Май 2013 года выдался самым необременённым рабочими днями месяцем в сравнении с теми же месяцами прошлых лет. Отдыхали россияне, по крайней мере те из нас, которые ведут работу и отдых строго в дни, определенные государством, почти половину месяца. Естественно, что такой подарок на майские праздники пришёлся по душе многим нашим соотечественникам, которые привыкли посвящать любое свободное время весны, лета и осени своим загородным и приусадебным участкам. Страна (городской её, кажем так, кластер) в массовом порядке потянулась за город: кто-то для сельскохозяйственных работ на земле, а кто-то на ставший традиционным для многих шашлык вместе с обильными возлияниями. Отдохнули с размахом.
Однако спустя месяц после многочисленных выходных первой половины мая стали проявлять себя первые последствия этого затяжного отдыха. И последствия эти всплыли, главным образом, на экономической поверхности. По оценкам Росстата, инфляционный уровень мая уступил лишь соответствующему уровню января текущего года. Майский скачок инфляции составил 0,7%. Только на первый взгляд кажется, что 0,7% - это ничтожное значение, но инфляция вещь такая, в которой порой каждая десятая процента сказывается на рядовых гражданах страны. Если бы инфляционные темпы мая распространились на весь год, то к концу декабря наша экономика получила бы ощутимый удар в виде 8,4%-ной инфляции. Последний раз такие темпы инфляции были на пике кризиса (2009-2010 годы).
В Правительстве России уже заявили, что итоговые показатели инфляции придётся корректировать. Если в начале года планировалось обуздать инфляционные показатели на уровне 6,8-7%, то сегодня планку пришлось поднять примерно на половину процента. Новый прогноз правительственных экономистов – это 7,4%. Однако после майского скачка на уровень в 7,4% нужно ещё постараться выйти. Ведь если оглядывать на прошлый год, то только лишь три летние месяца дали инфляционный прирост в 3,35% (более половины всей годовой инфляции за 2012 год). Тогда такой скачок был связан с резким падением цены на нефть, а, к сожалению, пока всё ещё стоимость барреля нефти во многом влияет на экономическую конъюнктуру России. Напомним, что ценовая «яма» для барреля нефти прошлым летом была зафиксирована на уровне 95,89 доллара. Сейчас стоимость нефтяной «порции» находится в районе психологической отметки 100 долларов за баррель, но пока несколько превосходит её.
Это даёт пищу для размышления об объективных причинах достаточно резкого повышения уровня инфляции и, как следствие, роста цен. В частности, стоимость минимального набора продуктов в нашей стране по итогам всё того же мая увеличилась на 3,8% (всего с начала года на 10,1%, что говорит снова о большом вкладе в рост цен именно майского показателя). Получается, что роль потребления для нас с вами в мае стала выше роли производства, что и сказалось на экономике. И, как можно заметить, цена на нефть здесь не причём. Однако если в ряде зарубежных развитых стран повышение потребительской активности граждан разгоняет инфляцию лишь в тех сферах, с которыми жизнедеятельность рядовых граждан связана напрямую (например, рынок продуктов питания, туризма, сфера обслуживания), то в нашей стране так называемая «бытовая инфляция» странным образом потянула за собой и проценты в сферах производственной, строительной и энергетической.
Питерские службы исследования рынка недвижимости опубликовали материалы, согласно которым рост цен на жильё в северной столице и столичном регионе в мае 2013 года составил 3,1%. Это в месяц! Для относительно спокойной ситуации на рынке реализации жилья такой рост выглядит странно. Однако есть регионы, которые по этому показателю в мае 2013-го смогли обогнать даже Санкт-Петербург. И это, как оказалось, даже не Москва. Абсолютным лидером роста цен на недвижимость стал предолимпийский Сочи. Здесь цена на жильё по итогам месяца подскочила на 4,6%. «Серебро» по росту цен на недвижимость взял Таганрог (Ростовская обл.) – почти 4%. Тройку лидеров в этом списке замыкает Рязань. Здесь цены на жильё подскочили на 3,4%.
И если рост цен на недвижимость в Сочи можно отчасти оправдать приближающимся грандиозным спортивным событием, то вот объяснить достаточно резкий рост цен на жильё в тех же Таганроге и Рязани объективными изменениями экономического рынка сложно. По всей вероятности, здесь на первом месте шагает банальная спекуляция, которая основывается на неистребимом желании определённых лиц получить дополнительную прибыль здесь и сейчас. Причём для этого используется главный козырь в стиле: покупайте сегодня, потом вообще будет втридорога. Этот ход, надо признать, у нас часто срабатывает. Но только при этом остаётся непонятным, в какую сторону смотрят наши контролирующие органы: ФАС, например... Сложно предположить, что ажиотаж на покупку недвижимости в Таганроге в разы превосходит среднероссийский, при всём уважении к такому замечательному городу как Таганрог.
Тот же май превратился в годового рекордсмена по уровню роста потребительских цен. Месячный рост составил 1% (в общем по стране), и здесь в лидерах ходит уже такой регион как Калмыкия (прирост в 1,6%) за месяц.
Рассматривая такие цифры ещё лет этак 15-20 назад, вполне можно было испытывать гордость за нашу экономику. Но сейчас на дворе не 1993 год, когда инфляция в России составляла 840% в год. Россия давно перешла в другое для себя экономическое измерение, а потому и сравнивать показатели 1993-го и 2013-го априори некорректно. Куда правильнее сравнивать их с предыдущими годами, а это сравнение позволяет серьёзно задуматься о сложившейся ситуации.
Ежемесячный прирост потребительских цен на уровне 1% - это слишком высокий показатель для экономически развитого государства, претендующего на то, чтобы сопрягать себя с неким мировым финансовым центром. Даже для регионального финансового центра эти цифры великоваты. Закрывать на них глаза и пытаться не замечать, конечно, можно, но только в конечном итоге мы сами же можем пропустить резкий экономический удар. Будет ли такой удар? На этот вопрос совсем недавно ответил премьер-министр России Дмитрий Медведев, который в очередной раз придумал для экономики России оригинальный эпитет. Нашу экономику он назвал предгрозовой.
Но если глава Правительства страны даёт столь меткие определения экономической ситуации в стране, то почему ж тогда для предотвращения возможной грозы – для разгона грозовых туч никаких вразумительных действий не предпринимается. Помнится, ещё до начала майских праздников президент Владимир Путин собирал мини-совещание, на котором требовал от руководителей профильных ведомств к 15 мая представить документ, который расставит точки над «i» в вопросах того, как будет реализована программа по увеличению роста ВВП страны. Напомним, что прогноз экономического роста для России от Министерства экономического развития составляет 3,3% за 2013 год. Этого мало для полноценного развития страны – понимаем мы, этого мало – объявил и президент.
Но майские праздники давно закончились, а где же тот документ, в котором была бы отражена реальная программа экономического развития? Если он есть, то о его существовании как-то подозрительно молчат. Так подозрительно молчат, будто бы его и нет… Молчит и «предгрозовой» Дмитрий Медведев… Или рассчитывают на то, что Путин о своём поручении забыл. Но это вряд ли…
А пока наши руководители ищут (будем надеяться, что ищут) пути выправления ситуации в экономике: борьбы с очевидными спекуляциями на различных рынках, сдерживания инфляции на удобоваримых значениях (что немаловажно, например, для долгосрочных кредитов на развитие сельского хозяйства и других сфер бизнеса), стратегии роста производства, мы снова готовимся к отдыху… Теперь уже летнему. Отдых – это конечно здорово, но как бы нас такими темпами в каких-нибудь вечно отдыхающих греков с киприотами ни превратили… Правда, есть существенные отличия – нам за отдых по 14 зарплат в год не платят, а значит – прорвёмся!..