пока Европа не почувствует, что ущерб, который она понесёт от ответных санкций, превосходит сомнительный выигрыш от движения европейцев в русле политики США, нормализовать возникшую ситуацию вряд ли удастся. Ответ на начатую экономическую войну против России может быть, конечно, и асимметричным, не вредящим российской экономике. Существует ли такая возможность? Разумеется! Анализ дискуссий в социальных сетях указывает на некоторые из таких нетривиальных решений…
Одно из наиболее простых – замена западных фирм, присоединившихся к антироссийской кампании, их восточными конкурентами. Например, ту же самую сеть «Макдоналдс» быстро и, самое главное, охотно заменят аналогичные восточные сети - японские, китайские, тайские. Популярная у русских восточная еда быстро найдёт своего потребителя, а её влияние на здоровье просто не сравнимо с тем вредом, который наносят человеческому организму пресловутые гамбургеры. Такую же замену партнёров логично произвести и в случаях с другими американскими и европейскими фирмами, присоединившимися к санкциям против России.
В качестве оригинальных «асимметричных мер второго порядка» завсегдатаи социальных сетей предлагают использовать финансирование Соединёнными Штатами и их союзниками денег, выделяемых на подрывную деятельность против России. Так, организации и физические лица, получающие финансирование и гранты из-за рубежа на «развитие демократии», «формирование гражданского общества», «совершенствование избирательной системы», «развитие свободы слова», «правозащитную деятельность» и тому подобное, должны не только отчитываться за свою деятельность как иностранные агенты, но и отчислять в российский бюджет 50% полученных от спонсоров денег. Такие отчисления станут дополнительным источником финансирования пророссийских организаций за рубежом и поддержки соотечественников. Это справедливо: если кому-то позволено финансировать антироссийскую деятельность, пусть ему будет позволено финансировать и деятельность в защиту интересов России.
Однако наиболее чувствительным для любителей экономического давления на Россию стал бы «асимметричный ответ третьего порядка».
С введением в российское законодательство понятия «государство-агрессор», применяемого к странам, вводящим односторонние санкции против РФ, откроется обширное поле для ответных шагов. Например, приостановка действия ряда международных соглашений в рамках ВТО. Наиболее чувствительным для США, Европы и ряда их промышленно развитых союзников станет приостановка в отношении государств-агрессоров действия Соглашения об авторском праве (TRIPS). При этом Россия официально не выходит из данного соглашения, полностью соблюдая его положения в отношении стран, не участвующих в санкциях. Кроме того, приостановка может быть не полной, а касаться отдельных секторов Соглашения, затрагивающего сферу не только информационного контента, авторских прав на музыкальные и художественные произведения, но и технологий, программных продуктов и фармацевтических изделий.
Любой человек, знакомый с темой переговоров внутри ВТО знает, насколько болезненными являются вопросы авторских прав для США и Евросоюза. Например, жесточайшая борьба западных фармацевтических компаний против выпуска аналогов запатентованных ими лекарств ежегодно приводит к потерям миллионов человеческих жизней в странах, где население не может себе позволить покупку «фирменных» лекарств, поскольку фармацевтам в их государствах запрещено производить более дешёвые препараты. Фармацевтические гиганты согласились снять ограничение лишь на 10 видов лекарств от наиболее опасных болезней – и только для официально утверждённых пяти беднейших стран мира. Не меньшая война идёт и в области программного обеспечения, лидером в производстве которого является самое непримиримое государство-агрессор - США.
Повторяем: секторальная приостановка действия TRIPS против государств-агрессоров явилась бы наиболее чувствительным ответом России на экономические санкции Запада. Экономические же выгоды от неё существенно превысят последствия вводимых против РФ западных санкций.
Разумеется, это далеко не исчерпывающий перечень возможных асимметричных ответов России. Мы отметили здесь лишь те, которые являются, на наш взгляд, наиболее действенными и оказывают наименьшее негативное влияние на российскую экономику. Искренне надеемся, что санкционное безумие США и их союзников прекратится, так и не дойдя до стадии, когда России придётся прибегнуть к указанным выше мерам.
1. https://beta.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2277/text