Промышленность Донецкой и Луганской областей переживает кризис, который в той или ной степени коснется каждого украинца. Одна из причин, которая лежит на поверхности, — безусловно, военно-политический конфликт, развернувшийся в регионе. Рецессия в экономике Донбасса началась еще в 2013г., вместе с ухудшением экспортных рынков, в первую очередь, российского. Уже тогда были приостановлены многие переговоры, начали срываться сделки, так и не был подготовлен годовой портфель заказов предприятий области. Чувствительными к последним событиям оказались как операционная деятельность предприятий, так и количество вкладываемых инвестиций. Ожидать восстановления не стоит как минимум до тех пор, пока не перестанут взрываться снаряды и летать пули.
Падение по всем фронтам
За январь—май 2014 г. по сравнению с январем—маем предыдущего промышленное производство Донецкой области сократилось на 12,1%. Июньской статистики пока нет, но очевидно, что в прошлом месяце ситуация только усугубилась. Некоторое замедление спада в апреле свидетельствовало об определенном запасе прочности, который, несмотря на сложную ситуацию в регионе, пока еще сохраняли крупные промышленные предприятия. При этом с начала 2014 г. производство снизилось во всех без исключения основных видах промышленной деятельности области. Особенно кризис отразился на предприятиях машиностроения — производство сократилось более чем на 32% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), химической промышленности — на 36 и легкой промышленности — почти на 38%.
Аналогичная картина наблюдается и в Луганской области. Уже за первые четыре месяца 2014 г. на 17% сократилось текстильное производство, на 40 — объемы выпуска резиновых и других неметаллических изделий, на 10% — химической продукции. Убытки химических предприятий Донецкой области уже превысили 5 млрд грн, металлургических — почти 4,5 млрд, машиностроительных — свыше 2,5 млрд грн. Убытки предприятий Луганской области уже достигли 18 млрд грн, превысив прошлогодний аналог в 7,5 раза.
Если учитывать, что вклад Донбасса в ВВП Украины составляет около 16%, то последствия нынешнего кризиса региона, вне всяких сомнений, скажутся на экономике страны в целом. Кроме того, на Донецкую и Луганскую области приходится 27% от общего экспорта Украины, составляющего примерно 68 млрд долл. Не секрет, что одним из основных торговых партнеров региона является Российская Федерация, импортирующая около 65% всех экспортируемых областями товаров. Политический кризис крайне негативно отражается на сотрудничестве местных предприятий с их российскими партнерами. С начала года экспорт товаров из Донецкой области в РФ сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом. Убытки в торговле на первый квартал 2014-го уже достигли 4 млрд грн.
Где тонко, там и рвется
Одной из причин спада в производстве является недостаток заказов, которые ранее предприятия в избытке получали от своих партнеров, в том числе из РФ. Но так ли сильна политическая составляющая в сворачивании украино-российского сотрудничества?
«Одна из крупнейших причин падения машиностроения — это снижение спроса России на железнодорожные вагоны и локомотивы. Вместе с тем нужно учитывать, что после пяти лет стабильного спроса со стороны России на эту продукцию, вследствие реализации крупных проектов по модернизации РЖД, он (спрос) начал снижаться. И случилось это не сиюминутно, а постепенно, начиная с 2013-го. В течение последних пяти лет была практически завершена модернизация российской железной дороги и построены собственные мощности для производства отдельных видов продукции. Поэтому даже без войны спрос на эти товары со стороны России должен был сокращаться», — считает Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и консультаций.
Основная проблема отечественных машиностроителей, по мнению эксперта, — концентрация рынков сбыта, ведь имея достаточную загруженность со стороны России, они просто не искали других торговых партнеров, а в нынешних условиях сделать это им будет достаточно сложно. «Конечно, машиностроители могут надеяться на рост заказов со стороны «Укрзалізниці», но сейчас эта компания переживает не лучшие времена, ее финансирование очень ограничено, и рассчитывать она может исключительно на внешние займы, в частности ЕБРР, под гарантии правительства», — объясняет А.Бетлий.
Пострадал от отсутствия договоров и донецкий завод «Топаз», которому и ранее было непросто работать из-за сложного рынка и высокой конкуренции. Сейчас производство профильной продукции (комплексы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы) на предприятии приостановлено, поскольку ни внутренних, ни экспортных контрактов у завода нет.
Сетуют на длительное отсутствие заказов и на Луганском машиностроительном заводе им. Пархоменко. «Мы работаем исключительно на Россию. Пока выполнялись заказы прошлого года, загруженность была достаточная. Потом был спад и существенный — за два месяца не заключили ни одного договора, надеялись только на то, что российские партнеры зависимы от нас так же, как и мы от них, — рассказали ZN.UA на предприятии. — Надежды оправдались — на днях получили-таки заказ, но как его выполнить, не понятно. Есть проблемы с поставками, в частности, возникали сложности с покупкой металла в Донецке. Часть сотрудников не может доехать на работу — транспорт ходит нерегулярно, а иногда не ходит вообще. Обстановка в коллективе очень нервная, все боятся».
Не до жиру — быть бы живу
Что и говорить, многие предприятия региона пострадали от развернувшегося там военно-политического конфликта. С мая по соображениям безопасности не работают титаны химической промышленности «Концерн СТИРОЛ» и «Северодонецкое объединений «Азот». Не работал и Новогорловский машзавод. С начала июня из-за отсутствия электричества и воды остановил свою работу машиностроительный завод «Бетонмаш». «7 июня в результате попадания снарядов на заводе начался пожар. Уже месяц как нет электричества, производство остановлено полностью, — рассказывает зампред правления завода Вячеслав Вербоноль. — Мы отправили людей в отпуска, они не протестовали — всем страшно. Надеемся на то, что все скоро восстановится, а наши партнеры отнесутся с пониманием к случившемуся».
Деятельность многих заводов была заторможена также из-за того, что их руководство подвергалось физическому воздействию — директоров предприятий похищали с целью выкупа или конфискации материальных ценностей, находящихся на территории фирм, в первую очередь, автотранспорта. И таких случаев были десятки. При позитивном исходе — освобождении заложников — управленцы, как правило, увольнялись и переезжали в более спокойные регионы. Налицо отток ценных кадров высшего звена.
Нападению подверглось имущество корпорации «Рошен» Петра Порошенко. Как сообщили в «Рошене», в мае в Донецке грузовые автомобили компании были захвачены вооруженными людьми кавказской национальности, которые в дальнейшем требовали выкуп.
Такого рода атаки очень негативно влияют на мелкий и средний бизнес, который при первой возможности поспешил свернуться и перерегистрироваться хотя бы в соседней Днепропетровской области.
Всерьез обсуждался вопрос остановки производства и на Новокраматорском машиностроительном заводе. «Будем честны, работать не просто страшно, а откровенно опасно, иной раз в бомбоубежище мы проводили времени больше, чем на работе. Ополченцы отобрали у нас часть тяжелой техники, охрана пыталась воспрепятствовать, но силы были неравные, — рассказывает Владимир Жулий, начальник отдела коммуникаций предприятия. — Практически все сотрудники, которые проживают в Славянске, на работу не выходят. Мы все понимаем, идем навстречу: оформляем неоплачиваемые отпуска до 15 суток, переносим смены так, чтоб люди могли ехать из дома и домой в светлое время суток. Но эти меры не спасают, реально завод загружен на 50% от производственных мощностей, и мы продолжаем работу лишь потому, что об этом очень просят наши партнеры».
Донбасс, или Донецкий угольный бассейн, широко известен своим углепромом, на предприятиях которого заняты около 150 тыс. человек. Пока добыча угля остается стабильной — за шесть месяцев 2014 г. добыто 40,6 млн т, что немногим (на 0,4%) больше, чем в прошлом году. Из них в Донецкой области было добыто 17,8 млн т угля, в Луганской — 12,4 млн т. Интерес к шахтам со стороны сепаратистских формирований подогревался в основном наличием взрывчатки на территории добывающих предприятий и отдельными попытками вовлечь шахтеров в политические движения. Однако, к счастью, деятельность углепрома остается стабильной. В противном случае такая игра с огнем может привести к плачевным последствиям для работников шахт, которые и так каждый день рискуют своей жизнью глубоко под землей.
Тем не менее у предприятий Донбасса, особенно машиностроительных, возникают сложности с логистикой, так как в местах боевых действий пострадала транспортная инфраструктура, а большая часть продукции, производимая в тяжелом машиностроении, поставляется исключительно железнодорожным транспортом. На сегодняшний день многие пути разрушены, на Донецкой, Приднепровской и Южной железных дорогах повреждено около ста объектов инфраструктуры, включая путепроводы и линии электропередачи. Так, заминированы 30 км пути в районе Славянска, не функционирует перегон Ясиноватая—Скотовая, разрушены 38 км пути на перегоне Кондрошевская Новая—Огородный. Подъезды ко многим производствам перекрыты, и выполненные заказы лежат на складах в ожидании стабилизации ситуации.
Восстановление в туманной перспективе
Ждут стабильности и инвестиции. По мнению Юрия Макогона, директора Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, на сегодняшний день инвестирование промышленности Донбасса как таковое отсутствует. «Инвестиции остановились полностью. Более того, инвесторы выводят свои капиталы с предприятий. Посмотрите, сколько денег Украина «инвестировала» в Кипр за это время (около 6 млрд долл. — Авт.) — львиная доля этих средств должна была быть направлена в производство, но этого не случилось, и, к сожалению, в ближайшее время ждать финансовых вливаний тоже не приходится», — говорит эксперт.
На самом деле если ситуацию на Востоке удастся стабилизировать, боевые действия на Донбассе прекратятся и появится понимание, что военное противостояние в регионе не повторится, потребность в инвестициях на реконструкцию региона станет острой. К сожалению, пока частным компаниям будет непросто направлять какие-либо средства на эти цели и с точки зрения финансовых возможностей, и без особой уверенности в мирном завтрашнем дне. Крупные компании на период военных действий без особой огласки приостановили выполнение инвестпрограммы — до появления ясности и для сохранения важного в таких условиях «кэша».
Так что в нынешней ситуации организовать финансирование восстановительных работ могло бы государство или государственные институты. По оценкам правительства, на восстановление Донбасса потребуется свыше 8 млрд грн. Государственный бюджет такими ресурсами не располагает, вся надежда на внешних доноров. Однако главной проблемы — потери российских торговых партнеров — финансовые вливания не решат. А переориентироваться на иные рынки сбыта предприятиям Донбасса будет крайне сложно. «Сотрудничество предприятий с РФ — это не прихоть руководства, не политический выбор, так сложилось исторически, — объясняет Юрий Макогон. — Но если исключить политическую составляющую, сотрудничество рано или поздно вернется на прежний уровень. Украинские предприятия тяжелой промышленности производят такое количество продукции, которое никогда не потребит ЕС — им просто не нужен такой огромный объем, поэтому возможностей для поиска новых рынков сбыта у украинских промышленников не так и много».
На сегодняшний день на многих предприятиях региона разорвана технологическая цепочка производства, на восстановление которой потребуется немало времени. И по оценкам экспертов, при самых благоприятных условиях промышленность Донбасса сможет восстановиться не менее чем через год. По всей вероятности, на докризисные показатели производство в регионе выйдет не ранее 2016 г.
"Зеркало Недели", Украина
Падение по всем фронтам
За январь—май 2014 г. по сравнению с январем—маем предыдущего промышленное производство Донецкой области сократилось на 12,1%. Июньской статистики пока нет, но очевидно, что в прошлом месяце ситуация только усугубилась. Некоторое замедление спада в апреле свидетельствовало об определенном запасе прочности, который, несмотря на сложную ситуацию в регионе, пока еще сохраняли крупные промышленные предприятия. При этом с начала 2014 г. производство снизилось во всех без исключения основных видах промышленной деятельности области. Особенно кризис отразился на предприятиях машиностроения — производство сократилось более чем на 32% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), химической промышленности — на 36 и легкой промышленности — почти на 38%.
Аналогичная картина наблюдается и в Луганской области. Уже за первые четыре месяца 2014 г. на 17% сократилось текстильное производство, на 40 — объемы выпуска резиновых и других неметаллических изделий, на 10% — химической продукции. Убытки химических предприятий Донецкой области уже превысили 5 млрд грн, металлургических — почти 4,5 млрд, машиностроительных — свыше 2,5 млрд грн. Убытки предприятий Луганской области уже достигли 18 млрд грн, превысив прошлогодний аналог в 7,5 раза.
Если учитывать, что вклад Донбасса в ВВП Украины составляет около 16%, то последствия нынешнего кризиса региона, вне всяких сомнений, скажутся на экономике страны в целом. Кроме того, на Донецкую и Луганскую области приходится 27% от общего экспорта Украины, составляющего примерно 68 млрд долл. Не секрет, что одним из основных торговых партнеров региона является Российская Федерация, импортирующая около 65% всех экспортируемых областями товаров. Политический кризис крайне негативно отражается на сотрудничестве местных предприятий с их российскими партнерами. С начала года экспорт товаров из Донецкой области в РФ сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом. Убытки в торговле на первый квартал 2014-го уже достигли 4 млрд грн.
Где тонко, там и рвется
Одной из причин спада в производстве является недостаток заказов, которые ранее предприятия в избытке получали от своих партнеров, в том числе из РФ. Но так ли сильна политическая составляющая в сворачивании украино-российского сотрудничества?
«Одна из крупнейших причин падения машиностроения — это снижение спроса России на железнодорожные вагоны и локомотивы. Вместе с тем нужно учитывать, что после пяти лет стабильного спроса со стороны России на эту продукцию, вследствие реализации крупных проектов по модернизации РЖД, он (спрос) начал снижаться. И случилось это не сиюминутно, а постепенно, начиная с 2013-го. В течение последних пяти лет была практически завершена модернизация российской железной дороги и построены собственные мощности для производства отдельных видов продукции. Поэтому даже без войны спрос на эти товары со стороны России должен был сокращаться», — считает Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и консультаций.
Основная проблема отечественных машиностроителей, по мнению эксперта, — концентрация рынков сбыта, ведь имея достаточную загруженность со стороны России, они просто не искали других торговых партнеров, а в нынешних условиях сделать это им будет достаточно сложно. «Конечно, машиностроители могут надеяться на рост заказов со стороны «Укрзалізниці», но сейчас эта компания переживает не лучшие времена, ее финансирование очень ограничено, и рассчитывать она может исключительно на внешние займы, в частности ЕБРР, под гарантии правительства», — объясняет А.Бетлий.
Пострадал от отсутствия договоров и донецкий завод «Топаз», которому и ранее было непросто работать из-за сложного рынка и высокой конкуренции. Сейчас производство профильной продукции (комплексы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы) на предприятии приостановлено, поскольку ни внутренних, ни экспортных контрактов у завода нет.
Сетуют на длительное отсутствие заказов и на Луганском машиностроительном заводе им. Пархоменко. «Мы работаем исключительно на Россию. Пока выполнялись заказы прошлого года, загруженность была достаточная. Потом был спад и существенный — за два месяца не заключили ни одного договора, надеялись только на то, что российские партнеры зависимы от нас так же, как и мы от них, — рассказали ZN.UA на предприятии. — Надежды оправдались — на днях получили-таки заказ, но как его выполнить, не понятно. Есть проблемы с поставками, в частности, возникали сложности с покупкой металла в Донецке. Часть сотрудников не может доехать на работу — транспорт ходит нерегулярно, а иногда не ходит вообще. Обстановка в коллективе очень нервная, все боятся».
Не до жиру — быть бы живу
Что и говорить, многие предприятия региона пострадали от развернувшегося там военно-политического конфликта. С мая по соображениям безопасности не работают титаны химической промышленности «Концерн СТИРОЛ» и «Северодонецкое объединений «Азот». Не работал и Новогорловский машзавод. С начала июня из-за отсутствия электричества и воды остановил свою работу машиностроительный завод «Бетонмаш». «7 июня в результате попадания снарядов на заводе начался пожар. Уже месяц как нет электричества, производство остановлено полностью, — рассказывает зампред правления завода Вячеслав Вербоноль. — Мы отправили людей в отпуска, они не протестовали — всем страшно. Надеемся на то, что все скоро восстановится, а наши партнеры отнесутся с пониманием к случившемуся».
Деятельность многих заводов была заторможена также из-за того, что их руководство подвергалось физическому воздействию — директоров предприятий похищали с целью выкупа или конфискации материальных ценностей, находящихся на территории фирм, в первую очередь, автотранспорта. И таких случаев были десятки. При позитивном исходе — освобождении заложников — управленцы, как правило, увольнялись и переезжали в более спокойные регионы. Налицо отток ценных кадров высшего звена.
Нападению подверглось имущество корпорации «Рошен» Петра Порошенко. Как сообщили в «Рошене», в мае в Донецке грузовые автомобили компании были захвачены вооруженными людьми кавказской национальности, которые в дальнейшем требовали выкуп.
Такого рода атаки очень негативно влияют на мелкий и средний бизнес, который при первой возможности поспешил свернуться и перерегистрироваться хотя бы в соседней Днепропетровской области.
Всерьез обсуждался вопрос остановки производства и на Новокраматорском машиностроительном заводе. «Будем честны, работать не просто страшно, а откровенно опасно, иной раз в бомбоубежище мы проводили времени больше, чем на работе. Ополченцы отобрали у нас часть тяжелой техники, охрана пыталась воспрепятствовать, но силы были неравные, — рассказывает Владимир Жулий, начальник отдела коммуникаций предприятия. — Практически все сотрудники, которые проживают в Славянске, на работу не выходят. Мы все понимаем, идем навстречу: оформляем неоплачиваемые отпуска до 15 суток, переносим смены так, чтоб люди могли ехать из дома и домой в светлое время суток. Но эти меры не спасают, реально завод загружен на 50% от производственных мощностей, и мы продолжаем работу лишь потому, что об этом очень просят наши партнеры».
Донбасс, или Донецкий угольный бассейн, широко известен своим углепромом, на предприятиях которого заняты около 150 тыс. человек. Пока добыча угля остается стабильной — за шесть месяцев 2014 г. добыто 40,6 млн т, что немногим (на 0,4%) больше, чем в прошлом году. Из них в Донецкой области было добыто 17,8 млн т угля, в Луганской — 12,4 млн т. Интерес к шахтам со стороны сепаратистских формирований подогревался в основном наличием взрывчатки на территории добывающих предприятий и отдельными попытками вовлечь шахтеров в политические движения. Однако, к счастью, деятельность углепрома остается стабильной. В противном случае такая игра с огнем может привести к плачевным последствиям для работников шахт, которые и так каждый день рискуют своей жизнью глубоко под землей.
Тем не менее у предприятий Донбасса, особенно машиностроительных, возникают сложности с логистикой, так как в местах боевых действий пострадала транспортная инфраструктура, а большая часть продукции, производимая в тяжелом машиностроении, поставляется исключительно железнодорожным транспортом. На сегодняшний день многие пути разрушены, на Донецкой, Приднепровской и Южной железных дорогах повреждено около ста объектов инфраструктуры, включая путепроводы и линии электропередачи. Так, заминированы 30 км пути в районе Славянска, не функционирует перегон Ясиноватая—Скотовая, разрушены 38 км пути на перегоне Кондрошевская Новая—Огородный. Подъезды ко многим производствам перекрыты, и выполненные заказы лежат на складах в ожидании стабилизации ситуации.
Восстановление в туманной перспективе
Ждут стабильности и инвестиции. По мнению Юрия Макогона, директора Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, на сегодняшний день инвестирование промышленности Донбасса как таковое отсутствует. «Инвестиции остановились полностью. Более того, инвесторы выводят свои капиталы с предприятий. Посмотрите, сколько денег Украина «инвестировала» в Кипр за это время (около 6 млрд долл. — Авт.) — львиная доля этих средств должна была быть направлена в производство, но этого не случилось, и, к сожалению, в ближайшее время ждать финансовых вливаний тоже не приходится», — говорит эксперт.
На самом деле если ситуацию на Востоке удастся стабилизировать, боевые действия на Донбассе прекратятся и появится понимание, что военное противостояние в регионе не повторится, потребность в инвестициях на реконструкцию региона станет острой. К сожалению, пока частным компаниям будет непросто направлять какие-либо средства на эти цели и с точки зрения финансовых возможностей, и без особой уверенности в мирном завтрашнем дне. Крупные компании на период военных действий без особой огласки приостановили выполнение инвестпрограммы — до появления ясности и для сохранения важного в таких условиях «кэша».
Так что в нынешней ситуации организовать финансирование восстановительных работ могло бы государство или государственные институты. По оценкам правительства, на восстановление Донбасса потребуется свыше 8 млрд грн. Государственный бюджет такими ресурсами не располагает, вся надежда на внешних доноров. Однако главной проблемы — потери российских торговых партнеров — финансовые вливания не решат. А переориентироваться на иные рынки сбыта предприятиям Донбасса будет крайне сложно. «Сотрудничество предприятий с РФ — это не прихоть руководства, не политический выбор, так сложилось исторически, — объясняет Юрий Макогон. — Но если исключить политическую составляющую, сотрудничество рано или поздно вернется на прежний уровень. Украинские предприятия тяжелой промышленности производят такое количество продукции, которое никогда не потребит ЕС — им просто не нужен такой огромный объем, поэтому возможностей для поиска новых рынков сбыта у украинских промышленников не так и много».
На сегодняшний день на многих предприятиях региона разорвана технологическая цепочка производства, на восстановление которой потребуется немало времени. И по оценкам экспертов, при самых благоприятных условиях промышленность Донбасса сможет восстановиться не менее чем через год. По всей вероятности, на докризисные показатели производство в регионе выйдет не ранее 2016 г.
"Зеркало Недели", Украина