Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Захотят ли РФ и КНР внедрения новой региональной валюты?

Захотят ли РФ и КНР внедрения новой региональной валюты?


21-04-2014, 19:23 | Финансы и кризис / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 863)

 

 

 

 

 

Захотят ли РФ и КНР внедрения новой региональной валюты?

 

Автор: Максим Михайленко

 

Политический журналист «фрАза»

 

Что такое Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)? Какие вызовы перед ней стоят, и по каким правилам соперничают основные игроки? В чем состоят приоритеты Казахстана? 

 

Об этом — в интервью со Светланой Кожировой — заведующей кафедрой евразийских исследований, доктором политических наук, профессором ЕНУ им. Л. Н. Гумилева в Астане.

 

 

 

 

 


 


 


 

Светлана Басиевна, является ли ШОС азиатским аналогом НАТО, или, возможно, — иные задачи, иной масштаб?

 

Повышение уровня эффективности ШОС является серьезным вызовом для этой организации. Под эффективностью ШОС следует подразумевать международную дееспособность ШОС как субьекта международных отношений: роль ШОС в региональных делах; эффективность ШОС в реализации конкретных проектов сотрудничества, в частности, экономического.

 

С точки зрения субьекта международных отношений ШОС испытывает проблемы в практической реализации в международных делах общепринятой дипломатической линии. Надо констатировать, что международное сообщество пока по-разному оценивает деятельность ШОС, и оценки пока невысоки. Да и результаты реализации экономических проектов пока не столь утешительны. Проекты есть, но и они — в документах ШОС.

 

Не является ли ошибкой малоэффективности ШОС принятие слишком большого количества различных документов? Целесообразно не принимать большого числа документов, а сосредоточиться на наиболее важных для всех стран-участниц ШОС направлениях. Наблюдается расхождение между декларативными заявлениями и практическими делами.

 

Повышение эффективности ШОС, ее перспектив на будущее — весьма сложная задача. Для ее выполнения требуется комплексный подход с учетом координации интересов, структуры организации, позиционирования, сближения позиций, урегулирования внешних связей.

 

ШОС надо четко определиться в приоритетности сотрудничества с региональными организациями на евразийском пространстве — АСЕАН, СВМДА, Диалог сотрудничества в Азии (ДСА),ОЭС, Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии(СААРК), АТЭС, ЕврАзЭС и другие.

 

Необходимо с учетом современных угроз и вызовов стремиться к партнерскому сотрудничеству с вышеуказанными организациями на азиатском континенте. ШОС необходимо в первую очередь планомерно развивать сотрудничество с ЕврАзЭС, ОДКБ, формируя взаимодополняющие друг друга сотруднические структуры, избегая конкуренции.

 

 

 

 

 

И как это сделать?

 

Продолжить диалог с США и Европой. Ведь отношения диалога — это такая форма сотрудничества, которая откроет канал политических и экономических контактов, уменьшит напряженность и недопонимание из-за отсутствия информации, предоставит поле для сотрудничества в области борьбы с терроризмом, наркотрафиком, обеспечения региональной стабильности и ликвидации бедности. Подобное сотрудничество необходимо и в вопросе стабилизации ситуации в Афганистане.

 

Что касается отношений ШОС с ООН, ОБСЕ, то эти отношения должны касаться тех проблем, которые затрагивают национальные интересы каждой страны-участницы ШОС в области безопасности, стабильности, борьбы с международным терроризмом.

 

Если касаться сотрудничества с ЕС, то это скорее вопросы экономического сотрудничества, изучение накопленного ЕС опыта координации взаимодействия в экономической сфере, принятия важных документов в сферах экономики, налоговой, финансовой политики и т. д.

 

Иногда поднимается вопрос о введении региональной валюты в рамках Организации — насколько это реалистично?

 

Что касается вопроса введения новой региональной валюты в рамках ШОС — это весьма проблематичный вопрос. Как известно, инициативы о введении региональной валюты в рамках тех иных организаций за последнее время довольно часто озвучиваются на разных уровнях. В основном это было связано с прошлогодним финансовым кризисом и эффектами, которые повлияли на курс мировой валюты, доллара США по отношению к другим валютам.

 

Однако любое введение региональной валюты, в том числе, в рамках ШОС требует создания определенных условий финансово-экономического плана. Какую валюту избрать, как осуществлять взаиморасчеты, только ли в рамках ШОС или и на двустороннем уровне торгово-экономических отношений — это не ясно. Да и уровень экономического потенциала РФ, КНР, Казахстана и других стран-участниц ШОС весьма разнится.

 

Если будет решен вопрос принятия в ШОС в качестве полноправных членов в будущем Индии и Пакистана, то вопрос еще более осложнится. Сейчас китайская валюта юань также рассматривается в качестве основной валюты наряду с долларом и евро в мировых денежных расчетах. Укрепляется российский рубль. Захотят ли РФ и КНР внедрения новой региональной валюты?

 

Таким образом, введение региональной валюты в рамках ШОС пока недостаточно обоснованно, необходимо расширение сотрудничества между ее участниками, создание банка ШОС и решение многих проблемных вопросов для реализации инициативы о региональной валюте.

 

 

 

 

 

Многие региональные организации имеют свои банки реконструкции и развития. Как с этим в ШОС?

 

Необходимо продолжить формирование механизма финансирования совместных проектов ШОС. В перспективе можно было бы при реальном и успешном продвижении многостороннего экономического сотрудничества продумать вопрос создания единого международного банка ШОС с определенным уставным капиталом для финансирования проектов в рамках ШОС. Приоритетными проектами должны оставаться проекты в сфере энергетики, транспорта, инфраструктуры. Думаю, что инновационные проекты будут пользоваться поддержкой, как и проекты, направленные на укрепление продовольственной безопасности стран Организации.

 

 

 

 

 

Три связанных между собой вопроса. Как вы оцениваете итоги Бишкекской встречи ШОС? Существует ли соперничество между Москвой и Пекином в рамках ШОС? Как вы оцениваете итоги Бишкекской встречи Организации?

 

Безусловно, конкуренция между странами в регионе, присутствует, особенно, что касается Китая и России. Так, на прошедшем саммите ШОС высказались о широкомасштабной экономической экспансии Китая на пространстве Центральной Азии, ведь китайский капитал сегодня контролирует уже больше четверти активов главной отрасли экономики страны.

 

В экономическом плане у каждой страны свои приоритеты. Китай заинтересован в данном экономическом пространстве для продвижения своей продукции, получая взамен сырьевые ресурсы. Россию и центральноазиатские страны эта позиция может не устраивать. Так что экономические перспективы — это должны быть такие экономические проекты, которые будут легитимно оказывать влияние на внутриполитические и социальные процессы в странах-участницах ШОС. Поэтому предпочтительнее пытаться в рамках ШОС подталкивать Китай решать стратегические вопросы экономического характера в формате отношений ШОС-СНГ

 

Между двумя крупнейшими странами объединения отсутствует общее понимание того, в чем должны заключаться его приоритеты. Москва склонна делать упор на вопросы безопасности, Пекин — на экономическое сотрудничество. Иными словами, Россия хотела бы видеть ШОС средством укрепления своего стратегического присутствия в Центральной Азии, а Китай — инструментом расширения своей экономической экспансии. Один из путей стабилизации российских позиций в ШОС заключается в создании на постсоветском пространстве более глубокого объединения — зоны свободной торговли и постепенного распространения этих правил на ШОС. Во всяком случае, такой посыл был озвучен российской делегацией на саммите в Астане. В этом же ключе можно рассматривать предложение президента Медведева создать до конца года «дорожную карту» многостороннего торгово-промышленного сотрудничества ШОС.

 

 

 

 

 

Какую роль в ШОС играет Республика Казахстан?

 

Для Казахстана приемлемо следовать некоторому мораторию в части форсирования приема новых государств в члены ШОС. Совместно с Секретариатом ШОС мы активно работаем над созданием выгодных форм сотрудничества со странами-наблюдателями ШОС. Казахстан стремится сохранить свои стратегические возможности в формате ШОС, что согласуется с многовекторной внешней политикой РК. Одновременно Астана выступает за поддержание баланса интересов и сотрудничества ведущих игроков в регионе — РФ , КНР, Казахстана. Мы продолжаем отстаивать собственные позиции в ШОС через призму национальных интересов Казахстана. Но мы поддерживаем генеральную линию ШОС и выстраиваем особую повестку дня, дифференцируем экономическую политику, нацеленную на углубление малоформатной интеграции.

 

Несмотря на последствия для некоторых государств-участников ШОС мирового финансового кризиса, Астана продолжает линию на доступ казахстанского капитала к реализации инвестиционных проектов в странах-участницах ШОС. Также изучаются вопросы создания судоходного канала «Волга-Дон 2», возможного создания торгового флота ШОС на Тихом океане что дает возможности широкого выхода Казахстана к морю.

 

При определении позиций Казахстана в контексте расширения сотрудничества необходимо учитывать и такие обстоятельства, как возникновение возможных проблем. Во-первых, возрастание роли Китая в мировом геополитическом пространстве, во-вторых, позиционирование России как глобального игрока, участвующего не только в " реализации международной повестки дня«, но и в ее формировании, в-третьих, обострение конкуренции за доступ к природным ресурсам, превращение энергетики в составную часть дипломатии.

 

 

 

 

 

Возникали ли с момента создания ШОС угрозы безопасности стран-членов, на которые организация должна была быстро реагировать?

 

В отношении проблем безопасности Россия, Китай и страны ЦАР активно сотрудничают в рамках ШОС. Одной из самых интересных инициатив, которые на саммите ШОС обсуждались, было предложение Президента Казастана Нурсултана Назарбаева создать Совещание по урегулированию территориальных и региональных конфликтов. Президент призвал создать совещание в рамках ШОС для урегулирования территориальных и региональных конфликтов, чтобы при их возникновении применять превентивные меры. В дальнейшем будут усиливаться позиции ШОС в области региональной безопасности. Объять все и всех невозможно. Надо сосредоточиться на той области, где у стран-участниц ШОС нет особых противоречий и разногласий. Однако трудно представить полноценное участие ШОС в разрешении внутриполитических конфликтов. Нет механизма этого участия, ведь любое вмешательство во внутренние дела может быть истолковано как покушение на суверенитет.

 

 

 

 

 

И все же, ШОС — исключительно военно-политическая организация, или в ее рамках развиваются и другие направления сотрудничества?

 

Главный акцент во внешнеполитической стратегии сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих, главным образом, из сопредельных с регионом стран. Для решения этой задачи предполагается: во-первых, активное участие стран ЦАР в деятельности межгосударственных объединений — Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ); во-вторых, укрепление экономического и политического сотрудничества с соседними странами — Россией, Китаем, а также среднеазиатскими государствами; в-третьих, расширение конструктивного взаимодействия с США, ЕС и НАТО. При этом нужно исходить из приоритета общности основополагающих интересов, необходимости достижения взаимовыгодных и взаимоприемлемых подходов к решению любых спорных проблем.

 

Для государств ЦАР важное значение имеет военно-политическая составляющая регионального интеграционного сотрудничества — в контексте обеспечения национальной безопасности страны. Эскалация напряженности и конфликтные ситуации, перманентно возникающие на границах стран СНГ, ставят на повестку дня вопрос о выработке совместных мер по противодействию различным явлениям, угрожающим их стабильности и дальнейшему развитию. Важным шагом в этом направлении стало подписание в мае 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности, впоследствии переименованного в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

 

 

 

 

 

Вывод войск США и, шире, НАТО из Афганистана — существует ли у ШОС алгоритм реагирования на возможные политические изменения или даже смещение баланса сил в неспокойном регионе?

 

Несомненно, все три основные державы ШОС преследуют в регионе свои интересы, во многом, схожие. Для РФ страны ЦАР — ключевой коллективный партнер на постсоветском пространстве.

 

Можно обозначить следующие основные интересы России в регионе:

 

— безопасность южных рубежей — регион выполняет роль буфера, отделяющего проблемный юг от российской территории;

 

— минеральные ресурсы, нефть и газ, контроль над транзитом;

 

— значительное русское население;

 

— геополитическое соперничество — ЦАР входит в сферу «жизненно важных интересов» и является участником интеграционных процессов под эгидой России.

 

 

 

 

 

В чем состоят интересы Китая в Организации и странах ЦАР?

 

Политика Китая в отношении Казахстана и остальной ЦА определяется следующими интересами:

 

— недопущение создания баз для уйгурских сепаратистских движений в ЦА;

 

— противодействие росту американского влияния в этом регионе, являющемся стратегическим тылом Китая;

 

— привязка к китайским рынкам и его превращение в источник импорта энергии, создание региональной торгово-экономической зоны.

 

Китай инициировал форму регионального сотрудничества в области безопасности — Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Основные направления деятельности ШОС: борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом (так называемые «три зла») и развитие экономического сотрудничества.

 

В настоящее время Китай очень осторожно ведет себя в отношении ЦА, заявляя о принципе «невмешательства во внутренние дела» других стран. Можно прогнозировать рост влияния Китая на внутренние дела Казахстана и других стран ЦА в среднесрочной перспективе, а в будущем и на внутренние дела России.

 

Казахстан выстраивает линию своего поведения исходя из следующих соображений:

 

— китайская экономическая экспансия в регион растет;

 

— вместе с экономическим внедрением увеличивается и китайская трудовая миграция, что, учитывая малонаселенность страны, представляет потенциальную угрозу;

 

— экономическая зависимость и привязанность к Китаю может подорвать государственный суверенитет;

 

— нестабильность в ЦА может спровоцировать вмешательство КНР во внутренние дела государств;

 

— рост китайской вовлеченности в дела региона не способствует процессам политической модернизации в ЦА, США и ЕС.

 

 

 

 

 

Как влияет на положение ШОС новая экспансия ЕС на Восток?

 

У ЕС нет четкой стратегии в отношении Центральной Азии в целом и Казахстана в частности. Главными причинами этого являются удаленность региона от границ союза (ЦА не попадает под программы «соседства») и невыраженность геополитических амбиций Европы, связанная со спецификой ЕС как наднационального политического проекта, большая часть энергии которого уходит на самоорганизацию внутреннего пространства.

 

Однако у европейских стран есть ряд и общих интересов в ЦА, продвижение которых и определяет внешнеполитический курс ЕС в регионе:

 

— противодействие нетрадиционным угрозам и вызовам безопасности (наркотрафик, эпидемии, исламский радикализм, миграция);

 

— энергетическая безопасность;

 

— продвижение европейских ценностей.

 

Участие европейцев в делах Казахстана направлено на достижение положительного, а не нулевого баланса интересов в регионе. Порой как страны ЕС, так и их организации рассматривают сотрудничество с Казахстаном сквозь призму отношений с РФ. В этом смысле европейские подходы до некоторой степени отличаются от более жестких и геополитически ориентированных установок США.

 



Источник: perevodika.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map