Великобритания с трудом переживает один из самых длинных периодов экономической депрессии, а банковская система страны нуждается в реформировании. Рецессия в Великобритании продолжается уже на протяжении четырех лет, и понадобится еще два года, прежде чем страна вернется к уровню производства 2008 года.
Такое положение дел особенно необычно, потому что, в отличие от 1930-х годов или конца 19-го века, сегодня у нас есть социальное государство — даже если сегодня коалиция успешно доставляет ей проблемы — и такое государство отвечает требованиям общества. Тем не менее, сейчас мы переживаем один из самых длинных периодов экономической депрессии за последние 150 лет. Великобритания стоит на месте. Если не состоятся изменения, мы получим потерянное десятилетие, как это произошло в Японии.
Условия дискуссии хорошо известны. Читатели, вероятно, уже привыкли репетировать аргументы за и против правительственной программы жесткой экономии в своем сне. В то же время я считаю, что наша экономика нуждается в увеличении спроса и меньшей озабоченности по поводу снижения соотношения государственного долга к ВВП, а тот факт, что процентные ставки сегодня являются самыми низкими с начала 18-го века, является недостаточным для устойчивого восстановления экономики.
Здесь задействованы более глубокие экономические силы. Продолжительность кризиса, безусловно, свидетельствует о том, насколько дисфункциональными стали три взаимосвязанные столба британского капитализма.
Финансовая система не выполняет свою работу по страхованию рисков и предоставлению кредитов тем, кто в них действительно нуждается. Система права собственности не способствует привлечению и управлению, которые являются предпосылками для капиталистического развития. Инновационная и инвестиционная системы сдерживают инвестиции в бизнес и оставляют их в нижней части турнирной таблицы международного бизнеса.
Так как эти три системы не работали, Великобритания попала в кризис большого масштаба с огромным накоплением частных долгов и слишком малыми производственными мощностями. Эта дисфункциональность продолжается и усилена тем, что спрос сдерживается, что создает экономическую перспективу потерянного десятилетия. Эти системы требуют коренного реформирования.
Совокупные активы британских банков превышают в пять раз сумму нашего национального производства и они почти не сократились в размерах
Давайте начнем с финансов. Великобритания сегодня может похвастаться двумя большими банками, RBS и Lloyds, чьи активы почти в два раза больше размеров нашей экономики. Однако, RBS без государственных гарантий и поддержки не мог бы продолжать свою деятельность. Ошибки обоих банков получили славу эпических, а их убытки в кредитовании были настолько огромны, что если бы их потери материализовались, то способность Lloyds торговать была бы поставлена под большое сомнение.
Сегодня уже стало очевидным, что меры, примененные правительством в 2008 году, были недостаточными. Оба банка нужно было национализировать, а их финансовые остатки нуждались в детоксикации из-за перевода сотен миллиардов плохих кредитов в «плохой банк». Сейчас оба банка — это живые мертвецы, чьи возможности вернуться к нормальной финансовой деятельности находятся за пределами их компетенции.
Но что же тогда нормальная деятельность? Совокупные активы британских банков превышают в пять раз сумму нашего национального производства и они почти не сократились в размерах. Предположения, на которых решались условия кредитования, были сделаны ошибочно.
Большие суммы кредитования предоставлялись другим банкам для поддержки создания абсурдных финансовых инструментов в их инвестиционных банковских подразделениях, якобы защищающих их от рисков. Теперь мы знаем, что они не справились с этой задачей.
Но, что более важно, была сформирована культура, в которой инвестиционный банкинг казался умным и харизматичным источником достижения успеха. Прозаическая сфера кредитования бизнеса и сферы обслуживания приносила низкие доходы и ею занимались неохотно.
Невероятно, но лишь 5% кредитования приходилось на британские компании, и возможно, 1% — в компании инновационного сектора. После разрыва этого финансового пузыря британская финансовая система потеряла свою функциональность, она не в состоянии выполнять свою ключевую роль: переводить краткосрочные депозиты в форму более долгосрочного кредитования, которое поддерживает инвестиции и инновации.
Банк Англии имеет наиболее консервативные и заскорузлые отношения с банковской системой
Все это только усиливает ее несостоятельность. Однако, именно сейчас мы нуждаемся в банках, которые способны кредитовать успешных клиентов, чтобы поддержать экономическое восстановление, и одновременно нужно снижать гигантские размеры банков. Нам требуется введение новой «нормы».
Так что же делать? Первая задача заключается в реформировании того, как Банк Англии работает с банковской системой — это наиболее консервативные и грубые отношения среди всех промышленно развитых стран. Банк отказывается принимать в качестве залога любые формы коммерческого кредитования, когда он работает на денежном и кредитном рынках.
Это делает высоко централизованную банковскую систему, которая боится рисков, еще более консервативной и склонной к уклонению от рисков. Более того, наши регуляторы настаивают на том, что банки должны изымать гарантированные объемы капитала из сферы бизнес-кредитования.
Успешный кандидат, стремящийся заменить Мервина Кинга на посту руководителя области, должен предложить реформирование этой системы.
Я подозрительно отношусь к созданию монстра — Национального инвестиционного банка: он будет слишком статичным и будет вынужден удовлетворять слишком много различных требований. Необходимо внедрить больше конкуренции: доля любого банка на любом рынке должна быть ограничена 15%. И, наконец, нужно создать «плохой банк» для хранения токсичных кредитов.
Если составим это все вместе, то получим банковскую систему, которая будет служить нам, но изменения в культуре всегда происходят последними. Новоназначенный генеральный директор Barclays Энтони Дженкинс дал понять, что он не хочет, чтобы его банк стал на рельсы социально бесполезного или убийственного для своей репутации инвестиционного банкинга. Однако, только путем последовательных фиаско, штрафов и затруднений деятельности руководящему совету пришлось согласиться с его позицией.
Он и другие, которые думают так же, нуждаются в поддержке и одним из путей работы есть ограничения и более четкое определение деятельности инвестиционных и коммерческих банков, которое предложил сэр Джон Викерс. Его доклад претерпел большие изменения и был слишком запоздалым.
В нем предложен широкий набор банковских реформ в Британии всех времен. Международное мнение все больше движется в этом направлении. Не существует никакой опасности, что банки побегут из страны.
Я понимаю, что регуляторы в США сообщили Банку Англии, что наши мега-банки не желательны там, и я подозреваю, что в Азии чувствуют то же самое. Все эти меры, вместе взятые, смогут реформировать банковскую деятельность. Но реальные дивиденды можно будет получить только тогда, когда эти реформы будут усилены параллельными революционными изменениями в системах собственности и инноваций.