Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что Турция и Россия договорились увеличить мощность газопровода «Голубой поток» с 16 до 19 млрд. куб в год. Анкара намерена обезопасить экономику страны от возможного транзитного коллапса через территорию Украины, откуда по Трансбалканскому газопроводу через Румынию и Болгарию она получает примерно 12,5% необходимого ей российского газа.
Это событие примечательно несколькими обстоятельствами. Ранее Турция, как писала итальянская газета Il Legno Storto, ставила целью диверсифицировать поставки газа «для обретения реальной энергетической независимости». Разброс ее позиций проходил по линии Россия- Иран. Москва поставляет Анкаре 30 миллиардов кубометров газа. По трубопроводу «Голубой Поток» перекачивается 16 млрд. куб. газа в год, и по Трансбалканскому газопроводу еще 14 млрд. Иран также поставляет Турции в год 10 млрд. куб. газа. В общей сложности на Россию и Иран приходится поставка 40 млрд. куб. газа в год. Как тут действовать Турции, если Запад «рекомендует» сокращать энергетическое сотрудничество с Россией, а Иран находится под давлением санкций из-за своей ядерной программы? Притом Запад выставляет Азербайджан чуть ли не в качестве своей главной энергетической альтернативы в регионе, хотя на его долю приходится всего лишь 6,6 млрд. куб. поставляемого газа в Турцию.
Анкара пыталась действовать. Она заявляла о готовности продлить контракт на поставки 4,4 миллиарда кубометров сжиженного газа из Алжира, стала первой из европейских стран, которая позитивно отреагировала на предложение Белого дома импортировать американский сжиженный газ «по невысокой цене», демонстрировала намерение проложить по своей территории Трансанатолийский газопровод для переброски из Азербайджана - но с подключением Туркмении - в ЕС 30 млр. куб. газа в год, «пробивала» поставки из Иракского Курдистана и рассорилась с Кипром и Израилем из-за шельфа восточного Средиземноморья. Но когда Анкара получила письмо президента России Владимира Путина, в котором содержалось предупреждение о том, что может быть прекращен транзит российского газа через Украину, наружу стал вылезать «момент истины».
Сначала последовало заявление главы турецкого МИД Ахмет Давутоглу, из которого следовало, что Турция «прилагает значительные усилия, чтобы связанные с Украиной события не оказывали отрицательного воздействия на сотрудничество с Россией». Затем было внесено уже упомянутое предложение по увеличению мощности газопровода «Голубой поток», из чего следует однозначный вывод: Турция не рассчитывает сотрудничать с нестабильной Украиной, которая уговаривает ее присоединиться к западным санкциям в отношении России «из-за Крыма».
На днях Европарламент принял резолюцию, в которой призвал власти ЕС «немедленно ввести санкции в отношении российских энергокомпаний, работающих на европейском рынке, прекратить строительство газопровода «Южный поток», а также пересмотреть и, возможно, приостановить действие всех соглашений с Россией. При этом США и Евросоюз по-прежнему не делают секрета из того, что делают ставку на региональный альтернативный проект «Южный газовый коридор», но уже с некоторыми важными нюансами: главная роль отведена трем странам: Азербайджану (страна-экспортер), Турции (транзитная страна) и Ирану, которому обещают скорый вывод из международной изоляции и включение иранского газа в свой маршрут поставок TAP-TANAP. Кстати, по всем признакам, именно эту задачу пытался решить президент Азербайджана Ильхам Алиев во время своего недавнего визита в Тегеран. Причем попутно осуществлялся раскол стран ЕС в отношении газопровода «Южный поток».
У Алиева ничего не получилось. И только после этого Анкара решила мгновенно отреагировать, предложив «Газпрому» прокладку газопровода «Южный поток» по суше, по своей территории - «если такое предложение поступит со стороны России». В чем же дело, и зачем Турции понадобилась теперь позиция «смотрящего на российском газовом кране»?
Анкара дает понять, что способна проводить независимую политику, намекает на возможность укрепления более тесного и долгосрочного экономического и политического партнерства с Россией, способствовать укреплению ее геополитического влияния в регионе. Но с условием, что та согласна с превращением Турции в крупнейший транзитный энергетический хаб на Ближнем Востоке. Более того, под этот проект она «подкладывает» идею добиться ценовой скидки на российский газ.
Российский газ Турции обходится в 425 долларов за / 1000 м3, иранский газ она покупает по 490 долларов, за азербайджанский газ страна платит 335 долларов. Ранее Турция требовала у Ирана скидку на 32,5% на импортируемый газ, чтобы довести цену хотя бы до уровня азербайджанской и «сбить» российскую. То есть речь шла фактически о заключении энергетического альянса Анкара - Тегеран - Баку. В свою очередь, Иран заявляет, что готов приступить к реализации проекта строительства газопровода в сторону Турции и даже начать поставки своего газа в Европу, но «при этом уважает интересы России и собирается строить свою газовую политику с учетом ее интересов, не создавая ненужную конкуренцию российскому газу». Напомним, что Иран по запасам газа является второй после России страной в мире. Поэтому формирующийся российско-иранский тандем маргинализирует энергетические позиции Азербайджана по всем направлениям.
В то же время позиции Ирана из-за режима санкций и ограничений выглядят пока ослабленными, чем пытается воспользоваться Турция. Точно так же, как она стремится в своих интересах использовать осложнения во взаимоотношениях между Западом и Россией. Но в ближайшей перспективе нельзя исключать, что Россия станет проводить в отношении Ирана уже иную политику: оказывать ему содействие в развитии как добывающей отрасли, так и всех сопутствующих направлений — энергетики, переработки, транспортной инфраструктуры. К тому же Москва и Тегеран склоняются к проведению скоординированной энергетической политики. При этом не исключено, что Иран присоединится не к трубе TANAP, а к «Южному потоку». Более того, и Армения планирует увеличить закупки природного газа у соседнего Ирана до 2 млрд. куб. в год «по другим ценам», что почти на 75 процентов больше нынешнего объема получаемых ее поставок. Эксперты не исключают, что в недалеком будущем Армения может выступить даже в роли коридора для экспорта иранского газа в Европу.
Одним словом, украинский кризис уже стал стимулировать трансформацию многих геополитических факторов, так или иначе связанных с отношениями Москвы и Вашингтона, Москвы и Баку, Москвы и Анкары, Москвы и Тегерана и Москвы и Еревана, и Еревана и Тегерана. Стали также появляться весомые доводы и для переориентации внешнеполитической повестки Турции. После президентских выборов в этой стране 10 августа, когда определится расстановка политических сил, Анкара и сделает свой серьезный выбор.