Валентин Катасонов
Президент США Барак Обама уже договорился до того, что считает Россию «региональной державой, которая запугивает своих соседей из-за своей слабости, а не силы». По словам Обамы, Россия «не является угрозой № 1 для безопасности США». Ну что ж, президента, которого американцы обвиняют в слабоволии и бессилии в противоположность Владимиру Путину, можно понять — если ничего не получается сделать реально, так хоть на словах отыграться.
Впрочем, это характерная особенность всех политиков, которые вовсю бросаются санкциями, не понимая экономической реальности ситуации. Зато американские финансисты высказываются вполне конкретно. О том, как Россия может уничтожить экономику США в четыре финансовых приема, известный трейдер мирового рынка золота Джим Синклер, которого прозвали «золотой жук», дал интервью американскому интернет-изданию USA Watchdog. В своем интервью Синклер рассказал о слабых местах американской экономики, которыми может воспользоваться Россия.
Первый удар может быть нанесен по доллару. Не секрет, что сила американской национальной валюты базируется на соглашении с Саудовской Аравией и странами ОПЕК о том, что все контракты на поставку энергоносителей должны быть номинированы в долларах. За счет этого после отмены «золотого стандарта» доллар получил обеспечение в виде нефти, а взамен США обещали военную помощь проамериканским ближневосточным странам.
Как поясняет Синклер, индекс доллара, который показывает его курс по отношению к евро, иене, фунту стерлингов, шведской кроне и швейцарскому франку, практически всегда держится за счет действий Стабилизационного валютного фонда США (Exchange stabilization fund). И когда индекс доллара падает ниже 80, фонд старается вернуть показатель к уровню 80,5 или 81,2, так как необходимо создать впечатление силы. Но доллар уже чувствует давление даже от возможности перехода на евро при расчетах с Европой.
«Нефтедоллар — это импульс для доллара США. Если Россия бросит вызов нефтедоллару, начнет продавать энергоносители в другой валюте, произойдет изменение импульса, и тогда индекс доллара может снизиться до 76», — предупреждает трейдер.
Логическим продолжением действий России на мировом финансовом рынке, и вторым ударом по экономике США может стать потеря американского влияния на Европу. Если Россия начнет принимать плату за энергоносители в европейской валюте, то американская валюта опустится к евро до уровня 1,5 доллара. В результате курс европейской валюты вырастет, стоимость энергоносителей упадет, а сами европейцы будут просто в восторге от возможности проводить платежи в евро.
Как говорит Синклер; «Меркель заткнется и будет улыбаться, потому что Евросоюзу в долгосрочной перспективе необходим дорогой евро». Впрочем, канцлер Германии Ангела Меркель уже и без того изменила риторику в отношении санкций. Видимо, пресытившись политической болтовней, она вспомнила об экономике — о том, что 300 тыс. рабочих мест в Германии зависят от экономических отношений с Россией, а торговый оборот между странами за 2013 год составил 76 млрд евро.
Третьим ударом по потребителям в США, который станет нокдауном для Обамы, будет то, что в результате всех этих изменений стоимость бензина в Америке вырастет на доллар за галлон — до 5 «баксов». Так как Америка - страна автомобилей, то такого рядовые американцы правительству не простят. Кроме того, по мнению Синклера, при нынешнем плохом деловом климате в США рост стоимости горючего может запросто вызвать гиперинфляцию в экономике страны.
Ну и четвертым, нокаутирующим ударом, станет крах американского фондового рынка. «Россия держит его (нефтедоллар) одной рукой и может в одно мгновение ответить таким образом, чтобы вызвать крах Dow (ведущий индикатор американского рынка), какого еще не было в истории», — предупреждает «золотой жук».
Он уверен, что в результате этого США будут вынуждены использовать платежи не в долларе, а в другой валюте, и это будет «равносильно выстрелу себе в ногу». «Они (россияне) могут перевернуть американскую экономику с ног на голову и уничтожить ее полностью. Можно сколько угодно размахивать американским флагом, но факт есть факт — у них есть такая возможность», — заключил Синклер. Джим Синклер называет это «экономической ядерной бомбой в руках Путина, которую он может привести в действие в любой момент».
Видимо, правильно говорят на рынке, что деньги не имеют национальности, поэтому финансисты могут быть объективными, в отличие от политиков.
Рубль беззащитен перед Соросом
Одновременно с появлением в печати интервью Синклера, первый зампред Банка России Ксения Юдаева заявила, что «рубль — наиболее защищенная валюта, с точки зрения защиты от американских санкций». Поэтому ни Центробанк, ни правительство, как заявили ранее главы Минфина и Минэкономразвития, даже не обсуждают возможность ограничения валютных операций и движения капитала в ответ на санкции. Напротив, они ожидают даже некоторого укрепления российской валюты и «обратного процесса перехода из валюты в рубли» в отечественной экономике, по крайней мере — «в ближайшей перспективе».
Неужели действительно наш рубль полностью защищен от атаки США? Об этом «СП» спросила профессора кафедры международных финансов МГИМО, доктора экономических наук Валентина Катасонова.
- Стоимость рубля определяет доллар. Происходит это потому, что наша национальная валюта ориентирована на золотовалютные резервы Центрального банка, в которых пока еще преобладает долларовая составляющая. Для того, чтобы рубль был защищен от внешних атак, он должен эмитироваться не под покупку валюты на рынке, а под обязательства реального сектора экономики России. А у нас этого нет, потому что Центральный банк, хотя и публикует официальную ставку рефинансирования, но реального рефинансирования банков под какие-то экономические проекты не осуществляет, а лишь дает им деньги по ставке РЕПО, под залог ценных бумаг. И то, что наши денежные власти делают такие заявления, для меня более чем странно.
«СП»: — Что касается заявлений Синклера. Действительно Россия может уничтожить экономику США в четыре удара?
- Синклер — известный аналитик рынка, но тут он, конечно, немного преувеличил роль России. Да, в случае введения санкций, Соединенные Штаты могут оказаться в роли той самой унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Если США введут экономические санкции, то мы просто переориентируемся на другие рынки, где будем продавать нефть и газ уже не в долларах, а в евро, юанях или рупиях. И, соответственно, американский доллар потеряет значительную долю своего влияния в мире, что нанесет чувствительный удар, прежде всего, по ФРС США. Но Россия будет играть во всем этом не активную, а, скорее, пассивную роль.
«СП»: — А могли бы играть активную роль?
- Могли бы. Например, недавно прошли публикации в печати о том, что Россия вынула из Нью-Йоркского федерального банка, входящего в ФРС, американских казначейских бумаг на 104,5 млрд долларов, но, судя по всему, их просто переложили в другой депозитарий на хранение. А ФРС, при желании, может добраться до любого депозитария в мире, чтобы заморозить выплаты по этим госбумагам. Поэтому надо было не просто вытащить эти госбумаги, а тут же конвертировать их в доллары, которые потратить на приобретение госбумаг каких-либо других стран, или на приобретение активов за рубежом. Вот тогда бы это была активная позиция. Но пока, к сожалению, мы реагируем на угрозы санкций слабо. Недооценивать возможности США, как этот делают российские денежные власти, нельзя.
«СП»: — Обама в конце марта собирается посетить Саудовскую Аравию, что связывают с предложением Джорджа Сороса ударить по России снижением цен на нефть. Сможет ли Обама стать вторым Рональдом Рейганом, который в 80-х годах, договорившись с арабскими шейхами, сбил мировые цены на нефть и создал огромные трудности для СССР?
- Конечно, США может попытаться повторить то, что произошло в 1986 году, но для этого Обаме вовсе не обязательно ехать в Саудовскую Аравию и уламывать саудовских шейхов. Потому что сегодня финансовые власти США вполне могут обвалить мировой рынок нефти, просто используя производные финансовые инструменты, рынок которых находится в Нью-Йорке. Для этого ФРС достаточно дать команду, и американские банкиры, играющие на этом рынке, легко смогут это сделать — без всякой договоренности с нефтеэкспортерами. Конечно, это произойдет не сразу, потому что фьючерсные и опционные контракты на нефть на рынке производных инструментов заключаются на определенные сроки, но уже через полгода это сделать вполне можно.
«СП»: — Если вспомнить действия того же Сороса, который в 90-х годах обвалил фунт стерлингов прямой атакой на британский рынок, насколько оправдано то, что российские денежные власти не собираются вводить ограничения на движения валют через границы?
- Видимо, это показатель того, что мы до сих пор находимся в зависимости от Вашингтона, потому что не смеем ущемлять права международных валютных спекулянтов. А у них любые ограничения сразу вызывают испуг, напоминают о ситуации в тех же 90-х годах, когда Малайзия во время Азиатского финансового кризиса ввела запрет на движение капитала через границы. После чего ей удалось сохранить свой внутренний рынок от обвала, а все валютные спекулянты оказались в клетке. После этого США буквально накинулись на премьер-министра Малайзии, и заставили его уйти. Наши власти, видимо, боятся подобной реакции на введение валютных ограничений. Так что, в случае появления любого такого «Сороса», российский рубль будет беззащитен. Кстати, и без этого чистый отток капитала из России по итогам года прогнозируется в размере 100 млрд долларов, что станет серьезным ударом по рублю. И это еще официальный прогноз министра экономики Алексея Улюкаева. А независимые эксперты ИЭП им. Гайдара и экономисты Всемирного банка, в один голос говорят о 150 млрд долларов оттока. Разве это не повод для властей, чтобы ввести валютные ограничения прямо сейчас?
Источник
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
--------------------