Захотят ли РФ и КНР внедрения новой региональной валюты?
Автор: Максим Михайленко
Политический журналист «фрАза»
Что такое Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)? Какие вызовы перед ней стоят, и по каким правилам соперничают основные игроки? В чем состоят приоритеты Казахстана?
Об этом — в интервью со Светланой Кожировой — заведующей кафедрой евразийских исследований, доктором политических наук, профессором ЕНУ им. Л. Н. Гумилева в Астане.
Светлана Басиевна, является ли ШОС азиатским аналогом НАТО, или, возможно, — иные задачи, иной масштаб?
Повышение уровня эффективности ШОС является серьезным вызовом для этой организации. Под эффективностью ШОС следует подразумевать международную дееспособность ШОС как субьекта международных отношений: роль ШОС в региональных делах; эффективность ШОС в реализации конкретных проектов сотрудничества, в частности, экономического.
С точки зрения субьекта международных отношений ШОС испытывает проблемы в практической реализации в международных делах общепринятой дипломатической линии. Надо констатировать, что международное сообщество пока по-разному оценивает деятельность ШОС, и оценки пока невысоки. Да и результаты реализации экономических проектов пока не столь утешительны. Проекты есть, но и они — в документах ШОС.
Не является ли ошибкой малоэффективности ШОС принятие слишком большого количества различных документов? Целесообразно не принимать большого числа документов, а сосредоточиться на наиболее важных для всех стран-участниц ШОС направлениях. Наблюдается расхождение между декларативными заявлениями и практическими делами.
Повышение эффективности ШОС, ее перспектив на будущее — весьма сложная задача. Для ее выполнения требуется комплексный подход с учетом координации интересов, структуры организации, позиционирования, сближения позиций, урегулирования внешних связей.
ШОС надо четко определиться в приоритетности сотрудничества с региональными организациями на евразийском пространстве — АСЕАН, СВМДА, Диалог сотрудничества в Азии (ДСА),ОЭС, Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии(СААРК), АТЭС, ЕврАзЭС и другие.
Необходимо с учетом современных угроз и вызовов стремиться к партнерскому сотрудничеству с вышеуказанными организациями на азиатском континенте. ШОС необходимо в первую очередь планомерно развивать сотрудничество с ЕврАзЭС, ОДКБ, формируя взаимодополняющие друг друга сотруднические структуры, избегая конкуренции.
И как это сделать?
Продолжить диалог с США и Европой. Ведь отношения диалога — это такая форма сотрудничества, которая откроет канал политических и экономических контактов, уменьшит напряженность и недопонимание из-за отсутствия информации, предоставит поле для сотрудничества в области борьбы с терроризмом, наркотрафиком, обеспечения региональной стабильности и ликвидации бедности. Подобное сотрудничество необходимо и в вопросе стабилизации ситуации в Афганистане.
Что касается отношений ШОС с ООН, ОБСЕ, то эти отношения должны касаться тех проблем, которые затрагивают национальные интересы каждой страны-участницы ШОС в области безопасности, стабильности, борьбы с международным терроризмом.
Если касаться сотрудничества с ЕС, то это скорее вопросы экономического сотрудничества, изучение накопленного ЕС опыта координации взаимодействия в экономической сфере, принятия важных документов в сферах экономики, налоговой, финансовой политики и т. д.
Иногда поднимается вопрос о введении региональной валюты в рамках Организации — насколько это реалистично?
Что касается вопроса введения новой региональной валюты в рамках ШОС — это весьма проблематичный вопрос. Как известно, инициативы о введении региональной валюты в рамках тех иных организаций за последнее время довольно часто озвучиваются на разных уровнях. В основном это было связано с прошлогодним финансовым кризисом и эффектами, которые повлияли на курс мировой валюты, доллара США по отношению к другим валютам.
Однако любое введение региональной валюты, в том числе, в рамках ШОС требует создания определенных условий финансово-экономического плана. Какую валюту избрать, как осуществлять взаиморасчеты, только ли в рамках ШОС или и на двустороннем уровне торгово-экономических отношений — это не ясно. Да и уровень экономического потенциала РФ, КНР, Казахстана и других стран-участниц ШОС весьма разнится.
Если будет решен вопрос принятия в ШОС в качестве полноправных членов в будущем Индии и Пакистана, то вопрос еще более осложнится. Сейчас китайская валюта юань также рассматривается в качестве основной валюты наряду с долларом и евро в мировых денежных расчетах. Укрепляется российский рубль. Захотят ли РФ и КНР внедрения новой региональной валюты?
Таким образом, введение региональной валюты в рамках ШОС пока недостаточно обоснованно, необходимо расширение сотрудничества между ее участниками, создание банка ШОС и решение многих проблемных вопросов для реализации инициативы о региональной валюте.
Многие региональные организации имеют свои банки реконструкции и развития. Как с этим в ШОС?
Необходимо продолжить формирование механизма финансирования совместных проектов ШОС. В перспективе можно было бы при реальном и успешном продвижении многостороннего экономического сотрудничества продумать вопрос создания единого международного банка ШОС с определенным уставным капиталом для финансирования проектов в рамках ШОС. Приоритетными проектами должны оставаться проекты в сфере энергетики, транспорта, инфраструктуры. Думаю, что инновационные проекты будут пользоваться поддержкой, как и проекты, направленные на укрепление продовольственной безопасности стран Организации.
Три связанных между собой вопроса. Как вы оцениваете итоги Бишкекской встречи ШОС? Существует ли соперничество между Москвой и Пекином в рамках ШОС? Как вы оцениваете итоги Бишкекской встречи Организации?
Безусловно, конкуренция между странами в регионе, присутствует, особенно, что касается Китая и России. Так, на прошедшем саммите ШОС высказались о широкомасштабной экономической экспансии Китая на пространстве Центральной Азии, ведь китайский капитал сегодня контролирует уже больше четверти активов главной отрасли экономики страны.
В экономическом плане у каждой страны свои приоритеты. Китай заинтересован в данном экономическом пространстве для продвижения своей продукции, получая взамен сырьевые ресурсы. Россию и центральноазиатские страны эта позиция может не устраивать. Так что экономические перспективы — это должны быть такие экономические проекты, которые будут легитимно оказывать влияние на внутриполитические и социальные процессы в странах-участницах ШОС. Поэтому предпочтительнее пытаться в рамках ШОС подталкивать Китай решать стратегические вопросы экономического характера в формате отношений ШОС-СНГ
Между двумя крупнейшими странами объединения отсутствует общее понимание того, в чем должны заключаться его приоритеты. Москва склонна делать упор на вопросы безопасности, Пекин — на экономическое сотрудничество. Иными словами, Россия хотела бы видеть ШОС средством укрепления своего стратегического присутствия в Центральной Азии, а Китай — инструментом расширения своей экономической экспансии. Один из путей стабилизации российских позиций в ШОС заключается в создании на постсоветском пространстве более глубокого объединения — зоны свободной торговли и постепенного распространения этих правил на ШОС. Во всяком случае, такой посыл был озвучен российской делегацией на саммите в Астане. В этом же ключе можно рассматривать предложение президента Медведева создать до конца года «дорожную карту» многостороннего торгово-промышленного сотрудничества ШОС.
Какую роль в ШОС играет Республика Казахстан?
Для Казахстана приемлемо следовать некоторому мораторию в части форсирования приема новых государств в члены ШОС. Совместно с Секретариатом ШОС мы активно работаем над созданием выгодных форм сотрудничества со странами-наблюдателями ШОС. Казахстан стремится сохранить свои стратегические возможности в формате ШОС, что согласуется с многовекторной внешней политикой РК. Одновременно Астана выступает за поддержание баланса интересов и сотрудничества ведущих игроков в регионе — РФ , КНР, Казахстана. Мы продолжаем отстаивать собственные позиции в ШОС через призму национальных интересов Казахстана. Но мы поддерживаем генеральную линию ШОС и выстраиваем особую повестку дня, дифференцируем экономическую политику, нацеленную на углубление малоформатной интеграции.
Несмотря на последствия для некоторых государств-участников ШОС мирового финансового кризиса, Астана продолжает линию на доступ казахстанского капитала к реализации инвестиционных проектов в странах-участницах ШОС. Также изучаются вопросы создания судоходного канала «Волга-Дон 2», возможного создания торгового флота ШОС на Тихом океане что дает возможности широкого выхода Казахстана к морю.
При определении позиций Казахстана в контексте расширения сотрудничества необходимо учитывать и такие обстоятельства, как возникновение возможных проблем. Во-первых, возрастание роли Китая в мировом геополитическом пространстве, во-вторых, позиционирование России как глобального игрока, участвующего не только в " реализации международной повестки дня«, но и в ее формировании, в-третьих, обострение конкуренции за доступ к природным ресурсам, превращение энергетики в составную часть дипломатии.
Возникали ли с момента создания ШОС угрозы безопасности стран-членов, на которые организация должна была быстро реагировать?
В отношении проблем безопасности Россия, Китай и страны ЦАР активно сотрудничают в рамках ШОС. Одной из самых интересных инициатив, которые на саммите ШОС обсуждались, было предложение Президента Казастана Нурсултана Назарбаева создать Совещание по урегулированию территориальных и региональных конфликтов. Президент призвал создать совещание в рамках ШОС для урегулирования территориальных и региональных конфликтов, чтобы при их возникновении применять превентивные меры. В дальнейшем будут усиливаться позиции ШОС в области региональной безопасности. Объять все и всех невозможно. Надо сосредоточиться на той области, где у стран-участниц ШОС нет особых противоречий и разногласий. Однако трудно представить полноценное участие ШОС в разрешении внутриполитических конфликтов. Нет механизма этого участия, ведь любое вмешательство во внутренние дела может быть истолковано как покушение на суверенитет.
И все же, ШОС — исключительно военно-политическая организация, или в ее рамках развиваются и другие направления сотрудничества?
Главный акцент во внешнеполитической стратегии сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих, главным образом, из сопредельных с регионом стран. Для решения этой задачи предполагается: во-первых, активное участие стран ЦАР в деятельности межгосударственных объединений — Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ); во-вторых, укрепление экономического и политического сотрудничества с соседними странами — Россией, Китаем, а также среднеазиатскими государствами; в-третьих, расширение конструктивного взаимодействия с США, ЕС и НАТО. При этом нужно исходить из приоритета общности основополагающих интересов, необходимости достижения взаимовыгодных и взаимоприемлемых подходов к решению любых спорных проблем.
Для государств ЦАР важное значение имеет военно-политическая составляющая регионального интеграционного сотрудничества — в контексте обеспечения национальной безопасности страны. Эскалация напряженности и конфликтные ситуации, перманентно возникающие на границах стран СНГ, ставят на повестку дня вопрос о выработке совместных мер по противодействию различным явлениям, угрожающим их стабильности и дальнейшему развитию. Важным шагом в этом направлении стало подписание в мае 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности, впоследствии переименованного в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Вывод войск США и, шире, НАТО из Афганистана — существует ли у ШОС алгоритм реагирования на возможные политические изменения или даже смещение баланса сил в неспокойном регионе?
Несомненно, все три основные державы ШОС преследуют в регионе свои интересы, во многом, схожие. Для РФ страны ЦАР — ключевой коллективный партнер на постсоветском пространстве.
Можно обозначить следующие основные интересы России в регионе:
— безопасность южных рубежей — регион выполняет роль буфера, отделяющего проблемный юг от российской территории;
— минеральные ресурсы, нефть и газ, контроль над транзитом;
— значительное русское население;
— геополитическое соперничество — ЦАР входит в сферу «жизненно важных интересов» и является участником интеграционных процессов под эгидой России.
В чем состоят интересы Китая в Организации и странах ЦАР?
Политика Китая в отношении Казахстана и остальной ЦА определяется следующими интересами:
— недопущение создания баз для уйгурских сепаратистских движений в ЦА;
— противодействие росту американского влияния в этом регионе, являющемся стратегическим тылом Китая;
— привязка к китайским рынкам и его превращение в источник импорта энергии, создание региональной торгово-экономической зоны.
Китай инициировал форму регионального сотрудничества в области безопасности — Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Основные направления деятельности ШОС: борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом (так называемые «три зла») и развитие экономического сотрудничества.
В настоящее время Китай очень осторожно ведет себя в отношении ЦА, заявляя о принципе «невмешательства во внутренние дела» других стран. Можно прогнозировать рост влияния Китая на внутренние дела Казахстана и других стран ЦА в среднесрочной перспективе, а в будущем и на внутренние дела России.
Казахстан выстраивает линию своего поведения исходя из следующих соображений:
— китайская экономическая экспансия в регион растет;
— вместе с экономическим внедрением увеличивается и китайская трудовая миграция, что, учитывая малонаселенность страны, представляет потенциальную угрозу;
— экономическая зависимость и привязанность к Китаю может подорвать государственный суверенитет;
— нестабильность в ЦА может спровоцировать вмешательство КНР во внутренние дела государств;
— рост китайской вовлеченности в дела региона не способствует процессам политической модернизации в ЦА, США и ЕС.
Как влияет на положение ШОС новая экспансия ЕС на Восток?
У ЕС нет четкой стратегии в отношении Центральной Азии в целом и Казахстана в частности. Главными причинами этого являются удаленность региона от границ союза (ЦА не попадает под программы «соседства») и невыраженность геополитических амбиций Европы, связанная со спецификой ЕС как наднационального политического проекта, большая часть энергии которого уходит на самоорганизацию внутреннего пространства.
Однако у европейских стран есть ряд и общих интересов в ЦА, продвижение которых и определяет внешнеполитический курс ЕС в регионе:
— противодействие нетрадиционным угрозам и вызовам безопасности (наркотрафик, эпидемии, исламский радикализм, миграция);
— энергетическая безопасность;
— продвижение европейских ценностей.
Участие европейцев в делах Казахстана направлено на достижение положительного, а не нулевого баланса интересов в регионе. Порой как страны ЕС, так и их организации рассматривают сотрудничество с Казахстаном сквозь призму отношений с РФ. В этом смысле европейские подходы до некоторой степени отличаются от более жестких и геополитически ориентированных установок США.
Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|