В российско-турецких отношениях наметилось расширение сферы энергетического сотрудничества. Турция выразила желание увеличить объём закупок российского газа по трубопроводу «Голубой поток», который предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны… Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд куб. м газа в год. По состоянию на 11 марта 2014 года общий объем поставок по «Голубому потоку» (с февраля 2003 года) составил 100 млрд куб. м газа.
Министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз заявил о готовности Анкары ежегодно приобретать дополнительные 3 млрд кубометров газа. Технологически осуществима ещё бóльшая прокачка газа по «Голубому потоку».
О готовности Турции закупать дополнительные объёмы российского газа было объявлено на непростом для «Газпрома» этапе его отношений с европейскими партнёрами, некоторые из которых в последнее время дали поводы усомниться в последовательности их действий. К примеру, всех удивили заявления главы итальянской нефтегазовой корпорации Eni Паоло Скарони. Руководитель компании – ведущего партнёра «Газпрома» в Италии, владеющей 20-процентной долей в проекте «Южный поток», предрёк последнему «мрачное будущее» и выразил мнение о том, что Италия «может жить, не покупая газ у России».
После переговоров 21 апреля в Анкаре зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева и главы турецкого Минэнерго Танера Йылдыза увеличение поставок газа по «Голубому потоку» согласовано. Помимо стремления добиться снижения цены на российский газ (ныне цена составляет более $425 за тысячу кубометров), у турецкой стороны есть интерес и в том, чтобы обойти ставшую рискованной в транзитном плане украинскую территорию. Размер скидки в цене, на которую надеется Анкара, не называется. Впрочем, можно предположить, что южный партнёр «Газпрома» рассчитывает несколько приблизить стоимость российского газа к цене, например, на азербайджанское голубое топливо для турецких потребителей ($335). По другой линии подачи российского газа в Турцию - Трансбалканскому трубопроводу - турецкие компании закупают энергоресурс из расчёта $370 за тысячу кубометров. Это позволяет частным компаниям – партнёрам «Газпрома» на турецком рынке - работать без госсубсидий.
Одновременно Турция настойчиво добивается пересмотра цены от Ирана, второго поставщика газа на турецкий рынок. Дело может дойти до арбитражного разбирательства в Вене. Формула возможного улаживания ирано-турецкого спора без выдвижения судебных исков видится Анкаре так: в обмен на снижение цены на газ иранские газовики получают возможность кратно увеличить объёмы поставок на турецкий рынок. Подобную переговорную логику – рост закупок в обмен на снижение цены – турецкая сторона стремится закрепить в своих отношениях и с российскими партнёрами.
Некоторое время назад в руководстве «Газпрома» дали понять, что не намерены обсуждать вопрос цены на газ в ближайшее время. Между тем российская газовая корпорация может быть заинтересована в консультациях по теме прокладки новых ответвлений от «Южного потока» с целью охвата новых рынков. Здесь есть широкий простор для нахождения взаимоприемлемых решений. Если в «Голубом потоке» российский «Газпром» и итальянская Eni участвуют на равных паях (50 на 50), то в проекте «Южный поток» у «Газпрома» те же 50% долевого участия, но остальные паи распределены между Eni, немецкой Wintershall и французской EDF. То есть во втором случае у российской корпорации больше возможностей найти взаимопонимание хотя бы с одним из европейских участников проекта по охвату рынков Старого Света с юга.
В настоящий момент у Анкары вызывает беспокойство стабильность поставок по Трансбалканскому газопроводу. В то же время «Голубой поток» оценивается как проект, лишённый геополитических рисков. В прошлом году «Газпром» поставил на турецкий рынок 26,7 млрд куб. м газа, из которых 13,7 млрд пришлись на маршрут «Голубого потока». Объём получаемого Турцией российского газа делится примерно на две равные части, что до последнего времени позволяло говорить о диверсификации каналов поставок, хотя это имело место только до событий на Украине, изменивших многое в Восточной Европе и Черноморско-Кавказском регионе.
Зависимость Турции от импорта энергоресурсов остаётся критической. В энергобалансе страны российскому газу в ближайшие годы нет альтернативы, хотя правительство Реджепа Эрдогана и приняло программные документы по последовательному снижению зависимости от внешних поставок углеводородов.
Есть, по крайней мере, несколько причин, по которым турецкое правительство стремится укрепить энергетическое сотрудничество с Россией. У Турции всё меньше иллюзий по поводу возможности её вступления в ЕС, но её роль в глазах Брюсселя в связи с последними событиями на Украине возросла. Это, впрочем, никак не означает согласия Анкары позволить Евросоюзу противопоставить себя Москве. В русле попыток правительства Эрдогана найти новые точки сближения с Россией как раз и нужно рассматривать предложения Анкары расширить объём поставок российского газа и рассмотреть возможность прокладки дополнительных ответвлений от «Южного потока». На кону и внутриполитические интересы правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). Приближаются президентские выборы (они намечены на август 2014 года), на которых кандидатура действующего премьера всё больше представляется безальтернативной. Однако почивать на лаврах после успешных для него выборов в местные органы власти 30 марта Эрдогану не приходится. Тот же Стамбул, где схватка между ПСР и главной оппозиционной силой в лице Народно-республиканской партии была наиболее напряжённой, в плане энергообеспечения природным газом полностью зависит от поставок по Трансбалканскому трубопроводу. Помимо этого, партнёрами «Газпрома» в контрактах поставок российского газа по западному маршруту выступают частные турецкие компании, на которых трудится многочисленный персонал и откуда идут большие налоговые поступления в государственный бюджет. Перед президентскими выборами Эрдоган безусловно постарается исключить возникновение социальной напряжённости ещё и в газовой отрасли страны.
Переговоры Турции и России по расширению базы энергетического сотрудничества лёгкими не будут. На это указывает, в частности, предыдущий опыт ведения «Газпромом» и другими российскими энергокорпорациями дел с турецкими партнёрами. Однако у Турции сегодня нет иного выбора. Солидарность с Евросоюзом в деле проведения заранее обречённой, как считают в Анкаре, политики санкций в отношении России будет рассматриваться любым турецким правительством в последнюю очередь, если вообще когда-нибудь встанет в повестку дня.