Единому рублю Лукашенко будет сопротивляться до последнего
Ирина Левшина
© РИА Новости
Россия вновь поднимает тему единой валюты в рамках Союзного государства. Посол РФ Александр Суриков заявил о необходимости возобновить такого рода переговоры, связав это, в частности, с состоянием белорусской экономики. Александр Лукашенко ответил российскому дипломату быстро и резко. Со своими проблемами Беларусь справится как-нибудь собственными силами — такова суть отповеди Москве. Которая, впрочем, не намерена отступать: 15 июня тему единой валюты поднял уже премьер Дмитрий Медведев.
«Надо возвращаться и к вопросу введения единой валюты. Второго кризиса белорусская система не переживет. И могут возникнуть сложности внутриполитического характера. Если предпосылки кризиса начнут появляться, надо форсировать это тему», — заявил Суриков агентству «Интерфакс-Запад» 13 июня.
Нынешние колебания курса доллара предпосылками кризиса дипломат не считает. «Сейчас начался сезон отпусков, детских каникул — обычный сезонный спрос на валюту. Кроме того, курс белорусской валюты колеблется и из-за перепадов курса российского рубля. Белорусский рубль связан с корзиной валют, ослабление российского рубля ведет к усилению доллара», — пояснил посол.
Тем не менее, подчеркнул он, «возможность еще одного структурного кризиса не исключается».
Послу РФ оперативно и вполне конкретно ответил белорусский руководитель. 14 июня, принимая в Минске главу Башкортостана Рустэма Хамитова, Александр Лукашенко заявил: не стоит категорично утверждать, что белорусская экономика не справится с новым витком экономического кризиса без введения российского рубля.
«Рухнем мы — не рухнем, переживем мы очередной кризис без российских денег или не переживем, — это, знаете, вопрос открытый, который можно сегодня обсуждать и дебатировать», — сказал Лукашенко.
«У нас — белорусские рубли, у вас — российские. Если мы захотим, то будут работать валюты и у нас, и у вас. Мы найдем возможность. И то, что у нас нет сегодня российского рубля, — это не катастрофа», — подчеркнул глава государства.
Лукашенко добавил, что Беларусь и Россия готовы в любой момент «вернуться к тесной интеграции».
«Может, она будет умнее, чем в Советском Союзе, но она будет, я об этом говорю неустанно, но если мы не будем наступать друг другу на горло и требовать вопросов, которые еще не стоят в повестке дня. Торопить время сегодня нельзя», — резюмировал белорусский руководитель.
Возможность придать российскому рублю статус единой валюты Союзного государства обсуждается уже давно, причем каждый раз эту тему поднимает Москва. Однако у стран-союзниц на этот счет имеются серьезные разногласия.
Камень преткновения — вопрос об эмиссионном центре. Российская сторона настаивает на том, что он должен быть один и находиться в Москве. Минск категорически не желает расставаться с собственным печатным станком, заявляя, что эмиссионных центров должно быть два.
Кремль тем временем идет дальше, предлагая переход на российский рубль в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).
Премьер-министр России Дмитрий Медведев 15 июня предложил подумать о возможности введения единой валюты в рамках будущего Евразийского экономического союза.
Инициатива прозвучала на бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: Новые возможности промышленного развития» в Санкт-Петербурге с участием глав правительств Беларуси и Казахстана Михаила Мясниковича и Карима Масимова.
«Нужно думать дальше, нужно думать уже в масштабе Евразийского союза, к которому мы идем и который должен возникнуть с 2015 года, включая и такие вопросы, которые пока, может быть, не являются предметом текущих разговоров, но о которых нужно думать, особенно с учетом нестабильности на глобальных рынках, имея в виду вопросы введения каких-то расчетных единиц и, в конечном счете, может быть, выход на единую валюту», — сказал Медведев.
«Это не является предметом озабоченности сегодняшнего дня, но думать об этом надо — каковы наши перспективы», — добавил он.
Реакции из Минска и Астаны пока не последовало. Но, судя по прежним заявлениям, там предпочли бы не торопиться с этим делом.
В ноябре прошлого года лидеры обеих стран сделали фактически одинаковые заявления.
В частности, Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не готова к введению единой валюты ЕЭП. Он напомнил, что этот вопрос уже обсуждался в рамках союза Беларуси и России, но было много неясностей.
«Будут равные условия, мы будем видеть, к чему это приведет — так почему бы не создать на равных условиях и единую валюту? Мы должны быть убеждены, что это не приведет к потере политического суверенитета, что это не размажет, не размоет нашу республику», — подчеркнул Лукашенко.
Со своей стороны, Нурсултан Назарбаев заявил: «Сначала нам надо доказать для себя выгодность и равноправность нашего экономического пространства. После этого обязательно встанет вопрос о единой валюте».
По мнению президента Казахстана, пока ни одна национальная валюта, «включая такую мощную как российский рубль», не годится на роль единой валюты Евразийского союза, который намерены построить Беларусь, Россия и Казахстан.
«Это должно быть другое название, должна быть другая валюта», — подчеркнул казахстанский лидер.
Аналитики по-разному относятся к возможности перехода Беларуси на российский рубль.
Например, экономист и юрист Сергей Балыкин убежден, что валюта восточной соседки способна укрепить белорусскую экономику.
«Российский рубль, может быть, на сегодня не самая лучшая валюта, но белорусский — уже однозначно не валюта. И если выбирать, то лучше выбрать российский, чем оставлять белорусский», — сказал Балыкин в комментарии для БелаПАН.
По его мнению, если бы в Беларуси было компетентное руководство, способное «проводить грамотную денежно-кредитную политику», белорусы «могли бы обеспечить стабильность национальной валюты».
«Но, к сожалению, наше руководство злоупотребляет экономическим, валютным суверенитетом, закрывает свои ошибки за счет ограбления народа (не в юридическом, в политическом смысле слова), взваливая их на плечи граждан. В таких условиях российский рубль представляется достаточно привлекательным выбором, несмотря на те проблемы, с которыми РФ сталкивается на сегодняшний день», — считает эксперт.
Балыкин также советует не забывать, что Россия является основным торговым партнером Беларуси.
«И что еще немаловажно — Россия готова идти нам на политические и экономические уступки, связанные с введением российского рубля: предоставлять технические кредиты, согласовывать объемы эмиссии и прочее», — говорит аналитик.
Впрочем, прогнозирует Балыкин, белорусское руководство вряд ли откажется от собственной валюты. «Оно будет держаться за белорусский рубль, чтобы, во-первых, продолжать списывать свои ошибки за счет населения, а во-вторых, чтобы не ослабить реальную власть», — считает экономист.
С ним согласен бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич.
«Думаю, Лукашенко будет до последнего сопротивляться переходу на российский рубль. Он прекрасно понимает, что это грозит ему утратой власти», — полагает Богданкевич.
Однако экс-глава Нацбанка не разделяет позиции тех, кто считает, что переход на российский рубль укрепит белорусскую экономику.
«Валюта — всего лишь технический инструмент, позволяющий сберегать, накапливать, рассчитываться, не более того. Дело не в валюте, а в низкой эффективности экономики», — подчеркивает эксперт.
Богданкевич не считает, что российский рубль способен сыграть «какую-то особую роль».
«Разве евро играет какую-то роль для Греции? Значение имеет то, что Греция живет не по средствам, за счет кредитов, проедает средства от приватизации. Выход из кризиса — это нормальная экономика и опора на национальную валюту», — подчеркивает профессор Богданкевич.
К тому же, отмечает он, «фундаментом российского рубля является не слишком развитая, сырьевая экономика, которая опирается на экспорт нефти и газа, и любые проблемы в этой сфере, падение цен на мировых рынках способны обвалить российский рубль».
По прогнозам эксперта, Россия продолжит «дожимать Беларусь» в плане перехода на российский рубль, так как «это идея Путина — фактическое восстановление Советского союза, но под иным названием и в иной форме».
Но именно по этой причине Беларуси и следует воздерживаться от перехода на российский рубль, считает Богданкевич. Тем более что вряд ли из-за такой неуступчивости Москва рискнет затевать крупный скандал.
«Имея собственную валюту, мы сможем и далее получать льготы и помощь из Москвы, так как Россия не пойдет на то, чтобы потерять такого союзника. Во всяком случае, при нынешнем российском руководстве», — убежден экс-глава Нацбанка.
Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В Евросоюзе готовят новый пакет санкций против Белоруссии, который направлен против крупного бизнеса республики.
По словам главы гендиректората Еврокомиссии по Восточной Европе, Южному Кавказу и Центральной Азии Ганнао Виганда, чиновников ЕС заботит ситуация с правами человека в Беларуси, сообщает ИТАР-ТАСС. «Поэтому продолжение ужесточения режима санкций, в частности, расширения запрета на въезд в Европу, остаётся весьма вероятным», – заявил Виганд.
ЕС может запретить европейскому бизнесу вести дела с белорусским предпринимателем Александром Мошенским, который, предположительно, «занимается финансированием режима Лукашенко и получает незаконные льготы от властей Белоруссии».
Блок санкций Евросоюза против Минска вступил в силу 24 марта: страны ЕС внесли в «чёрный список» двух крупных белорусских бизнесменов и принадлежащие им компании. В Европе не хотят видеть руководителя группы «Юнивест-М» Анатолия Тернавского и главу группы компаний «Трайпл», занимающихся импортом и переработкой нефти, Юрия Чижа.
Европейские санкции против Юрия Чижа нескольких месяцев блокировала Словения, поскольку белорусский бизнесмен ранее заключил контракт на 100 млн евро со словенской строительной компанией «Рико». Чтобы снять вето словенцев, было принято решение, что уже действующие контракты компании «Трайпл» с европейским бизнесом не попадут под санкции.
Напомним, в «чёрный список» ЕС входят 249 представителей руководства Белоруссии. Всем им запрещён въезд в страны ЕС, а их банковские счета, если их обнаружат в европейских банках, заморозят. Что касается внесённых в этот список 29 белорусских компаний, то европейскому бизнесу запрещено заключать с ними новые контракты. В то же время действующие контракты с ними могут быть завершены.
Однако по данным интернет-портала EUobserver, санкции ЕС практически не оказывают влияния на состояние экономических отношений между Евросоюзом и Белоруссией: только в прошлом году их товарооборот вырос на 69 процентов.
http://file-rf.ru/news/7848
------------------------------------------
!!Вот такая это фигня: права человеков. Евросоюз машет ими аки трусами со своих улиц красных фонарей по каждому нужному поводу. А мы тут на Онищенко обижаемся.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 280
Рейтинг поста:
Полностью согласен. Союзники сами не заметят, как придут к российскому рублю.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В этом то и суть. С властью никто не станет добровольно расставаться.