В 2010 году в США был принят закон о налогообложении иностранных счетов FATCA (ФАТКА). Закон был принят для того, чтобы повысить эффективность сбора налогов, пресечь уклонение от уплаты налогов в американскую казну со стороны тех физических и юридических лиц, которые находятся за пределами США, имеют за рубежом свой бизнес, открывают счета в иностранных банках. Согласно этому закону, граждане и компании США (или с участием капитала американских юридических и физических лиц) обязаны платить налоги в американскую казну независимо от своего местонахождения. Закон имеет ярко выраженный экстерриториальный характер, то есть затрагивает не только юридических и физических лиц США, но также юридических лиц других государств. Конкретно речь идет о банках других стран, которые, согласно ФАТКА, должны докладывать в налоговую службу США (IRS) о своих клиентах, если они относятся к категории американских налогоплательщиков. С 1 июля 2014 года наступает финальная фаза введения закона. С этого момента неамериканские банки обязываются предоставлять всю необходимую информацию о своих клиентах, подпадающих под определение «налогоплательщик США», в налоговую службу США. Банкам, которые не будут выполнять данное требование или будут предоставлять искаженную или неполную информацию, грозят санкции, например, в виде изъятия значительных сумм с корсчетов таких банков в банках США, а также автоматическое удержание 30 % сумм любых финансовых транзакций таких банков, проходящих через банковскую систему США. А поскольку громадное количество транзакций осуществляется в долларах США, то такие операции неизбежно будут проходить через банковскую систему США. Соответственно, эффективность санкций против банков-нарушителей закона ФАТКА будет высокой. Это жесткий вариант действия ФАТКА.
Вашингтон рассматривает также мягкий вариант. Он предполагает, что банки других стран не взаимодействуют напрямую с налоговой службой США, а имеют дело с налоговыми службами своих стран. А последние, в свою очередь, предоставляют консолидированную информацию налоговой службе США. Мягкий вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения между США и соответствующей страной. Мягкий вариант в свою очередь предполагает две опции. В первом случае обмен информацией налогового характера осуществляется на взаимной основе. То есть другие страны также могут получить информацию о налоговых уклонистах, хранящих своих деньги в банках США и/или осуществляющих операции через банки США. Это симметричный вариант соглашения. Однако может быть и асимметричный вариант, при котором только налоговая служба получает необходимые сведения из другой страны. Большинство стран Западной Европы уже подписали соглашения по ФАТКА с США. Другие страны находятся на разных стадиях подготовки подобных соглашений. К середине текущего года общее число стран, подписавших соглашение, может достичь пятидесяти. Налоговая служба США на днях опубликовала список стран, с которыми ведутся переговоры по выполнению условий ФАТКА и на которые до конца года санкции распространяться не будут. Это Австралия, Бельгия, Бразилия, Британские Виргинские острова, Ямайка, Косово, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Польша, Португалия, Катар, Южная Африка, Южная Корея, Румыния.
Какова реакция России на введение ФАТКА? Некоторые банки, не дожидаясь решения властей по данному вопросу, стали готовиться к жесткому варианту, начав закупку необходимого программного обеспечения и организовав соответствующее обучение сотрудников. В 2013 году Минфин России заявил, что приступил к подготовке соглашения с США. То есть возникла надежда на то, что российские банки будут работать в условиях мягкого варианта. Минфин РФ неоднократно заявлял, что в начале 2014 года соглашение будет подписано. Ряд экспертов выражал надежду на то, что оно будет симметричным. В этом случае Россия могла бы обратить изначальное зло себе в пользу. Соглашение по ФАТКА могло бы стать эффективным инструментом предотвращения бегства капитала из России в США.
В результате кризиса на Украине процесс подготовки к подписанию российско-американского соглашения по ФАТКА затормозился. А в марте, после того как Крым вошел в состав Российской Федерации, Вашингтон заявил, что вообще прекращает переговоры с Москвой о подписании соглашения по ФАТКА. Реакцией российского Минфина на этот демарш стала подготовка в срочном порядке законопроекта, определяющего режим функционирования российских банков с 1 июля 2014 года, то есть с учетом действия закона ФАТКА. Как можно судить по некоторым утечкам, законопроект предоставляет российским банкам право напрямую передавать в иностранные налоговые службы сведения о своих клиентах и состоит из поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации и закона о банковской тайне и персональных данных. Сейчас банки могут передавать данные о клиентах без их согласия ограниченному кругу лиц, и иностранные налоговики в этот круг не входят.
Одно время казалось, что российские банки смогут избежать санкций, предусмотренных ФАТКА, воспользовавшись проверенной схемой, – открытием корсчетов не в американских, а в европейских банках. Теперь это не срабатывает. Ведь европейские банки становятся агентами налоговой службы США (IRS), и они должны автоматически осуществлять штрафные санкции в отношении своих партнеров по банковскому бизнесу. То есть неамериканские банки становятся не только агентами, действующими в интересах IRS, но также агентами по реализации санкций США в отношении банков, которые Вашингтон считает нарушителями.
Налоговая служба США предупреждает, что российские банки еще имеют шанс избежать санкций, если сами зарегистрируются на сайте IRS до 5 мая и получат идентификационный номер (GIIN). С 1 июля этот номер надо показывать всем контрагентам-участникам ФАТКА, чтобы они не предпринимали штрафных санкций в отношении зарегистрированного банка. Некоторые эксперты отмечают, что из всего спектра санкций Вашингтона против Москвы механизм санкций против российских банков, созданный на основе закона ФАТКА, может оказаться самым болезненным.
Ряд российских банкиров уже высказали свои опасения по поводу того, что прямое взаимодействие банков РФ с налоговой службой США делает российские банки весьма уязвимыми. При желании американские налоговики могут всегда найти нарушения в действиях российских банков и принять по отношению к ним санкции. Угроза санкций со стороны США в связи с возможными нарушениями ФАТКА российскими банками представляется даже более реальной, чем угроза блокирования платежных систем VISA и MasterCard.То или иное развитие этот вопрос получит 11 апреля на встрече «финансовой двадцатки» в Вашингтоне, где должны состояться переговоры российского и американского министров финансов.
В СМИ отмечалось, что в России готовится закон, аналогичный американскому закону ФАТКА, однако реальные рычаги давления на банки США у Российской Федерации ограничены. Для эффективной защиты российских банков от американского закона ФАТКА потребуется коренная перестройка российской финансово-банковской системы.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: