Тактика «еврогеддона»: от Греции до войны
|
Михаил Леонтьев |
Главный редактор еженедельного журнала "Однако". Родился в 1958 г. в Москве. Окончил общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Работал в изданиях «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Вusinеss МН», «Сегодня», «Профиль», на телеканале «ТВ Центр». С 1999 года – автор и ведущий программы «Однако» на Первом канале (ранее ОРТ).
|
Выпуск авторской программы «Однако» на Первом канале 25.01.2012.
В Европе Греция катится к неминуемому дефолту. При том, что этот дефолт может стать спусковым крючком для обвала всей еврозоны.
Очередная миссия кредиторов на прошлой неделе покинула Афины, не договорившись о списании долга. Без этой договоренности Греция не получит очередного транша от международных финансовых организаций и тогда вынуждена будет объявить дефолт уже в марте. При этом эти организации навязывают Греции очередные меры жесткой экономии, которые уже привели к жесткому спаду. А безработица приблизилась к 20%. Сжатие экономики, в свою очередь, ухудшают возможность обслуживания действующих долгов и стоимость новых заимствований.
В авиации это называют «плоский штопор». Если бы Греции дали упасть 2 года назад, это обошлось бы дешевле и ей, и всем остальным. При этом неспособность Евросоюза вывести маленькую Грецию из штопора может стать таким ударом по Европе, от которого она не оправится. Экономисты уже придумали слово «еврогеддон». И вот в этой вдохновляющей обстановке Евросоюз – естественно, под нежным давлением Соединённых Штатов – объявляет эмбарго на поставки иранской нефти.
Больше других в Европе от поставок из Ирана зависят как раз проблемные страны: Италия, Испания, Греция. Греция в настоящее время вообще не платит за иранскую нефть: Иран её поставляет в долг по заниженным ценам.
Кто теперь обеспечит Грецию нефтью? Еврокомиссия? На самом деле «еврогеддон» – вполне заслуженная судьба для «еврогедонистов», не способных защищать собственные интересы.
А что же американцы? Им-то это всё зачем?
Уже в течение нескольких лет цены на американскую нефть WTI держится на 10-20% ниже европейской Brent. При том, что так называемая «лёгкая техасская» качественнее североморской и, собственно, всегда ранее была дороже её. Единственное объяснение разницы – давление на внутриамериканский рынок дешевеющего газа. Стремительный рост добычи сланцевого газа в Америке привёл к тому, что биржевая цена на газ там опустилась ниже 90 долларов за тысячу кубов. Напомним, Европа платит за наш газ более 500. Даже наше население, то есть привилегированный потребитель – более 100.
То есть, о чём это? А о том, что для Америки нефтяной кризис в краткосрочном плане гораздо менее чувствителен, чем для всех её мировых конкурентов. В долгосрочном плане – тем более. А если это приведёт к краху мировой экономики, так на то есть известное средство – война. Которую они тщательно готовят, в том числе с помощью того же нефтяного эмбарго. Одним выстрелом – двух зайцев.
На прошлой неделе конгресс США, контролируемый республиканцами, отказал президенту Обаме, просившему поднять потолок госдолга на очередные 1,2 триллиона. То есть до 16,4 триллиона долларов. В 2011 году сопротивление республиканцев чуть не привело к техническому дефолту США и, в конечном итоге, к потере высшего кредитного рейтинга. В случае, если Обаме не удастся быстро продавить решение, начиная с 2013 года финансового года сокращения бюджетных расходов, в первую очередь социальных и военных, начнутся автоматически.
Прям, как в какой-нибудь несчастной Греции. Ну, продавит Обама решение. А дальше? Маленькая победоносная война – лучший ключ к бюджетной кубышке. А если она не будет маленькой и победоносной? Это лучший способ списания долга, который нельзя же наращивать бесконечно. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|