UBS: попытки европейцев договориться терпят крах
Какие активы спасут сбережения во время долгового кризиса и в чем основные риски для инвесторов в этом году? Об этом в эксклюзивном интервью нашему каналу рассказал главный инвестиционный директор UBS Wealth Management Александр Фридман.
Г-н Фридман, в одном из опубликованных недавно обзоров UBS Вы подчеркивали, что сейчас для инвесторов принципиально важно иметь диверсифицированный портфель. Почему это так важно особенно сейчас?
Инвестиции в долларах смотрятся привлекательнее, чем в евро, считает главный инвестиционный директор UBS Wealth Management Александр Фридман.
Высокая степень диверсификации важна, прежде всего, по той причине, что мы находимся в большом макроэкономическом цикле снижения доли долгового финансирования, который, потенциально, считается циклом «10 лет плюс». А это означает, что период подъема, который продолжался на протяжении 30 лет с начала 80-х гг. прошлого века, уже закончился. Таким образом, когда вы пытаетесь получить доход, то нельзя просто сказать: «Я повсеместно подвержен риску», и после этого начнется подъем. Все -- таких условий больше нет. Вторая важная причина необходимости диверсификации - это наличие большого числа макрополитических рисков, определяющих поведение рынков на сегодняшний день. И это означает, что если ваш портфель не диверсифицирован, то вы подвергаете себя целому спектру рисков, вместо того чтобы получить всего два возможных риска в зависимости от исхода того или иного политического конфликта при условии наличия портфеля с широким списком инструментов. То есть степень диверсификации должна быть действительно очень и очень высокой. Какие должны быть основные и первоочередные подходы? Это в первую очередь диверсификация по инструментам: должны быть и акции, и ценные бумаги с фиксированным доходом. Диверсификация по валютным парам, а также региональная диверсификация.
Давайте поговорим о региональной диверсификации. Какие страны могут быть особенно выгодными для инвесторов в этом году?
Когда вы думаете о том, как выглядит мир с точки зрения акционерного капитала, то здесь нужно понимать, что Европа до сих пор переживает трудный период, связанный с кризисом суверенного долга. Но при этом некоторые страны Старого Света все же выглядят довольно привлекательно. То есть можно говорить о больших возможностях и перспективах роста акций, скажем, в Великобритании. Американский фондовый рынок также выглядит достаточно прилично. В течение нескольких последних месяцев приходят позитивные экономические данные из США. И мы думаем, что такая ситуация сохранится. Нам кажется, что в Соединенных Штатах не будет новой рецессии. В связи с этим американский рынок, на самом деле, выглядит весьма и весьма привлекательно, потому что спреды намекают на рецессию, но экономические данные не говорят об этом. На балансах американских предприятий находится большой объем наличных. Они уже провели достаточно серьезное уменьшение использования заемных средств. Мы думаем, что спреды «успокоились», сузились. И мы видим, что еще есть хорошие варианты для интересных инвестиций. Если говорить о развивающихся рынках, то, со структурной точки зрения, мы видим достаточно привлекательную картину в КНР.
То есть Китай опять будет играть главную роль на экономической арене?
Мы ожидаем «мягкой посадки» Поднебесной, что означает рост в районе 10% и управляемую инфляцию. Похоже, что инфляция в Китае подросла, а это дает руководству страны больше пространства для маневров в вопросах как монетарного, так и налогово-бюджетного стимулирования. В целом, на наш взгляд, ситуация для инвесторов сейчас выглядит лучше: риски стали более сбалансированными, чем 3-4 месяца назад. Мы думаем, действия, предпринятые в рамках программы предоставления льготных кредитов Европейским центральным банком, снизили риски банковского кризиса в Старом Свете и сделали Европу немного привлекательнее, для того чтобы инвесторы «брали» на себя связанные с ней риски.
Что можно сказать о валютах? К каким инвесторам стоит присмотреться?
Проблема диверсификации на 100% актуальна и по отношению к валютам. Большинство инвесторов держат значительную часть своих инвестиций в одной валюте, что создает огромные проблемы с рисками. Достаточно вспомнить, как может колебаться курс евро. Необходимо спросить у себя: «Хочу ли я диверсифицироваться?» Я думаю, что ответ будет «Да». Если же сравнивать, то сейчас 4 ведущие валюты ведут битву за звание наименее худшей в списке самых плохих. Возьмем, например, пару евро - доллар. В ближайшие полгода у меня вызывает больший оптимизм судьба доллара, нежели евро. В основном из-за так называемого «демона» в каждой из этих двух стран. «Демон» в США -- это большие долгосрочные долговые обязательства. Но если говорить о перспективе ближайших 6 месяцев, то я могу понять, как будет складываться ситуация в Штатах. Тогда как в Европе, в ближайшие полгода, таким «демоном» является сложный процесс, при помощи которого они пытаются решить кризис. Да, мы видели позитивные шаги со стороны ЕЦБ. Но все равно остается еще много серьезных рисков, из-за которых трудно предсказать картину в Европейском союзе. Таким образом, если сравнивать, то инвестиции в долларах смотрятся привлекательнее, чем в евро.
Поиск «тихих гаваней» в этом году стал еще более сложным. Что этот значит для более консервативных инвесторов?
«Тихую гавань» очень трудно найти в мире, где бушует процесс снижения зависимости от долгового капитала. Давайте возьмем два варианта «тихих гаваней», о которых думают чаще всего: золото и швейцарский франк. Прошлой осенью золото взлетало на 8% в день. Трудно говорить об активе, чья стоимость может измениться на 8% за одну торговую сессию как о «тихой гавани». Поэтому, когда происходит распродажа всех активов и людям нужны деньги, они продают, в том числе и золото, чтобы получить наличность. Так что в этом плане я не могу считать золото «тихой гаванью». С другой стороны, я думаю, что золото можно считать надежной защитой от обесценивания валют. И если центробанки ведущих стран Европы, а также ЦБ США печатают деньги, то со временем можно ожидать обесценивания доллара и евро, а золото представляет собой логический инструмент хеджирования, страхующий от этого. Довольно долго и швейцарский франк тоже считался «тихой гаванью». Но мы увидели следующее: когда швейцарский франк поднялся в стоимости, для экспортеров в Швейцарии неожиданно наступили тяжелые времена. Им стало трудно продавать свою продукцию, да и сама экономика страны начала испытывать серьезное давление. Тогда Центробанк Швейцарии привязал франк к евро. Это была крайняя мера. Пока удается сохранять эту привязку. Но это означает, что швейцарский франк стал как евро. Как долго курс сможет оставаться относительно стабильным? Мы думаем, что ближайшие полгода -- не дольше.
В чем заключены основные риски для инвесторов в этом году?
Этого, к сожалению, никто не знает. Сейчас я могу говорить только о рисках, которые я уже вижу на горизонте, о тех рисках, к которым приковано внимание множества людей: что случится в отношениях между Израилем и Ираном? Произойдет ли эскалация конфликта, которая может привести к повышению цен на нефть? Или, что будет с Нигерией? Нигерия и Иран – поставщики сырья, и, потенциально, представляют угрозу с точки зрения повышения цен на нефть. А высокие цены на нефть в свою очередь представляют угрозу для восстановления в Европе и США. Какие еще основные риски? Этот год наполнен политически значимыми событиями - смена руководства в Греции, Франции, Корее, Иране, Китае, Соединенных Штатах и так далее, и так далее. И, в зависимости от того, кто победит на выборах, политический курс, который вы ожидали, и, возможно, исходя из него, рассчитывали свои инвестиции, может оказаться совершенно иным. Так что, по моему мнению, политическая неопределенность - это довольно серьезный риск. Ну а в целом же для Европы самый трудной проблемой, которую я наблюдал последние 6 месяцев, можно назвать попытки 17 лидеров объединиться и выработать хотя бы какой-то консенсус по решению долговых проблем и затем, спустить его в свои парламенты. Сейчас ситуация выглядит иначе: кажется, что только две страны пытаются объединиться -- Франция и Германия. Позитив привносит и ЕЦБ с новым лидером. И эта ситуация выглядит уже более привлекательной с точки зрения предсказуемости и вероятности достижения договоренностей.
В целом этот год будет сложнее прошлого? Вы оптимист или пессимист в этом аспекте?
Я испытываю больший оптимизм, чем несколько месяцев назад. И это, главным образом, обусловлено двумя причинами. Во-первых, экономические данные из США выглядят лучше, чем думал я и многие другие аналитики. Во-вторых, экономические показатели Европы выглядят плохо, но они говорят о том, что, возможно, спад будет не таким глубоким, как ожидалось. И это позитивный момент. Меры ЕЦБ были, действительно, очень важными. Мероприятия программы долгосрочных операций рефинансирования существенно снизили риск межбанковского кризиса в Европе, улучшили ситуацию с испанскими и итальянскими долгами. Это уже более конструктивные, но все еще рискованные активы. И сегодня, находясь там, где мы находимся, и зная то, что нам известно, с рисками, которые мы знаем и видим, перспективы вырисовываются лучше, чем они были год назад. Но я бы сказал, что в это время год назад мы были настроены весьма оптимистично. И если вспомнить финансовые рынки образца начала 2011-го года, то самые большие изменения коснулись цен на нефть. Так что советую смотреть за динамикой цен на "черное золото" в течение последующих нескольких месяцев. Это может быть большим сигналом.
Интервью провела экономический обозреватель ТК "Россия-24" Татьяна Наумова
Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|