Зеленые ростки глобальной экономики пробиваются через слой увеличивающегося "долгового льда"
Кащеев Николай, начальник аналитического отдела казначейства ("Сбербанк")
Вопрос, на который надлежит ответить на самом деле, следующий: "Рынки рискованных активов, которые благополучно пребывают каким-то образом в limbo, даже когда банки, по идее, заказывающие музыку, демонстрируют неважные результаты, как в 4-ом кв.11 г. - успеют ли они реализовать свои успехи прежде, чем наступит расплата за отрыв от main street, реальной экономики?" И наступит ли он вообще, если при первых же признаках возвращения больного в сознание, центробанки немедленно достают шприц побольше?
"Это неправильно, но это реальность", часть II
Помните "green shoots" теперь уже трехлетней давности? За это время, наверно, могли бы вырасти сформировавшиеся деревца... Но они так и не выросли в естественных условиях экономики G7, зато цены ряда рискованных активов неплохо выросли - в виртуальном рыночном мире. Но вы все еще хотите зеленых ростков? Так вот, они появляются... Просто надо посмотреть на происходящее под новым углом зрения. Реальность совсем рядом, просто мы смотрим немного в другую сторону. Итак, вот что мы думаем по этому поводу:
"Если смотреть на происходящее с традиционной точки зрения, как, кажется, смотрит сегодня ФРС (или делает вид, что смотрит именно так - по полит.мотивам), то стагнация реальных доходов домохозяйств в США, [о которой мы столько говорили] - это плохо. А рост занятости на несколько спорные 243 тыс. рабочих мест в январе - это однозначно хорошо. Однако, строго говоря, с точки зрения старой экономической парадигмы динамика доходов имеет большее значение: именно она в итоге в наибольшей степени определяет конечный спрос, 70% ВВП. И, в самом деле, если все так здорово с занятостью, почему тогда доверие потребителей падает в январе?
Следующий комментарий в Business Insider проясняет ситуацию более чем наглядно:
"...Я не вижу этого [резко положительных сдвигов в экономике]. Предполагаемая стоимость моего дома для целей налогообложения только что была определена на 20% ниже прошлогодней. По-видимому, дно на рынке жилья - это миф. Да, я нашел работу после двух лет безработицы... за 9 долл.в час (очень низко по меркам США; примерно 25 тыс.долл. в год "грязными"), без соц.пакета, без оплачиваемого отпуска... Я только что прочел, что средняя цена проданного нового автомобиля выросла до 30 тыс.долл., это на 4 тыс.больше среднего дохода. Так кто покупает эти новые авто? Я намекну: слово начинается с SUB и заканчивается на PRIME. Можно назвать это мини-пузырем?"
Однако, если посмотреть на происходящее с другой стороны, "c точки зрения истории", то что это, если не необходимая коррекция? Низкие стандарты нового уровня жизни задали emerging markets, но это - рынок. Сама экономика G7 создала себе конкурентов, и иначе не могло быть."
Греческая проблема, к примеру, имеет два измерения. Во-первых, это - историческое измерение: на этапе излета, завершения той экономической парадигмы, которая ассоциируется теперь с имена Р.Рейгана, М.Тетчер и А.Гринспена, после нескольких лет господства весьма либеральной рыночной идеологии, в результате которых кто-либо - от "физиков" до правительств - перестал бояться больших объемов долга, долг в головах и кошельках и правительств, и граждан заменил заработок. Что-то подобное под мощным идейным прессом мировой финансовой системы начало происходить и в развивающихся странах, крупнейшие из которых в ходе всеобщего похмелья от более серьезных последствий спасла относительная отсталость банковской системы и... относительная бедность населения. Скажем, в РФ кредиты физическим лицам на пике цикла достигали всего 8% ВВП, а ипотека - около 2%. Несмотря на стремительное развитие сегмента subprime в 2007 г. (вспомним бурный рост кредита под 60 и более процентов годовых), он не успел вылиться в общеэкономическую проблему - спасало, в частности, отсутствие мощной инфраструктуры секьюритизации. Т.е., отсталость рынка, другими словами.
Те страны, в которых такая инфраструктура торговли рисками была создана на высоком уровне, сегодня находятся в самом уязвимом положении. Сегодня общий гос.долг ЕС, пишет Reuters, составляет 82.2% ВВП (конец 3-его кв. 2011 г.), а долг зоны евро - 87.4% ВП. Только 13 из 27 членов ЕС имеют госдолг ниже 60%, как того требует Пакт экономической стабильности и развития, и только 4 - из 17 членов зоны евро. Все остальные, кстати, должны быть наказаны "полуавтоматическими санкциями" согласно новому фискальному пакту, подписание которого всеми странами ЕС, кроме Великобритании и Чехии, вызвало такую бурную радость на рынках*. Долги правительств еврозоны резко взлетели, разумеется, после введения единой валюты евро, когда социалистически настроенные страны периферии воспользовались репутацией и рейтингом рыночной Германии для ублажения своих граждан через расширение финансирования по низким ставкам госрасходов. А рейтинговые агентства, вооруженные мощнейшими аналитическими аппаратами и теперь громящие государства ЕЗ по одиночке, разумеется, стали говорить после 2008 г. о "sudden stop", "внезапном" падении суверенного кредитного качества.
Во-вторых, проблема Греции имеет более глубокую проблему, лежащую в перверсиях "постиндустриального" общества. Это - более тяжелый груз, чем просто долг: в конце концов, можно пойти по пути Аргентины и допустить тяжелый дефолт, но сохранить в целом экономику для, смеем надеяться, лучше будущего. Кажется, к почти откровенному дефолту дело и идет... Но то, что стоимость unit labor ("единицы труда") в Греции выше на треть, чем в Германии - вот это уже намного хуже. То, что Греция очень рискует впасть в длительную полосу политической нестабильности - уже сейчас, до конкретных решений на бесконечно тянущихся переговорах с troika о новым мерах по восстановлению справедливости с помощью экономики, речь идет о новой всеобщей 24-часовой забастовке в стране. И она, видимо, будет не последней.
Точная такая же проблема, по существу, и у США. Страна, впрочем, действительно отличается большей гибкостью, чем ЕС, который чрезвычайно забюрократизирован и, следовательно, тщательно регламентирует, например, трудовое право. При этом, как водится, бюрократическая централизация в итоге оказывается неэффективной. Так, несмотря на высокую децентрализацию системы управления США, американское общество, естественно, имеет куда большую общность интересов от канадской границы до Мексиканского залива и от восточного побережья до "дикого Запада", чем наблюдается, скажем, между Финляндией и Италией. Зато в США нет ортодоксального якоря, вроде немецкого истеблишмента, что и привело к тому, что гос.долг США составляет 100% ВВП против менее 90% у Европы. Таковы возможности властей США по сдерживанию необходимой коррекции в ходе смены экономических парадигм. Настолько эффективно, объективно говоря, они пытаются препятствовать возвращению конкурентоспособности американской экономики, по крайней мере, в ее индустриальной части!
*Вот что мы писали по поводу фискального пакта:
"ЕС выступил против кейнсианства единым фронтом, за вычетом Великобритании и Чехии. Пакт об ограничении первичного дефицита бюджета 0.5% ВВП и общего дефицита 3% ВВП, при нарушении чего должны последовать санкции - победа "рассерженной" Германии. Первая кость немецкому электорату брошена, вторая должна последовать в виде использования всего лишь примерно 90 млрд.евро - не больше! - непотраченных до сих пор антикризисных средств ЕС для поддержки малого бизнеса и создания рабочих мест. Последнее - некоторая уступка кейнсианцам, однако ЕС, скорее всего, для вящего торжества немецких налогоплательщиков, придется сосредоточиться на изменении законодательства в сторону, которую можно охарактеризовать так: меньше социализма.
С чем приходится сталкиваться антикейнсианцам из ЕС, можно увидеть, например, на таком графике - безработица среди молодежи в возрасте 16-24 лет в странах еврозоны (см. график, источник Eurostat, ZeroHedge).
...В целом, антикейнсианский драйв Германии, страны, доказавшей, что деиндустриализация не является неизбежным спутником стран G7 (отчасти, правда, за счет еврозоны), вызывает симпатию, поскольку ведет иным путем, чем тот, на котором долг, и так достигший слишком высоких уровней до кризиса, продолжает накапливаться после такового. Но надо понимать и то, что это, скорее всего, предполагает неизбежную рецессию в ряде стран региона.
Заметим, что, начиная с 1999 года, страны ЕЗ нарушали основополагающий Пакт финансовой стабильности не менее 70-и раз, включая 30 случаев превышения дефицитом бюджетов планки в 3% ВВП. По идее, санкции за нарушения должны были бы означать штраф, взимаемый европейскими органами, однако ранее для этого требовалось решение членов ЕЗ. Теперь, вроде бы, "полуавтоматические" санкции будут применяться, если только большинство членов еврозоны не решит иначе в каждом конкретном случае: т.е., перерасходовал бюджет - готовь еще и деньги на штраф, 0.2% ВВП. Прочие меры таковы: лишение прав голоса в общих органах ЕЗ или приостановка трансфертов из ЕС в дефицитную страну.
Отклики по поводу эффективности таких мер (ранее полностью остававшихся на бумаге) противоречивы. Что понятно, имея в виду, например, антикризисный дефицит Франции, которой Германия прощает практически все.
Ну и, наконец, нынешний антикейнсианский европейский пакт не содержит никаких указаний о том, что делать с уже имеющимся долгом. А ведь это вопрос первоочередной важности."
Стремление приостановить неизбежную коррекцию в G7 можно понять: например, стремительное падение уровня жизни в Греции на 1/3 скорее напоминало бы 30% девальвацию в развивающейся экономике, чем динамику экономики, в которой макроэкономическая волатильность мала уже в течение многих лет; например, инфляция уже давно не коррекции невозможно. Поэтому, как мы писали в прошлом нашем обзоре "Это неправильно, но это реальность", делевередж, который был в 2011 г. заметно приостановлен примерно на 2/3 пути, следует в историческом контексте считать благом, а его приостановку - задержкой на пути подлинного восстановления экономики и, в конце концов, трансформации экономики в новую парадигму, ее переход на новый цикл развития. В этой связи напомним график из прошлого обзора .
Тем не менее, мы не станем отрицать наличия зеленых ростков в глобальной экономике, которые, впрочем, пока пробиваются через слой льда, который представляет собой навес долга, все еще продолжающего рост.
Источник: finam.ru.
Рейтинг публикации:
|