Программа количественного смягчения не помогает США, пришли к выводу экономисты из нескольких университетов страны. Дешевые доллары оседают в карманах банкиров и трейдеров и не доходят до реального сектора
Вашингтон. 22 октября. FINMARKET.RU - Три не связанных друг с другом исследования уважаемых экономистов доказывают - усилия Федеральной резервной системы по стимулированию экономики не увенчались успехом. Сразу после кризиса ФРС начала масштабную программу выкупа активов (QE). Покупая казначейские облигации и ипотечные бумаги регулятор вкачивал деньги в слабую экономику. Согласно плану ФРС, это должно было подвигнуть американские банки активней выдавать кредиты малым и средним компаниям, чтобы они развивали производство и нанимали новых сотрудников.
Однако в реальности программа QE не оказала никакого влияния на размер ВВП США, объясняет бывший старший экономист Федерального резервного банка Далласа Лейси Хант.
Бен - ты не прав
Один из ведущих специалистов по эконометрике и член комитета Национального бюро экономических исследований США Роберт Холл заключил, что действия ФРС не только не решили проблему, но и ухудшили экономические условия в стране. Сочетание низкого уровня инвестиций и низкого потребления вылилось во внеочередное снижение объемов производства. Это должно было привести к уходу реальной процентной ставки в глубокий минус. Но ФРС проигнорировала реальность и оставила ставку на уровне, близком к нулю.
Ошибкой была и политика таргетирования ВВП. Теперь регулятору нужно внимательно следить за банками с большим капиталом и проводить более строгие стресс-тесты.
Другой выдающийся теоретик денежно-кредитной политики - постоянный профессор Принстонского университета Хен Сонг Шин - изучил среднюю годовую ставку по кредитам во всех коммерческих банках США, эффективную ставку по федеральным фондам и спрэд между ними. Он также оценил сопоставимые показатели в Европе.
И в США, и в Европе спрэды увеличились. А это значит, что ликвидности на финансовых рынках стало меньше, хотя ФРС разбрасывала доллары с вертолета, а Европейский центробанк - нет.
Шин также проанализировал рынок кредитования нефинансовых предприятий в США. Он обнаружил, что кредитование бизнеса в США находится в глубоком застое. Новые компании не выходят на рынок, а старые не создают новых рабочих мест. Уровень совокупного долга бизнеса по отношению к ВВП сейчас больше, чем в 2007 году.
Еще одно исследование, проведенное Арвиндом Кришнамурти из Северо-Западного университета (Мичиган) и Аннетт Виссинг-Йоргенсен из Университета Калифорнии, подтверждает вывод о неэффективности QE. Экономисты нашли доказательства того, что эффект от выкупа активов на экономику был ограниченным. И, поскольку программа количественного смягчения до сих пор не закончена и окончательная ее стоимость неизвестна, он может сойти на нет.
Кришнамурти и Виссинг-Йоргенсен критикуют ФРС за отсутствие четкой стратегии покупки активов. Они утверждают, что отсутствие конкретных целей (общие слова о снижении безработицы и "двойном мандате" не в счет), осложняет сворачивание QE. Инвесторы попросту не знают, почему регулятор покупает одни бумаги, не покупает другие, и когда он начнет их продавать. Рынок уже несколько лет живет в состоянии полной неопределенности и готов распродать все, если Бернанке неосторожно подмигнет или поднимет бровь.
Все эти исследования были представлены на ежегодной встрече глав резервных банков США в Джексон-Хоуле в августе 2013 года. Впрочем, и без научных работ понятно, что программа количественного смягчения имеет массу недостатков. За пять лет смягчения баланс ФРС вырос в четыре раза, и любому обывателю понятно, что распродать активы на три триллиона долларов ФРС в ближайшее время не сможет.
Недопустимый ущерб
Программа количественного смягчения все-таки работает, но не так как хотелось финансовым властям. Она выгодна огромным банкам, гигантским корпорациям и прочим спекулянтам, утверждает Джесси Хант.
Поскольку процентные ставки с 2008 года остаются на крайне низком уровне, банкам не выгодно раздавать традиционные кредиты. Намного прибыльней выделить ресурсы своим торговым подразделениям, чтобы те смогли играть на финансовом рынке. Именно так и поступает большинство кредитных организаций.
В сентябре главный показатель движения денег в экономике - денежный мультипликатор - упал до рекордно низкого уровня - 3,1. То есть каждый доллар, потраченный ФРС увеличивает денежную массу в 3,1 раза. Еще в 2008 году денежный мультипликатор составлял 9,3. Последний раз антирекорд по неэффективности расходов ФРС был установлен в конце 1940 года, но даже тогда этот коэффициент составлял 4,5.