Экономисты мировой финансовой структуры настаивают на необходимости повышения пенсионного возраста
Во Всемирном банке произошли, на первый взгляд, рядовые, а по сути – значительные кадровые перестановки. Свой пост директора представительства по России покинул Педро Альба, также с должности главного экономиста ВБ по России ушел Желько Богетич. Их позиции заняли соответственно Михал Рутковский и Каспар Рихтер.
Сами имена, конечно, мало что говорят широкой общественности, и подковерные интриги вокруг этих перестановок представляют интерес скорее для «узкововлеченных» специалистов. Но сам факт перестановок, так удачно наложившийся на известные события и заявления первых лиц, безусловно, интересен сам по себе. К тому же Михал Рутковский уже работал в России в 1995-1996 гг. на должности главного экономиста по РФ, и вот это уже интересно, учитывая прежде всего период работы «на благо» нашей экономики. В середине 90-х она, под чуткой опекой Рутковского, как помнится, не вселяла в граждан оптимизм...
Потом г-н Рутковский, как гласит его опубликованный послужной список, сосредоточился на работе в родной Польше, где взялся «доводить до ума» социальную политику. Например, под его началом в этой стране была подготовлена и проведена комплексная пенсионная реформа, принципы которой дошли и до России: учреждение накопительной системы, новых механизмов инвестирования пенсионных накоплений и т. д. Далее Михал Рутковский продолжил заниматься реформами в социальной сфере, но уже не в масштабах Польши, а, будучи уже сотрудником Всемирного банка, в масштабах курируемых им стран Центральной и Восточной Европы.
С чем же приехал к нам столь авторитетный муж? Пока что Михал Рутковский не был многословен в общении с журналистами, отметив притом, что одним из его интересов является решение проблемы дефицита Пенсионного фонда. О конкретных шагах пока ни слова, но, учитывая тот факт, что Всемирный банк уже намекал прозрачнее некуда российскому руководству на необходимость повышения пенсионного возраста (в частности, об этом параллельно с назначением Рутковского заявил вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Ле Уэру, а до этого генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа предлагал России уравнять возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин), можно достаточно смело предположить, что всю силу своего административного таланта г-н Рутковский применит как раз на соответствующих переговорах и консультациях с российской властью.
К слову, чем дальше, тем меньше в этой самой власти остается людей, которых нужно как-то уламывать. О перспективе повышения пенсий говорили и помощник президента по экономике Аркадий Дворкович, и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Интересна и сентенция Путина о том, что пенсионный возраст в России повышаться не будет, но с оговоркой – «в ближайшем обозримом будущем». В течение ближайшей недели? Месяца? Года?.. Как в похожем случае сказал Ленин: «По форме все верно, а по сути – издевательство». Не исключено, что после выборов в марте 2012-го (мы берем предполагаемую модель с победой Путина) нынешний премьер, выдохнув, заявит, что «ближайшее будущее» прошло, что «надо войти в положение», что «да в лучшие времена мы бы...» и в том же духе. Да и пример с зарубежьем приведут: тяга к сравнениям – это в нашей политике наследственное. Вот, например, Япония: там на пенсию уходят аж в 70 лет! И экономика – смотрите какая!
Но проблема, очевидно, даже не столько в повышении планки пенсионного возраста, а в том, что власть почему-то предпочитает в тех же документах Всемирного банка и в высказываниях еврочиновников читать и слышать то, что ласкает слух и оправдывает стяжательство. Тот же Ле Уэру, например, заявил, что более ранний уход на пенсию, очевидно, связан с недостаточно хорошо организованным здравоохранением, причем связан непосредственно. Параллельно с повышением пенсионного возраста чиновник указал на необходимость повышения расходов на образование, медицину и социальную помощь. Это мы и без Ле Уэру знаем, знают это и «наверху», но вот ведь как случается: призыв повысить пенсионный возраст – императив, который (для приличия поохав: «не хочется, но надо») придется исполнять, а призывы совершенствовать поддержку здравоохранения и образования – так, добрые пожелания.
Вряд ли что-то к нашим знаниям о собственной жизни добавит и анонсированное экс-куратором по России от Всемирного банка исследование данным учреждением бедности в РФ. Опять же, общий вектор углубления этой проблемы известен практически всем, кто не может себе позволить персональную пенсию на привлекательных условиях. Известен он и власти: она даже время от времени позволяет бичевать себя за это. Или же разражается в газетных статьях тезисами, что бедных становится от года к году все меньше.
И скажешь им: «Так вымирают же, поди?» – ответят, не теряясь: «Так о том и речь!»...
О значении кадровых перестановок в структуре Всемирного банка и их значении для России в беседе с обозревателем KM.RU рассказал директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Сергей Смирнов:
– Я лично не знаком с г-ном Рутковским и не берусь его характеризовать, но Всемирный банк – это обычная бюрократическая структура, у которой существуют определенные функции, которые нужно кому-то исполнять. И кто там будет – Иванов, Петров, Сидоров, Браун, Смит или Барак Обама – это уже второй вопрос, как вы понимаете. И Рутковский – чиновник, подобный нашему Грефу или Силуанову. Так что ответить сейчас на вопрос, насколько его назначение полезно для России, я не могу.
– Предшественник Рутковского Педро Альба отметил, что Всемирный банк работает в России по беспрецедентно большому количеству направлений. Это нормально?
– Я думаю, что это – объективная данность, учитывая и все же немалое население России, и, конечно же, нерешенность абсолютного большинства проблем. Но и есть еще, как ни банально, вопрос денег: ведь каждый проект Всемирного банка подразумевает под собой серьезное финансирование. А человеческая природа везде одинакова, и если есть какие-то, вульгарно выражаясь, «хлебные проекты», западные консультанты ведут себя ровно так же, как и российские.
– Стоит ли ожидать, что решение о повышении пенсионного возраста будет принято уже в 2012 году, учитывая все более громкие призывы к этому? А теперь еще и Всемирный банк подключится...
– В этом году – нет, учитывая в т. ч. и разнородный состав Госдумы. Сейчас они решают совершенно другие вопросы, и тот, кто выступит на этом поле, рискует потерять очень многое, не приобретя взамен ничего.