Если даже соглашение о второй программе международной финансовой помощи Греции будет достигнуто, кардинально положение этой страны оно не изменит. Аналитики говорят, что грекам понадобится уже не 130, а, по крайней мере, 145 млрд. евро. Продолжающееся ухудшение социально-экономической ситуации может заставить пересмотреть и эти цифры.
Ещё недавно, в 2010 году, Греция оказывала гуманитарную помощь Уганде, сегодня же помощь понадобилась грекам, заметил на днях руководитель одной благотворительной организации в Афинах. Дело дошло до того, что министерство образования Греции приняло решение раздавать школьникам и семьям, особенно пострадавшим от кризиса, бесплатные талоны на питание. Уже на этой неделе в 18 школах в рабочих районах Афин детям раздают талоны на молоко, фрукты и печенье. Решение об этом было принято после того, как в местных газетах появились многочисленные сообщения о школьниках, которые в результате недоедания все чаще теряют сознание прямо на уроках.
Пойдя на беспрецедентные меры экономии в угоду верхам евробюрократии, правительства Папандреу, а затем Пападимоса добились только углубления рецессии, но никак не оздоровления экономики. В 2011 году ВВП Греции сократился на 6%, в этом году ожидается падение еще на 5%. Со времени начала кризиса в Греции потеряли работу почти 900 тыс. человек. Сотням тысяч пенсионеров и служащим сокращены пенсии и зарплаты. Даже по данным официальной статистики, каждый пятый гражданин Греции, то есть 2,2 млн. людей, живёт за чертой бедности.
Ультиматум «тройки»
В этих условиях внимание в последние дни было приковано к переговорам правительства Греции с т.н. «тройкой» - представителями международных кредиторов в лице Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ. Речь шла о выделении Афинам в рамках второй по счету программы финансовой помощи 130 млрд. долларов. В противном случае уже 20 марта страну ожидает дефолт – в этот день Афины должны выплатить частным кредиторам 14,4 млрд. евро, которых у греческого правительства, разумеется, нет.
Комментируя ход переговоров, лидер консервативной партии Новая Демократия Антонис Самарас завил, что они идут очень сложно. «Они от нас требуют большей рецессии, которой страна не выдержит», - сказал лидер правоцентристов.
Пытаясь достичь соглашения с «тройкой», партии, входящие в правительственную коалицию, договорились между собой о дополнительном сокращении бюджета (за счет социальных расходов, конечно) еще на 1,5%, то есть на 3,3 млрд. евро, и о сокращении 15 тыс. рабочих мест в госсекторе. Однако «тройка» потребовала значительно большего.
Дополнительные требования «тройки» сводятся к следующему: сокращению на 20% минимальной зарплаты в частном секторе, равной сегодня 750 евро, уменьшению на 35% накопительной части пенсий, а также ликвидации 13-й зарплаты, выплачиваемой по половине от среднемесячного оклада к отпуску и на Пасху, и 14-й зарплаты в размере среднемесячного оклада к Рождеству.
Более того, «тройка» придала этим требованиям характер ультиматума, заявив, что греки должны дать ответ на выдвинутые требования 6 февраля до 11:00 по среднеевропейскому времени. В случае отказа Афин удовлетворить «тройку» дальнейшие переговоры прерываются, и дальше Греция продолжает самостоятельное плавание по волнам дефолта.
Если раньше Берлин добивался введения под новую часть финансовой помощи Греции «внешнего управления» страной от имени комиссара, назначенного Брюсселем (а фактически Берлином), то теперь с Афинами поступили еще более бесцеремонно, предложив согласиться на дальнейший рост безработицы и нищеты.
В решающий момент переговоров «тройки» в Афинах руководитель еврогруппы Жан-Клод Юнкер в интервью изданию «Der Spiegel» заявил, что, если Греция не осуществит «необходимые реформы», то не следует рассчитывать на «меры солидарности» со стороны других. «Если мы увидим, что в Греции все плохо, тогда не будет никакой новой программы для Афин, а это будет означать, что в марте страну объявят банкротом», - сказал председатель еврогруппы. И это произнес тот человек, родина которого – Люксембург, страна, где из каждого франка доходов 86,5 сантима украдены у других стран, в том числе и у Греции.
Поскольку в понедельник 6 февраля греческое правительство медлило с ответом на ультиматум, в дело вмешался комиссар ЕС по валютным вопросам Олли Рен. Срок для достижения договоренности об ужесточении мер экономии в Греции истек, заявил комиссар. «Решение должно быть принято, сейчас мяч находится на стороне греков».
Затем пришла очередь высказаться «начальнику Европы» Ангеле Меркель и ее «первому заместителю» Николя Саркози. Париж и Берлин выступают за то, чтобы Греция осталась в зоне евро, но выполнила обязательства перед «тройкой» международных кредиторов - ЕС, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и Международным валютным фондом (МВФ). Без этого второй пакет финансовой помощи в размере 130 млрд. евро грекам не получить. «Мы хотим, чтобы Греция осталась в зоне евро... - подчеркнула Меркель. - Но я повторяю - не может быть новой программы помощи для Греции, если соглашение с «тройкой» не будет достигнуто… Мы не отступим от этой позиции». Саркози в свою очередь отметил, что «Греция взяла на себя обязательства и должна их как следует выполнять», что у страны «выбора нет».
Так или иначе, срок действия ультиматума продлен. То ли с тем, чтобы еще раз попытаться уломать Афины, то ли с тем, чтобы греки подумали-подумали да и ушли из зоны евро по собственной, так сказать, инициативе. Недаром 6 февраля генеральный секретарь влиятельной Компартии Греции Алека Папарига заявила: «ЕС – это волчий союз. Несмотря на то, что страны-члены ЕС сотрудничают в вопросах поддержки капиталистической системы, одновременно они являются жёсткими конкурентами и соперничают в том, кто больше выгадает от кризиса и от оживления».
Надо сказать, всё это - неплохой урок для некоторых славянских стран, которые рвутся в ЕС с такой прытью, как некогда Мартын Боруля хотел попасть во дворянство.
В «тройке» между тем лицемерно утверждают, что урезание расходов на заработную плату приведет к повышению конкурентоспособности греческой экономики. Греческие же профсоюзы, представители ведущих политических партий и даже многие работодатели уверены в обратном: потребительские расходы снова сократятся, а длящаяся уже пятый год рецессия только усилится. Если до последних событий некоторые экономисты предполагали, что с 2013 года греческая экономика начнет потихоньку восстанавливаться, то при выполнении ультиматума «тройки» эта перспектива становится не менее призрачной, чем, скажем, принятие Украины в Европейский Союз. Особенно с учетом того, что Афины пока не договорились и с частными кредиторами о реструктуризации долга перед ними.
В этих условиях два крупнейших профсоюзных объединения Греции призвали соотечественников провести 7 февраля всеобщую 24-часовую забастовку протеста против принятия правительством нового пакета мер жесткой экономии. Цель этих мер, заявил председатель крупнейшего греческого профсоюза GSEE Янис Панагопулос, – «притеснить рабочих в их правах, урезать зарплату на 20-30% сверх того, что уже было срезано».
«Страна объявит о дефолте»
«Греция глубоко погрязла в проблемах, - цитирует агентство Bloomberg Хольгера Шмидинга, экономиста Berenberg Bank в Лондоне. - Реализуемая в стране бюджетная программа проваливается. Избыточная экономия, недостаток реформ, административная некомпетентность и политический тупик - все это толкает греческую экономику в очевидную смертельную спираль. Многие из принимаемых мер работать не будут».
На этом фоне в ФРГ продолжается обработка общественного мнения – на случай ухода Греции из еврозоны. Особенно усердствуют немецкие политики. Вот, например, что заявил на страницах газеты «Rheinische Post» генеральный секретарь Христианско-социального союза (ХСС) Александр Добриндт: «Если Греции недостает необходимой решительности для проведения неминуемой санации страны, то ей стоило бы серьезно задуматься над тем, а не начать ли новую жизнь вне пределов еврозоны».
Председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер, ближайший соратник Ангелы Меркель, в беседе с интернет-изданием «Spiegelonline» без обиняков дал понять: «Мы не можем бесконечно давать деньги, если ничего не меняется». Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле на днях заявил, что европейские страны не могут «бесконечно платить»за долги Греции.
Сейчас ведётся много разговоров о том, что греки, мол, сами виноваты в силу своей праздности, недостаточного трудолюбия и т.п. Греки, действительно, виноваты, но лишь в одном – в том, что однажды приняли решение вступить в Евросоюз, не отдавая себе отчета в том, что стране с относительно слабым уровнем развития производительных сил в таком объединении делать нечего. Что они, греки, – лишь рынок для сбыта продукции той же Германии, и ничего более.
Вообще, далеко не случайно, что в ходе кризиса завалились экономики Южной Европы, основанные на модели мелкого и среднего бизнеса. В выигрыше остались страны высокотехнологичной крупной индустрии. Та же Германия, в первую очередь.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман уверен, что Греция объявит дефолт по своим долгам и, вероятно, выйдет из еврозоны. «Греция, по существу, находится в безвыходной ситуации,- считает он. - Страна объявит о дефолте. Фактически она уже в этом состоянии. Вопрос в том, выйдет ли страна из зоны евро, и в данный момент я считаю, что это скорее случится, чем нет».
Что дальше? Не исключено, в Греции начнётся вызванная бедностью социальная революция, которая затем может спалить всю Европу.
Революция начинается?
Революция, по сути, уже начинается. Предваряя всеобщую забастовку 7 февраля, Алека Папарига обратилась к народу Греции: «Начиная с этого дня, альтернативным предложением нынешней политике может быть рабочая и народная власть… Без народной власти невозможно ни прорвать замкнутый круг кризиса, ни выйти из ЕС, списав долг в одностороннем порядке».
А забастовка развивалась своим чередом. Она парализовала государственные учреждения, школы, университеты и больницы. Общественный транспорт в Афинах сократил работу, по всей стране перестали ходить поезда и паромы. Состоялись митинги и шествия протеста. В Афинах возле здания парламента группы молодых людей забросали полицейских камнями, в ответ те применили слезоточивый газ. Отдельные митинги провели крупнейшие профсоюзы государственного и частного сектора ADEDY и GSEE, коммунисты и представители других левых партий. Крупнейшее шествие собрали коммунисты под лозунгами: «Долой преступное правительство вместе с "тройкой"» и «Долг пусть выплачивают плутократы».
В полдень 7 февраля стало известно, что греческие политики могут принять условия «тройки» по дальнейшему сокращению расходов в обмен на кредиты, а это обещает новые социальные потрясения. В любом случае происходит радикализация общества. С одной стороны, отмечается рост консервативных настроений (церковь, военные), с другой - увеличивают влияние левые силы, от коммунистов до анархистов и вспомнивших о «перманентной революции» троцкистов. И те и другие легкой жизни Греции и Европе не обещают.
Почему Европе? Вспомним, что Греция со времен древней Эллады не раз потрясала Европу. В 1820-е годы она вела войну с Турцией за независимость. В следующем столетии воплощенное в Греции сочетание конституционной демократии и национализма распространилось по всей Европе. Кульминацией этого стал распад трёх империй - Османской, Габсбургской и Российской. В начале 1920-х годов лидеры Греции и Турции решили обменяться своими конфессиональными меньшинствами, переселив около двух миллионов христиан и мусульман. Греко-турецкий обмен населением стал моделью, по которой нацисты и прочие переселяли народы в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Индии.
Греция же оказалась в авангарде сопротивления нацистам. Зимой 1940-41 гг. она стала первой страной, отразившей нападение стран «оси», унизив Муссолини. А несколько месяцев спустя многие восторгались подвигом юного Манолиса Глезоса, который ночью забрался на Акрополь и сорвал немецкий флаг со свастикой.
Всего через несколько лет после разгрома Гитлера Греция вновь оказалась в центре истории, став передним краем холодной войны. В 1947 году, в разгар гражданской войны в Греции, Конгресс США поддержал «доктрину Трумэна» и выделение средств на «план Маршалла». Когда потекли доллары, американские советники сидели в Афинах, говоря греческому руководству, что нужно делать, а греческие холмы поливали американским напалмом, подавляя сопротивление коммунистов.
Чем всё завершится в этот раз? Неужели действительно разгорающийся греческий костер может спалить всю Европу!?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 209
Рейтинг поста:
Орешек Грецкий тверд, но все же..
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Евросоюз..едрена мать.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 38
Рейтинг поста:
Надо вот что сделать.
1).Россия заплатит весь долг Греции,Евросоюзу.
2).Греция выйдет из зоны евро и Евросоюза.
3).Закроет все границы с Евросоюзом,даже торговлю с ними(не нужны ей геномодифицированные европейские продукты!Такими продуктами травит Евросоюз с США, весь мир.).
4)Высадить наши войска в Грецию.И если что,защищать её.
5).Самым плотным образом начать помогать Греции.Это газ нефть и т.д.Развивать совместные проекты.
6).Наши туристы будут больше отдыхать в Греции,им будет большая скидка в ценах.
Я думаю,такие отношения с Грецией пойдут на пользу нашим странам.И Греция освободиться от долгового рабства(банковского)! И нечего Евросоюзу,пугать греков.Хотят исключить из Евросоюза?Да пожалуйста!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Интересные параллели: после революции 1917 года в России так называемая "Тройка" НКВД уничтожала православных и русскую церковь, сегодня еще одна "Тройка" пытается довести до самоуничтожения экономику страны, в которой христианская религия является государственной, подавляющее большинство населения - православными верующими, и на территории которой находится удел Божьей Матери - "столица монашества" святая гора Афон...