Текущая программа приватизации госимущества рассчитана на период до 2016 года. В список входит 2500 предприятий, однако инвесторов в первую очередь интересует судьба ТОП-30, среди них - ВТБ, "Роснефть", РЖД, "Совкомфлот". Часть компаний входит в план на 2012-2013 годы, изменения в который правительство РФ планирует рассмотреть на следующей неделе. Об этом в ходе сегодняшнего совещания о перспективах приватизации федерального имущества сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
В последние пару лет объем разговоров о приватизации значительно превысил фактический объем действий в этом направлении, отмечают эксперты. Однако реализованные сделки всё-таки были. Из крупных компаний уже приватизированы "Апатит" и "СГ-транс", в процессе реализации находятся сделки по продаже крупнейших портов - ММТП и Ванино, а в сентябре был продан госпакет акций "Сбербанка". Банк выполнил оба условия успешной приватизации: тщательно подготовился к продаже и выбрал удачное время для размещения. Как отмечают специалисты, и то, и другое одинаково важно. Если компания готова к приватизации, то дождавшись "окна возможностей" на рынке, она может в кратчайшие сроки провести размещение, как это сделал первый банк страны. Похоже, что "Сбербанк" будет ещё долгое время являться для остальных примером для подражания - большинство компаний по тем или иным причинам пока не готово к приватизации, да и ситуация на рынке тоже пока не располагает к продаже.
По мнению министра экономического развития РФ Андрея Белоусова, именно обстановка на финансовых рынках сейчас является главным препятствием. Хотя и без этого проблем хватает: в ряде компаний не удается разрешить конфликт между менеджерами и собственниками. Кроме того, по словам, г-на Белоусова программа приватизации в РФ формируется хаотично - без какого-либо представления об отраслевых стратегиях. "Представление о том, что и как приватизировать, должно вытекать из представления о развитии отраслей, в которых активы находятся в собственности государства, это, в первую очередь, касается инфраструктуры, транспорта, энергетики и оборонно-промышленного комплекса. Общим трендом, очевидно, должен быть переход от управления через госимущество к управлению через регуляторику, но на сегодняшний день таких стратегий практически нигде нет, за исключением небольшого количества отраслей. Одно из таких исключений - транспортная стратегия", - сказал глава Минэкономразвития в ходе круглого стола "Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов", организованного газетой "Ведомости". По его словам, сейчас доминирующий подход при приватизации - продажа имущества, а нужно продавать бизнес, но для того, чтобы продать бизнес, необходима большая предпродажная подготовка. "Продавая имущество, мы теряем достаточно много", - подчеркнул Белоусов.
Основные цели приватизации - это привлечение средств в бюджет и повышение эффективности управления компаниями. Государство не умеет управлять активами и никогда не научится, категоричен Белоусов. Но при этом продажа госактивов - это длительный и сложный процесс, признает министр. Денис Демин, начальник аналитического отдела ИК БФА, считает более важной вторую из вышеуказанных целей. "В настоящее время для РФ актуальны обе цели, хотя высокие цены на нефть временно сделали менее важной первую цель. Вторую цель я считаю более важной, хотя и более сложной: вопрос об эффективности частных собственников в России остается открытым, а привлекать "варягов" в контроль стратегических активов наше государство также вряд ли решится. Вопрос "кому?" в контексте новой волны приватизации на мой взгляд более важен, чем вопрос "почем?". В конце концов, наш бюджет способен "переварить" любое количество приватизационных поступлений без особых последствий для экономики и общества", - отметил в ходе он-лайн конференции Finam.ru г-н Демин.
Кроме того, одной из целей приватизации является рост конкуренции, но пока об этом рано говорить. В частности, в банковском секторе на фоне приватизационной риторики пока идет ползучая экспансия государства, отметил в ходе он-лайн конференции Finam.ru Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ-Банка. И, по его словам, SPO "Сбербанка" слабо изменяет эту тенденцию.
Александр Волошин, руководитель рабочей группы по созданию МФЦ, описал сложившуюся с приватизацией госактивов ситуацию метафорически. Он сравнил госкомпании со ста чемоданами при наличии всего лишь двух рук у государства. "На государстве висит лошадиный груз собственности, с которым оно справиться не может. Непосильная ноша, и ни одно самое эффективное правительство никогда с этим не справится. Это как если бы вы собрались в поездку, и у вас с собой было бы сто чемоданов. Выберите два нужных чемодана и идите с ними дальше, а с остальными расстаньтесь. Мы можем закрывать глаза и рассказывать, что можем расстаться с этими чемоданами только по хорошей цене, но тогда будете суетиться и смешить всех ещё долго, ожидая хорошую цену и конъюнктуру рынка", - сказал Волошин.
Рассуждая на тему, какие два "чемодана" государству всё же стоит оставить при себе, участники круглого стола пришли к выводу, что одним из них могут стать серьезные инфраструктурные компании, где сложно через чисто регулятивные механизмы оказывать серьезное позитивное влияние. Помимо этого, эксперты отметили, что, кроме американских железных дорог, в мире нет ни одной приватизированной транспортной инфраструктуры.
Глава РЖД Владимир Якунин в принципе считает возможной приватизацию компании, но полагает, что сейчас для этого не время. "У нас сегодня интегрированная компания, и если её выводить на рынок и придет частный инвестор, то государство будет лишено возможности инвестировать в инфраструктуру", - отметил г-н Якунин. Кроме того, по его словам, если сейчас приватизировать пакет в 25%+1 акция, то компания выручит меньше, чем объем ее годовой инвестиционной программы. Глава РЖД считает, что в любом случае начинать приватизацию стоит с продажи гораздо меньшего пакета.
Институт проблем естественных монополий также призывает государство более основательно проанализировать положительные и отрицательные эффекты от реализации пакета акций РЖД и, в случае сохранения решения о приватизации, перенести её сроки на период после 2015 года для подготовки компании к продаже. Эксперты ИПЕМ полагают, что в связи с отсутствием предпродажной подготовки стоимость пакета РЖД будет явно занижена, а сама продажа приведет к прямому экономическому ущербу для бюджета России и дополнительному обогащению инвестора. Кроме того, специалисты отмечают, что предпочтительным вариантом реализации пакета акций инфраструктурной компании является его продажа стратегическому инвестору, что позволит достичь полного решения комплекса задач, зафиксированных в программе приватизации.
Получается, что государство, с одной стороны, готово к продаже принадлежащих ему активов, но, с другой стороны, реализация намеченных планов затягивается в силу разных обстоятельств. К примеру, приватизация в генерирующей отрасли началась 5 лет назад, но до сих пор почти две трети компаний находятся в руках государства. Об этом факте в ходе круглого стола напомнил Доминик Фаш, председатель совета директоров "Энел ОГК-5". При этом все те, от кого зависит реализация намеченных правительством планов, выступают против спешки в этом вопросе. Ольга Дергунова, руководитель Росимущества, считает, что для каждой компании нужно разработать "дорожную карту". Эта задача реализуема для крупнейших активов, и, по её мнению, такой же подход следует перенести и на остальные 2500 компаний, вполне возможно, что какие-то компании в итоге и не будут проданы. При этом г-жа Дергунова верит в то, что в указанные сроки (до 2016 года) государство уложится. При реализации крупнейших активов министр экономического развития РФ также призывает учитывать индивидуальность каждой из компаний. В частности, говоря о "Роснефти", нельзя забывать об уникальности этой компании как оператора на шельфе. Именно поэтому, по словам Андрея Белоусова, пакет акций нефтяной компании пока и не реализован. Продажа 25% минус 1 акция в НК стоит в планах приватизации на 2011 - 2013 годы, однако сегодня в СМИ появилась информация о том, что государство рассматривает возможность продажи в 2013-2014 гг. Влияние вероятной покупки "Роснефтью" ТНК-ВР на процесс приватизации компании аналитики пока комментировать не берутся, желая дождаться официальных решений и заявлений. Весной 2013 года может состояться SPO ВТБ, представители банка надеются, что размещение будет осуществлено в указанные сроки.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2378
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 26
комментариев 978
Рейтинг поста: