Эффект на 900 миллиардов
В Астане подписан договор о Евразийском экономическом союзе. Создание общих рынков нефти, газа и электроэнергии, объединение многих гражданских рынков, финансовой и транспортных систем позволит существенно расширить возможности экономического роста для России, Казахстана и Белоруссии. Но к этому еще предстоит продвинуться в ходе непростых переговоров по каждой отрасли
Подписание договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Россией, Казахстаном и Белоруссией безусловно станет историческим событием и отправной точкой к созданию общей экономической системы. Президенты трех стран Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко сегодня скрепили своими подписями договор, который объединяет юридическую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также часть нормативных актов Евразийского экономического сообщества.
Для граждан и предпринимателей трех стран изменения выразятся в отсутствии таможенных границ, возможности свободного трудоустройства на территории трех стран, легитимности документов об образовании в ЕАЭС. Будет равный доступ к медицинскому обслуживанию, общая страховая зона, что особенно важно для автомобилистов, подоходный налог будут взимать в стране пребывания не с 183-го дня, а с первого.
Но куда более важны макроэкономические перспективы для трех государств. Их откроет объединение энергетических, транспортных, финансовых систем, единые правила стимулирования промышленной и агропромышленной отраслей.
«Сегодня мы вместе создаем мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн человек», — заявил на церемонии подписания соглашения президент России Владимир Путин. Он отметил, что на ЕАЭС теперь приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. Кроме этого, объединение промышленной, транспортной, индустриальной базы, кадрового потенциала даст мультипликативный эффект всем членам ЕАЭС.
«Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, позволяет завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии», — заявил Владимир Путин.
Нурсултан Назарбаев считает, что экономический потенциал ЕАЭС очень высок. «В перспективе интеграционный эффект в виде роста совокупного ВВП трех стран может составить к 2030 году порядка 900 млрд долларов».
Справка Экономическая интеграция на постсоветском пространстве началась в 1993 году в рамках Союза Независимых Государств (СНГ). В 2000 году было создано ЕврАзЭс, но реального прорыва удалось достичь с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. В совместной статье, опубликованной осенью 2011 года, лидеры трех стран определили союз как мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.
По договору об ЕАЭС режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре и общие правила таможенно-тарифного регулирования будут устанавливаться поэтапно. Впоследствие будут созданы Комиссия по сырьевым ресурсам, Международный евразийский арбитраж, инвестиционный банк ЕАЭС и другие структуры. Уже к 1 июля к ЕАЭС должна присоединиться Армениия, а до конца 2014 года и Киргизия.
«Подписанный договор имеет эпохальное, историческое значение», — подчеркнул российский лидер. — По сути, мы формируем крупнейший единый рынок на пространстве СНГ с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом, колоссальными природными ресурсами… Важно, что передача полномочий наднациональным органам Союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету наших стран».
Нефтегаз – главный предмет договора
Ранее в рамках евразийского экономического пространства сторон даже не обозначали такой вопрос, как равный доступ к нефтегазовым ресурсам. Теперь эксперты Евразийской экономической комиссии даже говорят, что «нефть и газ будут общими». Договоренность об этом — 90% значимости всего договора об ЕАЭС. В нем указано, что уже к 2019 году будет сформирован общий рынок электроэнергетики, а к 2025 – нефти и газа.
«Это означает, что на таком рынке действуют унифицированные или гармонизированные правила, которые соответствуют согласованным принципам, — пояснил глава Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко. — В том числе это недискриминационный доступ к трубе, рыночные цены на нефть, нефтепродукты и газ. 2025 год — это не просто рубеж, который все ожидают и ничего не делают. В 2016 году президенты стран ЕАЭС должны утвердить концепцию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов».
По его словам, в 2018 году предстоит утвердить и запустить программу формирования всех трех общих рынков. Члены союза договорились, что до этого будут действовать двусторонние договоры, которые подписаны до начала действия договора о создании Евразийского союза.
В отраслевом протоколе ЕЭК сказано, что условия перехода на равный доступ к газовой трубе пока далеки от согласования. Основные разногласия в маршрутах будущих поставок нефти и газа. Казахстан настаивает на возможности использовать трубопроводы ЕАЭС для экспорта в третьи страны, что крайне невыгодно России, которая предлагает общий доступ к трубе только для внутренних поставок. Также Казахстан не желает иметь дело с владельцем газотранспортной системы России «Газпромом», а только с независимыми производителями газа. Белоруссия в свою очередь выступила против предложенного Россией равного доступа к газопроводам с переходом отрасли на равнодоходные рыночные цены по формуле: «внутренние цены равны экспортным минус пошлины и стоимость транспортировки».
Не договорились стороны и о свободном доступе к нефти. Сейчас Казахстан не потребляет российскую нефть, обходясь и торгуя собственной. Договор ЕАЭК предусматривает равный доступ к нефтепроводам, но Казахстан и Белоруссия намерены устанавливать разные тарифы для экспортной нефти и внутренней, с чем не согласна Россия. Кроме того, Россия выступает против составления совместного индикативного баланса нефти и нефтепродуктов с Белоруссией и Казахстаном.
«Сроки о договоренностях столь отдаленные, поскольку сейчас большая разница экспортных пошлин Росси и Казахстана, — пояснил «Эксперт Online» Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС. – У нас 400 долларов за тонну, у них всего 80. Понятно, что если они будут покупать нашу нефть без пошлины и продавать ее в третьи страны, то нам это не выгодно, а Казахстан будет получать сверхприбыль. Тем более используя нашу транспортную инфраструктуру. Но Россия предполагает, что к 2025 году уйдет от экспортных пошлин, увеличив нагрузку на НДПИ, и тогда уже удастся договориться об общем доступе к нашей нефти, а пока это нерационально».
Белоруссия и Казахстан предлагают ежегодно вписывать объемы в двусторонние протоколы транспортировки нефти и нефтепродуктов по территориям ЕАЭС. Но это может привести к созданию барьеров в торговле.
«Сейчас Белоруссия зарабатывает на переработке нефтепродуктов, выбивая все новые преференции, — говорит Александр Кнобель. – В прошлом году 20-23 млн тон нефти они купили без уплаты экспортной пошлины, а компенсировали в наши бюджет уплатой части экспортной пошлины на нефтепродукты, которые продают за рубеж. По двухстороннему договору Лукашенко выторговал новые выгодные условия. Они платили нам в бюджет 4 млрд долларов, теперь будут 2 с 2015 года. А потом и вовсе ничего при увеличении объемов поставки нефти. Поэтому пока, конечно, России договор об ЕАЭС дается ценой многих уступок партнерам. Но зато это важный задел на будущее».
Общий электроэнергетический рынок будет создаваться на базе параллельно работающих национальных энергосистем с гармонизаций законодательства и технических норм. Доступ сетям предполагается беспрепятственный, но правила его организации остаются на усмотрение стран — участниц ЕАЭС, следует из материалов Евразийской комиссии.
На рынке фармацевтики будут общие правила
Взаимодействие в промышленности стран ЕАЭС сводится к координации отраслевых программ и мер на случай кризиса. Договор охватыевает почти все сферы промышленности кроме оборонного комплекса и предприятий двойного назначения. Страны-участницы будут предоставлять предприятиям субсидии по согласованию с ЕЭК. Но в каких размерах, для каких отраслей и предприятий – тоже пока остается предметом будущих договоренностей. Речь идет о снятии барьеров в сфере технического регулирования, тарифообразования и прочее.
Однако отсутствие таможенных пошлин в рамках свободной торговли СНГ уже дали ощутимый эффект. Белоруссия сейчас поставляет на рынок Таможенного союза более половины объема экспорта страны (рост свыше 50%), Казахстан около 19% и тоже показывает рост. Доля России на внутреннем рынке трех стран пока находится на стабильном уровне 7,5-8%. Однако в нашей структуре взаимного торгового оборота доли продукции обрабатывающей промышленности и продукции с высокой добавленной стоимостью ощутимо растут. Например, Казахстан за последние два года в разы увеличил поставки на общий рынок цемента, кондитерских изделий, подшипников, автомобилей.
«Появилась определенность на рынке лекарственных средств и медицинских изделий — в 2017 году мы уже будем жить с общим рынком этой продукции, — говорит Виктор Христенко. — Для этого надо унифицировать всю нормативную базу, создать возможность свободного обращения лекарственных средств на территории Евразийского союза и единые правила входа на рынок лекарственных средств из-за рубежа».
Всего договором предусмотрено создание единых условий развития и кооперации в 19 отраслях промышленности. В числе пилотных — автопромсборка, сельхозмашиностроение, легкая промышленность и производство энергооборудования. Сегодня главы трех государств уже подписали соглашение о создании единых условий для предприятий автопросборки.
«Если ранее по соглашениям в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического пространства у предприятий наших трех стран были разные условия развития, то теперь общие. То есть льготы будут для всех одни, — пояснил «Эксперт Online» Владимир Мальцев, дироектор департамента промышленности ЕЭК. — Безусловно наша задача создать конкурентную среду, однако предполагается и развитие кооперации, главным образом ориентированной на экспорт. Рынок автосборки только в России оцениваетсяв 3 трлн рублей, а в итоге кооперации и выхода на экспорт может увеличиться».
Впервые в отношениях трех стран в новом договоре обозначены транспортные коридоры. Это касается и автомобильного транспорта в сфере каботажных перевозок внутри ЕАЭК, урегулирования тарифной политики по железнодорожным перевозкам.
Агропром Белоруссии будет в большем выигрыше
Договор о ЕАЭС регулирует и поддержку сельского хозяйства. В этой части за странами-участницами ЕАЭС сохраняется право на финансирование отрасли в рамках госпрограмм и за счет закупки продовольствия в госрезерв. Однако предусмотрен отказ от демпинга и прямого финансирования конкретных агропредприятий с привязкой к объему экспорта. Также будет запрещено субсидирование транспортных тарифов на перевозку экспортных сельскохозяйственных товаров. Объем господдержки отрасли не должен превышать 10% от суммарного объема производства к 2016 году (в 2015 году — на уровне 12%). Но главным послаблением для аграриев должны стать единые требования к сантираному и ветеринарному надзору. Сейчас взаимная торговля нередко сдержвивается из-за большого числа взаимоисключающих или обременительных требований.
Для промышленного и агропромышленного секторов в договоре предусмотрен переходный период действия антидемпинговых и компенсационных мер — они сохраняют силу до истечения срока. Годовой переходный период установлен и для торговых преференций с третьими странами, через год договоры должны быть перезаключены от имени союза или денонсированы. Крайний срок для координации национальных промышленных программ — 1 января 2017 года, следует из отраслевого протокола ЕЭК.
В Белоруссии основными выгодоприобретателями от ЕАЭС считаются агропром и сельскохозяйственное машиностроение. Но предполагается, что после приведение в соответствие всех техрегламентов и объединении подходов в промышленной политике, будет создано большое поле для кооперации. Те же белорусские комбайны могут быть наполовину комплектованы российскими деталями и продаваться будут в Казахстан.
В Казахстане больше всех могут выиграть производители строительных материалов, пищевой продукции и автопром, который недавно появился в стране. Для России эксперты ЕЭК пока затрудняются назвать конкретных выгодоприобретателей. Но скорее всего, это будут отрасли транспорта, связи, энергетики, недвижимости, финансов и страхования.
Об общей валюте речь не идет
Интеграцию финансовых рынков планируется завершить в 2025 году. Странам-участницам предстоит определить полномочия наднационального органа по регулированию финансового рынка. Межстрановой аналог Центробанка будет расположен в Алматы. Это позволит кроме прочего открывать банкам филиалы на территории участников ЕАЭК без регистрации дочерних предприятий.
«Создавая единый финансовый рынок, мы должны обеспечить надзор, регулирование над субъектами финансового рынка из одного источника, — говорит министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. — Речь не идет о каком-то органе на подобии Европейского центрального банка. Главными задачами этого органа станут макрорегулирование деятельности финансовых институтов, контроль за системно значимыми финансовыми организациями стран Евразийского экономического пространства (ЕЭП), координация законотворческого процесса в государствах ЕЭП. При создании этого органа ЕЭК будет учитывать международный опыт, в частности ошибки европейских коллег».
Когда ЕАЭС заработает, страны будут обязаны реагировать на выход макроэкономических индикаторов за пороговые значения индивидуальными или совместными стабилизирующими мерами. Впрочем, штрафы и другие меры принуждения к участникам ЕАЭС не предусмотрено. Предполагается, что при создании единых норм регулирования в финансовой и инвестиционной сферах дополнительный прирост в этих секторах может составить 2-4 процентных пункта к 2020 году. На финансовые рынки договор о ЕАЭС начнет заметно влиять после 2015 года. К 1 января 2016 года национальные правительства должны проработать схему гармонизации отраслевого законодательства для работы, как указано в материалах ЕЭК. К концу 2017 года должны быть установлены общие требования для выдачи и отзыва банковских, брокерских и страховых лицензий с их взаимным признанием после 2020 года. Унификацию всех надзорных требований к банкам, страховым компаниям и брокерским домам в ЕЭК надеются завершить к концу 2019 года.
Уже идет и работа над соглашением о совместном надзоре за платежными системами, работающими на территории ЕАЭС. Но это отдельный предмет разговора, поскольку Россия сейчас пересматривает условия работы международных платежных систем, предложив Visa и MasterСard организовать часть процессинговых операций в стране и создать дочерние структуры. Пока не известно, захотят ли партнеры по ЕАЭС создавать аналогичные условия и вводить для платежных систем обеспечительный сбор в 200 млн долларов, как в России.
«Вообще единая финансовая политика даст мощный экономический эффект, — считает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. – Но предстоит большая работа, чтобы привести к единообразию процентные ставки, методы монетарной политики, другие инструменты управления денежно-кредитной политикой. Сейчас они у одних жестче, у других мягче. Но создание единого регулятора для трех государств это уже можно расценить как шаг к введению единой валюты в будущем. Во всяком случае институциональная основа для этого уже будет».
Впрочем, в пресс-службе ЕЭК на это отвечают, что о введении единой валюты для ЕЭК пока речь не идет:
«Тот уровень экономической интеграции, который существует сейчас на экономических и финансовых рынках наших стран, позволяет сделать вывод о том, что объективных экономических предпосылок для введения единой национальной валюты на пространстве стран-членов Евразийского экономического союза в 2025 году на сегодняшний день не существует. О создании единой валюты сейчас пока говорить рано. Сегодня необходимо решать задачи по проведению нашими странами согласованной валютной политики. В частности, на повестке дня стоят вопросы по повышению роли национальных валют государств-участников ЕЭП во внешнеторговых и инвестиционных операциях. Обеспечение взаимной конвертируемости валют стран-участниц ЕЭП снизит издержки по конвертации за счет исключения посреднических валют – доллара и евро. Валютный союз – высшая форма экономической интеграции. Но для реализации этого проекта необходимо сначала выйти на согласованные действия в макроэкономике, валютной политике, формирование к 2020 году условий функционирования единого рынка финансовых услуг. Только после решения этих задач можно говорить о более высоком уровне интеграции наших стран», — сообщает пресс-служба ЕЭК.
Договор о ЕАЭС должен начать функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года. Текст договора включает 28 разделов и 118 статей, а также 32 приложения (всего около 700 страниц).
Александр Лабыкин. Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|